СКВОЗЬ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Чудо материализации Помимо явления раздвоения существует еще один феномен, как нельзя более ярко демонстрирующий истинные возможности многомерной психоэнергетической природы человека. Речь идет о давно известном на Востоке явлении материализации и дематериализации, которым владеют, как правило, очень искушенные в эзотерических искусствах адепты. В отличие от явления двойников, которое может происходить с обычными людьми и даже помимо их собственной воли, материализация и дематериализация возможны только при длительной и серьезной психодуховной практике и требуют для своего осуществления не только больших знаний, но и огромных энергетических ресурсов. На Востоке о возможности подобных явлений знали с древнейших времен. Искусство материализации и дематериализации всегда считалось составным элементом способностей, достигаемых в ходе овладения йогой. Умения исцелять, передвигать предметы взглядом, перемещаться по воздуху и ходить по воде, останавливать и вновь «запускать» свое сердце, часами оставаться без воздуха, ходить по огню, не обжигаясь, принимать смертельные яды без вреда для организма – каких только чудес не было в арсенале последователей древнего учения йоги! И все же одна способность индийских чудотворцев всегда была особенно непонятной и необъяснимой для европейцев – это способность неожиданно появляться, что называется, из воздуха и исчезать в никуда прямо на глазах изумленных людей. По поводу этой способности было высказано много мнений и суждений. Самое распространенное объяснение этого явления сводилось к одному: гипноз! Мгновенный гипноз, иногда массовый, заставляющий людей поверить, что йог растворился в воздухе или прошел сквозь стену... Но в историях с невероятными исчезновениями или, напротив, появлениями есть существенные детали, которые в рамки одного лишь гипноза никак не укладываются. Впрочем, судите сами. Йог, который гулял по крыше тюрьмы В недалеком прошлом в одном из индийских городов – Бенаресе, управлявшемся, как и большая часть Индии в то время, английскими колониальными властями, произошел курьезный случай. Пуритански воспитанных англичан возмущал обычай индийских садху (отшельников) и йогов появляться на улицах городов и сел в одних лишь набедренных повязках или вообще обнаженными. Один такой йог, медитировавший на тихой улочке Бенареса без одежды, особенно досаждал колониальным блюстителям порядка. Англичане решили проучить «дикаря» и, дабы приобщить его к европейскому этикету, схватили и отправили в тюрьму. Йог, впрочем, не протестовал. Однако через пару часов после его заключения начальник тюрьмы вышел на улицу подышать свежим воздухом и, к своему неописуемому ужасу, увидел этого йога непринужденно прохаживающимся по крыше тюрьмы: в камере аскету стало жарко, и он тоже решил освежиться. Поднялся переполох, йога изловили и отправили обратно. Заодно проверили замки на дверях и поставили у камеры часового. Но все меры предосторожности оказались тщетными. В самые жаркие часы йог по-прежнему безмятежно прогуливался по крыше, а тюремные власти сходили с ума, не понимая, каким образом заключенному удается выбираться наружу, несмотря на то, что окошечко в камере было таким маленьким, что ни один человек не смог бы пролезть через него, даже если бы выпилил решетку, а на дверях висели дополнительные замки и, кроме того, стоял часовой. Так и не решив эту загадку, англичане в конце концов попросту выпроводили йога из тюрьмы куда глаза глядят. В самом деле, кому нужен заключенный, «просачивающийся» наружу не то через замочную скважину, не то через решетку на окне... или, Боже упаси, и вовсе проходящий сквозь стену? И каким гипнозом можно объяснить исчезновение человека из камеры, запертой на все замки, от которых у часовых не было ключей? Как ни могущественно искусство гипноза, но загипнотизировать стены тюрьмы, заставив их расступиться, еще никому не удавалось. Этот случай был приведен известным индийским духовным учителем Парамахамсой Йоганандой в его «Автобиографии йога». В этой работе приводится еще несколько свидетельств уникальной способности йогов к материализации и дематериализации. Как-то раз, еще будучи учеником, Йогананда вместе со свои другом и соучеником Дидженом ожидали приезда из другого города духовного учителя, Шри Юктешвара. Но случилось так, что учитель не успевал сесть на тот поезд, на котором должен был приехать и который ожидали ученики. В сознании Йогананды возникла телепатическая весть учителя: «Я запаздываю, девятичасовой поезд встречать не надо». Диджен не поверил телепатическому сообщению, данному Йогананде, и отправился встречать поезд, на котором должен был прибыть учитель, Йогананда же остался один в комнате и... стал свидетелем опыта материализации своего учителя. «Так как в комнате было довольно темно, я сел ближе к окну, выходящему на улицу. Пробивающийся скупой свет солнца вдруг перешел в интенсивный блеск, в котором исчезло окно с железной решеткой. На этом ослепительно ярком фоне появилась ясно материализовавшаяся фигура Шри Юктешвара! Потрясенный, я поднялся со стула и пал перед ним на колени. Обычным жестом почтительного приветствия стоп гуру я коснулся его башмаков. Они были мне хорошо знакомы – брезентовые, оранжевого цвета, с веревочными подошвами; он часто надевал именно такие башмаки в путешествия. Одежда цвета охры слегка задела меня, я ясно ощутил не только ее ткань, но и покрытую песком поверхность туфель и пальцы внутри них. Не в силах произнести ни слова от изумления, я поднялся и вопросительно уставился на него. "Я рад, что ты получил мое телепатическое послание, – голос учителя был спокоен и почти естественен. – А сейчас я закончил дела в Калькутте, и буду в Серампуре десятичасовым поездом". Поскольку я все еще безмолвно глазел на Шри Юктешвара, он продолжал: "Это не призрак, а мое тело из плоти и крови. Я получил божественное разрешение показать тебе этот опыт, редко достижимый в земных условиях. Будь на вокзале, вы с Дидженом увидите меня идущего к вам и одетого, как теперь. Впереди будет один попутчик – маленький мальчик с серебряным кувшином". Гуру положил обе руки мне на голову, прошептал благословение. Когда он завершил его словами: "До свидания", я услышал специфический грохочущий раскатистый звук (характерный звук дематериализации телесных атомов). Тело его стало постепенно растворяться в пронизывающем свете. Сначала исчезли ступни ног и ноги целиком, затем торс и голова, подобно свертываемому свитку. До самого конца я чувствовал, как его пальцы прикасались к моим волосам. Сияние исчезло, предо мной не осталось ничего, кроме окна с решеткой да струившегося бледным ручьем солнечного света». Как это происходит? Редкие в земных условиях опыты материализации людей часто оказывают на свидетелей этого чуда не только психическое, но и физическое воздействие, так как явление материализации или дематериализации физического тела человека сопровождается выделением в пространство большого количества энергии. В самом деле, «разобрать» свое физическое тело на атомы в одном месте земного шара и «собрать» его в другом – такая задача требует неслыханных энергетических резервов и доступна далеко не всем из самых выдающихся подвижников. Естественно, что способность материализации отличается от более частого и доступного по своей природе явления двойников. Двойник, или призрак реального человека, представляет собой его астральное тело, выделившееся из физического и состоящее из уплотненной астральной материи. При таком выделении астрального тела физическое тело человека остается «на месте», чаще всего в состоянии транса, но без каких-либо перемещений в пространстве. При дематериализации же физическое тело вместе с астральным двойником исчезает в одном месте пространства и появляется в другом. Характерной деталью этого процесса является световое излучение, о котором упоминали и Йогананда, и другие редкие свидетели материализации. Это свечение, очевидно, образуется благодаря мощному энергетическому излучению, сопровождающему переход физической материи в иное состояние, называемое в современной физике плазменным. Эзотерические источники неоднократно упоминают о том, что более высокие состояния материи обладают качеством светимости. Физическая материя в полном смысле слова растворяется и превращается в свет, характерный для более высоких состояний материи. Адепты эзотерических учений обладали способностью материализовывать и любые предметы и объекты помимо собственных физических тел. Наиболее ярким историческим примером такой способности были феномены, производимые основательницей теософского движения Е.П. Блаватской. Блаватская всегда подчеркивала, что способностью к материализации и дематериализации предметов в пространстве (как, впрочем, и другими феноменами) она овладела под руководством Учителей Мудрости, в Индии называемых Махатмами (в переводе с санскрита – «Великая Душа»). Загадочные мудрецы и философы Индии направили Е.П. Блаватскую в мир с огромной по своему значению духовно-просветительской миссией. Феномены, которые Е.П. Блаватская производила (иногда на глазах сотен изумленных зрителей) должны были подтвердить истинность теософии – научно-философского эзотерического учения о мире и человеке, популяризировать которое в Западных странах должна была Блаватская. Близкий сотрудник Блаватской Уильям Джадж, свидетель множества разнообразных феноменов, демонстрируемых Блаватской, так описывал их одному из активных участников теософского движения в Индии: «Я видел, как она заставляла предметы в комнате двигаться без чьей-либо помощи. Однажды на наших глазах серебряная ложка из самой дальней комнаты пролетела через две стены и три комнаты и оказалась у нее в руках, просто по ее безмолвному приказу. В другой раз она <...> извлекла прямо из стены дюжину баночек с краской, которые понадобились мне, чтобы написать картину в ее комнате. Еще как-то раз она взяла запечатанный конверт, и мгновение спустя письмо оказалось у нее в руках, а конверт по-прежнему остался запечатанным. Она снова коснулась письма, и тут же возник его дубликат. В руках у нее оказалось теперь два совершенно одинаковых письма. Был еще случай с ее кольцом с тремя сапфирами. Одной даме очень уж захотелось его поносить. Е.П. Блаватская сняла его и отдала. Дама ушла, унося с собой иллюзорное подобие кольца, а оригинал остался на месте. И таких примеров сотни». К этому можно добавить и случаи, когда Е.П. Блаватская заканчивала свои лекции по теософии дождем из цветов, сыпавшихся на головы слушателям прямо из воздуха; звон невидимых астральных колокольчиков и прочие чудеса, регулярно происходившие в присутствии Е.П. Блаватской. Впрочем, как добавляет У. Джадж, «все это бледнеет и меркнет по сравнению с теми восхитительными часами, когда мы слушали Просветленных. Они часто приходили ночами, когда все стихало, и подолгу говорили с Генри Олькоттом и со мной. <...> Основное из увиденного и услышанного мной в Нью-Йорке, в ее присутствии, происходило между полуночью и четырьмя утра». Само собой разумеется, что в Нью-Йорке адепты Востока обычно появлялись в своих астральных телах или же путем материализации своих физических тел... Научные объяснения феномена материализации На чем же основывается загадочное явление материализации и есть ли ему какие-либо объяснения? Оказывается, научное объяснение этого явления существует. Оно было дано учеником одного из Учителей Востока, давших миру учение теософии, еще во времена Е.П. Блаватской. Фрагмент этого письма приводится в книге Сильвии Крэнстон «Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения». Вот что говорится в письме ученика одного из адептов о явлении материализации: «Сначала рассмотрим феномен "осмоса" (извлечения...) Вашей записки из запечатанного и прошитого ниткой конверта <...> так, что печать и нить оказались неповрежденными. Это бесспорно доказывает, что восточные адепты превосходно знают природу сил, связующих атомы, и умеют управлять ими, что недоступно современным западным ученым. <...> Здесь действует та же сила, благодаря которой у Вас в комнате (в Бомбее, 1-го февраля 1882 г.) появилось письмо; та же сила действовала при возникновении писем из воздуха; дождя из роз; золотого кольца из сердцевины мускусной розы <...>, копии сапфирового кольца, созданной недавно для одной здешней знатной дамы, и в других примерах. Секрет в том, что "действие связующих сил" <...> может быть прервано и восстановлено снова в отношении каждой конкретной группы атомов. <...> Материю можно определить как сконденсированную Акашу (эфирную субстанцию); в процессе формирования атомов материя дифференцируется, подобно тому, как капельки воды выделяются из перегретого пара при его конденсации. Приведите дифференцированную материю в состояние ante (лат. – первоначальное. – Ред.) – материи недифференцированной, и для Вас не составит труда представить, как она может проникать через промежутки (расстояния между атомами. – Ред.) в веществе, находящемся в дифференцированном состоянии, подобно привычному для нас движению электричества и прочих сил по их проводникам. Совершенное искусство заключается в способности по своей воле прерывать и снова восстанавливать действие сил сцепления атомов в том или ином веществе: развести атомы так далеко, чтобы сделать предмет невидимым, но вместе с тем не утратить полярность и удержать эти атомы в пределах радиуса притяжения, чтобы затем вернуть их в прежнее состояние сцепления и заново создать вещество». К этому объяснению Уильям Джадж, один из близких сотрудников Е.П. Блаватской, добавлял, что предмет, дезинтегрированный таким образом и ставший невидимым, можно потом отправить «по созданному эфирному потоку на любое расстояние. В требуемой точке разделяющая сила устраняется, и тотчас силы сцепления восстанавливаются и возникает предмет, целый и невредимый». Джадж также добавляет, что осуществить феномен прохождения вещества через вещество, например, камня через твердую стену, можно двумя способами. Первый состоит в том, что «небольшой объект дезинтегрируется оккультным способом и проходит сквозь другие объекты», во втором случае «объект перемещают без дезинтеграции, – тогда, наоборот, дезинтегрируется любое плотное препятствие в том месте, через которое проходит объект». В качестве примера Джадж приводит один из феноменов, произведенный Е.П. Блаватской, когда она у него на глазах «взяла маленькую вещицу, а именно кольцо, положила его на стол, а потом, не прикасаясь к нему, переместила в запертый ящик рядом. В этом случае она дезинтегрировала либо само кольцо, чтобы оно могло пройти в ящик, либо место в ящике стола, достаточное для того, чтобы через него прошло кольцо». Гость, проходящий сквозь стены Яркое воспоминание об этом редком явлении сохранил один из его свидетелей – выдающийся ученый-востоковед с мировым именем Ю.Н. Рерих, старший сын великого русского художника, ученого, путешественника Н.К. Рериха. Когда Рерихи были в долине Кулу, считающейся одним из самых священных мест Индии, к Николаю Константиновичу часто приходил таинственный посетитель – лама (так называют жители Тибета буддийских священнослужителей). Юрия Николаевича Рериха, тогда еще совсем молодого ученого, очень заинтересовало одно обстоятельство встреч отца с этим гостем: никто не видел, каким образом лама исчезал из дома Рерихов после окончания беседы. Один из учеников Ю.Н. Рериха в своих воспоминаниях описал этот эпизод, рассказанный ему самим ученым и связанный с этими загадочными визитами. Однажды во время прихода таинственного гостя Юрий Николаевич вошел в комнату, где происходила беседа ламы с его отцом. Они сидели напротив друг друга и спокойно, доверительно разговаривали, не обращая внимания на вошедшего. «Я сел на край стула и словно одеревенел. Ничего не слышу и не вижу, а вернее, что-то слышу и вижу, но как бы всею поверхностью кожи. Не знаю, сколько просидел я так. Очнулся, когда Отец перенес меня в полуобморочном состоянии на постель. Наутро Отец с укоризною говорил: "Видишь, как ты травмировал свою психику? Впрочем, ты получил, что хотел"». А хотел Юрий Николаевич понять, как Лама-наставник уходил при закрытых дверях: «Видел растворившуюся, словно туман, форму человеческую, прошедшую сквозь... стену». «... и тело мое ты заключить не сможешь» Способность к дематериализации подчас играла в жизни подвижников более серьезную роль, чем просто создание удобных условий перемещения в пространстве. Подчас эта способность помогала ее обладателям сохранить жизнь, о чем свидетельствуют исторические хроники. Так, знаменитый философ и духовный учитель Аполлоний Тианский, дерзнувший открыто бросить вызов порочному и жестокому римскому императору – тирану Домициану, был вызван в суд, где в присутствии сотен римских граждан, заполнивших трибуны, ему было предъявлено обвинение в антиримской деятельности и святотатстве. Наказание, которым карался подобный проступок, было традиционно – казнь, в лучшем случае – тюрьма. Но, стоя перед римским императором, 85-летний мудрец гордо бросил тирану: «Ты можешь бросить в тюрьму мое тело, но не душу. И я добавлю, что и тело мое ты заключить не сможешь». При этих словах на месте, где стоял Аполлоний, блеснула ослепительная вспышка света – и знаменитый мудрец буквально растворился в воздухе на глазах огромной толпы. Как мы видим, дематериализация собственного тела осуществляется адептами эзотерических учений с разными целями и при разных обстоятельствах. Но, наверное, самой экстравагантной целью и не менее оригинальными условиями сопровождались опыты дематериализации в практике мексиканских индейцев, описанной в работах американского ученого-антрополога Карлоса Кастанеды. Своеобразной проверкой уровня возможностей, достигнутых учеником, являлся его прыжок с огромной высоты в пропасть, в процессе которого (то есть во время свободного падения) он должен был дематериализовать свое физическое тело, чтобы оно не разбилось о дно пропасти. Конечно, такому прыжку предшествовала многолетняя психоэнергетическая подготовка. Непостижимую способность человека управлять состоянием материи собственного тела, конечно, можно воспринимать по-разному. Можно верить этому, а можно считать выдумкой. Однако выводы ряда современных ученых, что очень важно, подтверждают реальность подобной трансформации материи. Известно, что физическое и плазменное состояния материи способны к переходам одно в другое, подобно тому, как вода может становиться льдом, паром и вновь возвращаться в свое жидкое состояние. Обычная физическая материя содержит в себе еще немало тайн и возможностей, которые современная наука только начинает изучать. Но еще больше загадок таит в себе многомерный по своей природе человеческий организм, способный не только управлять состоянием материи, из которой он сформирован, но и преодолевать пространство и время. СЛЕД ОБОРОТНЯ Колдуны-оборотни Как и все на свете, многомерную природу человека можно использовать в высших, но можно и в низших целях. Помимо тех способностей, которые справедливо относят к будущим эволюционным достижениям человечества, определенный круг людей, именуемый колдунами и черными магами, предпочитал использовать многомерную природу человеческого организма далеко не в духовных целях. Одной из необычных способностей, доступной магам и колдунам, являлось превращение человека в животное, называемое в народе оборотничеством. Об этой способности, доступной узкому кругу людей, повествовали народные предания всех стран мира. Народная фантазия всегда была богата на выдумки – это известно. Но известно и другое – нет дыма без огня. В основе каждого поверья, как правило, лежит какое-то реальное явление, дающее основу для «устного народного творчества». Наверно, наиболее фантастическим из всех традиционных суеверий является представление об оборотнях. Возможно ли превращение человека в животное? С точки зрения рационалистического, современного мышления, вера в оборотней может показаться глупой сказкой – не более того. И тем не менее в мире есть много такого, что, не укладываясь в рамки здравого смысла, все же живет и действует! Скажем больше – многое из того, что раньше считалось сказками, в наше время получило новый угол рассмотрения благодаря знакомству с эзотерическими науками. Эзотерика утверждает, что основой для подобных превращений является многомерная природа человеческого существа, являющаяся причиной всех чудес и паранормальных возможностей в 99 % случаев их подлинного проявления. Именно наличие в физическом теле человека невидимого тонкоматериального двойника – носителя сознания, способного к самостоятельным действиям вне своей физической оболочки – и является основой самого таинственного превращения из всех, на которые способно человеческое существо. Явление оборотничества даже в фольклоре рассматривалось как составная часть магического искусства. Оборотнями обычно являлись «профессиональные» колдуны, в арсенале которых имелись и другие «фокусы». Но встречались и такие случаи, когда оборотничество было как бы прирожденной способностью редких людей, которые специально колдовством не занимались. Эта странная способность присутствовала в человеке просто от рождения. Но подобные явления встречались значительно реже, чем оборотничество колдунов. В деревнях, где жили колдуны-оборотни, как правило, все быстро узнавали об их «странностях». Известны были и последствия их рискованных и страшных превращений: если подстрелить животное-оборотня, то у человека, в которого он затем превратится, будет рана на том же месте, что и у зверя. А вот поверье о том, что оборотня можно убить только серебряной пулей, относится уже к позднейшим легендам. Серебро действительно является металлом с сильнейшими оккультными свойствами, оно способно хорошо проводить и аккумулировать в себе духовные энергии. Но оборотня можно убить и без серебряной пули, так же как и обыкновенное животное. Хотя рассказы о том, что животное-оборотень обладает особой хитростью, изворотливостью и физической силой, тоже верны. К. Кастанеда в одной из своих книг описывал случай, произошедший с деревенской колдуньей, умевшей превращаться в собаку. Эта собака любила залезать в дома соседей, жителей индейской деревни, и воровать у них мясо и сыр. Местные жители знали о том, что за собака забирается иногда в их дома, и не трогали ее. Тем более что колдунья жила бедновато. Но однажды собака забралась в дом человека, который не стал церемониться с непрошеной гостьей. Он снял ружье со стены и выстрелил в нее. Собака погибла, и в тот же час умерла в своем доме женщина-оборотень. «Другой путь» Ученый-востоковед В.Н. Туркин, проживший много лет в Индии и Тибете, в беседах с ближайшими учениками подтверждал возможность существования невидимых психоэнергетических связей между человеком и животным, в частности, явления, которое в народе называется оборотничеством. Очень интересен в данном вопросе подход к этой проблеме именно ученого. Люди «западного», рационалистического, мышления привыкли рассматривать все непонятные явления в соответствии с одним критерием – научно это или ненаучно. Современная жизнь показала, насколько узок подобный критерий. Ведь науке известны далеко не все явления природы в силу того, что сам метод научного постижения мира, основанный, как правило, на видимых результатах, не может охватить собой все явления бытия и особенно ту область, которая соприкасается с миром иных измерений. Так, например, другой выдающийся востоковед, человек широкого мышления и огромных знаний, профессор Ю. Н. Рерих, стремясь воспитать в своих учениках более объективный и непредвзятый подход ко всем явлениям жизни, рассказывал им о том, что есть два пути постижения мира – путь науки и... другой путь. Ю.Н. Рерих говорил, что «другой» путь был у человечества до того, как оно подошло к цивилизации. И теперь на Западе этот путь забыт, но на Востоке, в тех уголках земли, которые остались не причастными к цивилизации, этот путь остался. А вместе с этим загадочным «ненаучным» путем постижения мира на Востоке остались и не менее загадочные явления, непостижимые и невозможные с точки зрения науки. Не случайно многие ученые-востоковеды свидетельствовали о том, что именно на Востоке явление оборотней хорошо известно и в наши дни и ни у кого не вызывает сомнений... Одна из учениц известного востоковеда, Т.Я. Елизаренкова, так передавала рассказ ученого об оборотнях: «В глухом районе Индии, в деревне на краю джунглей, ссорятся между собой два человека. Ссора смертельная, и один из противников запирается в своей хижине и сосредоточивается. Его сосредоточенность приводит к тому, что он становится одним целым с тигром-людоедом в джунглях Он сидит у себя дома, не ест и не пьет, находится в особом состоянии полной сосредоточенности. Вся деревня замирает, все знают, какой будет развязка. Исходов может быть два. Тигр бродит, петляет вокруг деревни. Если он настигнет противника и убьет, то связь между тем, кто сидит в хижине сосредоточенный, и тигром разрывается. А если противник убьет тигра – тот, кто сосредоточен, в этот момент умирает». Явление оборотней интересно прежде всего тем, что затрагивает иные миры и материи, которые современной наукой только начинают изучаться. Как-то во время беседы с Ю.Н. Рерихом тему оборотней затронул и известный писатель-фантаст И.А. Ефремов, заявив, что это явная выдумка. Но, как вспоминала участница этой беседы А.Д. Арендт, Ю.Н. Рерих возразил совершенно серьезным тоном, что это вовсе не выдумка и что в некоторых индийских племенах могут установить такую связь через астрал и другие планы. «Если такое животное убивают на охоте, его, так сказать, "напарник", то есть человек, завязавший с ним оккультную связь, также умирает. При помощи этого животного человек может видеть обстановку в джунглях и окружение этого зверя», – рассказывал ученый. Итак, иные миры – как средство таинственной связи человека с животным! В чем же состоит механизм этой связи? Сейчас уже не возникает сомнений, что параллельный мир – это не выдумка и не миф, а реальное явление, часть которого, кроме того, является структурным элементом организма самого человека. У астрального тела есть способности, которые издавна знали и применяли колдуны и маги. Будучи в полном смысле слова носителем сознания и жизненного начала, астральное тело обладает способностью переносить и то и другое не только в мир иной, но и в другие физические тела-оболочки. Сознание человека может покинуть его физическое тело и перенестись в физическое тело животного. Как становятся оборотнями Как же происходит удивительный процесс превращения человека в животное? Е.И. Рерих, отвечая в своих письмах на вопросы друзей, описывала один такой случай, произошедший во время выступления индийского факира: «В Индии и сейчас можно видеть феномен переноса жизненного принципа. Так, один факир на глазах нескольких европейцев оживил только что убитого воробья (задушенного). При этом сам он впал в транс, и, пока он находился в этом состоянии, воробей ожил и начал даже летать, но, как только факир пришел в себя, воробей снова околел». Описывая этот случай, Е.И. Рерих подчеркнула, что подобное использование способности перенесения жизненного принципа мог допустить только факир: йог никогда не позволил бы убивать птицу для проведения подобного эксперимента. Вполне возможно, что астральная связь между человеком и животным, о которой упоминал Ю.Н. Рерих, в явлении оборотней может принимать и другие формы. Но тот факт, что некоторые маги могут «вселять» свое астральное тело в физическое тело животного, подтверждается старинным народным поверьем, что когда оборотень-животное подходит к водоему или к зеркалу, на их поверхности отражается полупрозрачная фигура человека, а не только физическое тело животного. «Переселением» астрального тела человека в тело животного объясняется и тот факт, что раны, нанесенные животному-оборотню, появляются на теле вселившегося в него человека. О таких случаях повествует и славянский фольклор: если ведьме-оборотню, превращающейся в свинью или кошку, отсечь ухо или лапу, то и в «человеческом образе» ведьма лишится уха или руки. Кроме свиней и кошек русские и украинские ведьмы и колдуны могли превращаться в лошадей, баранов, волков, собак. Западноевропейский фольклор добавлял к этому списку еще и медведей. На Востоке, кроме тигров, были «популярны» также оборотни-леопарды. Японцы зверем-оборотнем издавна считают лису. Явление оборотничества имело большое разнообразие не только в отношении того, в кого можно было превратиться, но и в отношении способов превращения. Вариант, когда астральное тело человека переселяется в тело животного, а его физическое тело находится в состоянии транса, – это, оказывается, не единственный способ оборотничества. Если верить легендам и свидетельствам очевидцев, оборотень может превратиться из человека в животное почти мгновенно и... вместе со своим физическим телом. Последнее весьма трудно себе представить – и тем не менее... В некоторых эзотерических источниках есть указание на то, что в человеке, вернее, в его энергетическом комплексе, есть так называемое низшее ментальное тело – принцип, который когда-то был в организме доисторических животных, давно уже вымерших. Этот принцип представляет собой некий мост связи между энергетической природой человека и древних животных форм. В астральном теле современных животных этого принципа нет. А в энергетической структуре человека низшее ментальное тело осталось. Кроме того, всем известно, что человеческий эмбрион в утробе матери на разных стадиях своего развития повторяет своим внешним видом различные животные формы, словно собирая в себе генофонд всего животного царства Земли. «Я действительно стал вороной?» С выходом в свет серии интересных работ К. Кастанеды у нас, кажется, появилась возможность не только узнать об изумительных способностях человеческого организма, но и взглянуть на механику превращений человека в животное, так сказать, от первого лица. В ходе магической практики, которой обучали Кастанеду учителя-индейцы, ученику пришлось овладеть многими приемами традиционной магии, в том числе и искусством превращаться в животных. Первым существом, в которое превратился отчаянный американский ученый, стала ворона. Свои ощущения Кастанеда описывает так: «Я чувствовал, как у меня вырастают птичьи лапы, поначалу слабые и дрожащие. Я ощущал, как из задней части моей шеи выходит хвост, а из скул – крылья. Крылья были туго свернуты. Чувствовал, как постепенно они выходят. Процесс был трудным, но не болезненным. Затем я моргал до тех пор, пока моя голова не уменьшилась до размера вороньей. Но самый удивительный эффект произошел с моими глазами. Я стал видеть, как птица! Пока дон Хуан не велел мне смотреть вбок, у моих глаз, не было по сути полного обзора. Я мог, мигая одним глазом, сдвинуть фокус зрения с одного глаза на другой. <...> Я помню, что "распластал свои крылья и полетел". Я чувствовал себя одиноким, проносясь по воздуху. <...> Это больше походило на ходьбу, чем на полет. И утомляло мое тело. Ощущения свободного парения и воодушевления не было». Конечно, возникает вопрос: действительно ли физическое тело Кастанеды превратилось в ворону? Или в состоянии особого транса его сознание «переселилось» в тело вороны, как это чаще всего бывает с оборотнями? Кастанеда задал своему учителю неизбежный вопрос: «Я действительно стал вороной? То есть что – любой, кто посмотрит на меня, примет меня за обычную ворону?» Прямой ответ на этот вопрос Кастанеда получил несколько позже. Дон Хуан сказал ему, что манипулирование сознанием, служащее основой для превращения в любое другое существо (это называлось у индейских магов «смещением точки сборки»), вызывает полную трансформацию организма человека, в том числе и его физического тела. Продолжая тему экспериментов по превращениям, дон Хуан сообщил своему ученику, что ворона – это самый эффективный объект для превращения: «Ворона в безопасности. Ее размеры и природа идеальны. Она может безопасно проникать в любое место, не привлекая внимания. С другой стороны можно стать львом или медведем. Но это довольно опасно. Эти твари слишком велики, чтобы превращаться в них, потребуется слишком много энергии. Можно еще стать ящерицей, или тараканом, или даже муравьем, но это еще более опасно, потому что крупные животные охотятся за мелкими». Судьбы представителей животного царства в самом деле могут быть загадочными. Но наибольшую загадку природы представляет собой «гомо сапиенс». Непостижимо загадочный, изучаемый, но неизученный, он еще долго будет манить самого себя тайной своего внутреннего существа. ПРОСТРАНСТВО НАШИХ СНОВ Нападение... из сна Случаи видимого проявления тонкоматериальной природы человека относятся не только к числу экстраординарных ситуаций. Всем нам хорошо известное состояние сна хранит в себе немало сюрпризов и загадок, имеющих прямое отношение к проблеме многомерной структуры человеческого организма и его связи с миром иных измерений и высших состояний материи. Однажды группа студентов медицинского училища присутствовала на вскрытии тела опасного преступника-рецидивиста. Он совершил несколько убийств, при задержании оказал оперативной группе вооруженное сопротивление и был убит в перестрелке. Особого удовольствия вскрытие тел не доставляет никому. Поэтому неудивительно, что на молодых людей и девушек эта процедура произвела довольно угнетающее впечатление, усиленное рассказом о прошлом человека, совершившего страшные преступления и умершего тяжелой, неестественной смертью. Ночью многие обитатели студенческого общежития были разбужены отчаянным криком. Одной из девушек, присутствовавших на вскрытии, приснился кошмарный сон, в котором на нее напал тот самый рецидивист. Соседкам по комнате девушка рассказала, что во сне мертвец схватил ее сначала за руки, а потом за горло и стал душить. Ночные кошмары – вещь не такая уж редкая. В случае со студенткой медучилища нечему было бы удивляться, если бы... На горле проснувшейся от собственного крика девушки появились синие отпечатки пальцев! Соседки по комнате, увидев эти синяки, были поражены. Как может существо из сна оставить настоящие, реальные отпечатки на теле человека? Этот случай описал в одной из своих работ известный российский психолог В. Лебедев. В традиционной психологии подобные явления носят название стигматизации. Стигматизация может возникнуть по причинам чисто психического характера. Так, у многих фанатично верующих католиков стигматы самопроизвольно открываются на местах «ран Христовых» – как правило, в дни крупных церковных праздников. Самым знаменитым из современных стигматиков является итальянец Бонджованни, у которого неожиданно появились пять кровоточащих ран – на лбу, кистях рук и ступнях, то есть там же, где и у Иисуса, как это принято считать по церковной традиции. Но случаям стигматизации на религиозной почве предшествует долгая «психологическая подготовка». В истории, подобной той, что произошла со студенткой медучилища, психологи объясняют стигматизацию результатом сильного стресса. Является ли такое объяснение единственным? Или есть другие версии объяснения подобных явлений? В книге известного исследователя, биолога Л. Уотсона «Ошибка Ромео» приводится несколько интересных случаев, происшедших с людьми во время сна. Так, утром 21 сентября 1774 года Альфонсо де Лигуори готовился отслужить мессу в тюрьме Ареццо, когда его сразил глубокий сон. Двумя часами позже он пришел в себя и сообщил, что только что вернулся из Рима, где присутствовал при смерти папы Клемента XIV. Сначала решили, что ему это приснилось; затем, когда через четыре дня пришло известие о смерти папы, объяснили совпадением. Впоследствии выяснилось, что все, кто стоял у постели умирающего папы, не только видели Альфонсо, но и беседовали с ним, так как он руководил молитвой на исход души... Еще одно путешествие во сне, засвидетельствованное другими людьми, совершила жена некоего Уилмота, предпринимателя из США. Л. Уотсон так рассказывает об этом в своей книге «Ошибка Ромео». Третьего октября 1863 года из Ливерпуля вышло паровое судно «Город Лимерик», на борту которого находился владелец мануфактуры из Коннектикута С.Р. Уилмот, направляющийся домой к семье в США. Ночью 13 октября Уилмоту приснилось, что его жена вошла в каюту в ночной рубашке, остановилась в нерешительности в дверях, увидев, что там находится еще один пассажир, затем приблизилась, поцеловала его и исчезла. На следующее утро его сосед, Уильям Тайт, по отзывам, сдержанный и очень набожный человек, без всякой видимой причины вдруг перестал с ним разговаривать. После настойчивых попыток выяснить, в чем дело, Тайт заявил: «Как вы можете позволять себе, чтобы женщина являлась к вам в таком виде». Выяснилось, что, лежа без сна, он наяву видел в точности ту же сцену, что Уилмот во сне. Когда 23 октября судно пришло в Нью-Йорк, жена Уилмота сразу же спросила, не видел ли он ее 10 дней назад. Зная о штормах в Атлантике и услышав о гибели другого судна, в ту ночь она отправилась спать в большой тревоге за жизнь мужа. Во сне она видела, как будто она пересекла бурное море, нашла низкий черный корабль и прошла сквозь его стены в каюту, где должен был находиться ее муж. Там она увидела лежащего на койке и смотрящего прямо на нее незнакомого человека. Смутившись, женщина на мгновение задержалась в дверях, но, увидев на соседней постели мужа, вошла, поцеловала его и покинула каюту. Впоследствии она сумела точно описать обстановку каюты. Что же происходит с людьми во сне? И каков механизм странного раздвоения, благодаря которому человек, будучи спящим, одновременно присутствует в другом месте и, более того, совершает осмысленные действия, а его «двойника» видят другие люди? Астральные путешествия во сне и наяву Самые первые представления о сне, встречающиеся в верованиях древних народов, сводятся к тому, что, пока человек спит, его душа вылетает из тела и путешествует в других краях. Впечатления души и составляют сновидения, которые видят люди. Материалистическая наука долго иронизировала над наивностью древних представлений о сне. Но самое интересное состоит в том, что два приведенных выше случая очень соответствуют подобному объяснению. Остается лишь выяснить: что такое «душа» и как она выглядит во время своего отделения от тела? В настоящее время немало специалистов, работающих в области народной медицины, экстрасенсорики, психотерапии, физики, биологии и других наук, разделяют мнение эзотерических учений о том, что структура человеческого организма многомерна по своей природе. Помимо физического тела он включает в себя тонкоматериальный комплекс, называемый иногда энергетическим телом (или телами, так как у человека их несколько). Именно этот тонкоматериальный двойник и выделяется в пространство во время сна. Наблюдения в течение веков показали, что он может уплотняться и становиться видимым. Вероятно, именно такие уплотненные энергетические двойники жены Уилмота и Альфонсо де Лигуори видели люди в сотнях километров от тех мест, где находились их физические тела, погруженные в глубокий сон. В силу каких обстоятельств тонкоматериальное тело человека, невидимое в обычном состоянии, становится иногда видимым, приобретая уплотненную форму? На этот вопрос пока трудно дать определенный ответ. Эту загадку еще предстоит разгадать. Сейчас более-менее уверенно можно только утверждать, что механизм сна состоит в выделении тонкого тела из физической оболочки. Этот механизм, кстати, объясняет и природу такого загадочного явления, как летаргический сон. Во время отделения тонкое тело продолжает сохранять связь с физическим, ясновидящие воспринимают ее как жгут или нить серебристо-белого цвета. При сильном физическом и энергетическом истощении тонкое тело, выделившееся из физического, по каким-то причинам не может сразу вернуться в свою физическую оболочку – вот тогда и наступает летаргический сон. Долговременное пребывание тонкого тела вне физического характерно также для больных, находящихся в реанимации в коматозном состоянии. А что происходит с нашими двойниками во сне? Оказывается, они могут совершать много самых неожиданных действий и в то же время быть объектами воздействия со стороны других сил и существ иного измерения. Дело в том, что, выделяясь из физической оболочки, тонкое тело попадает в астральное пространство, состоящее из того же вида материи, что и наш тонкоматериальный двойник. Впрочем, он может путешествовать и по физическому миру, в считанные секунды пересекая огромные расстояния. Позволяют ему это свойства астральной материи, из которой состоит двойник. Приведенные Л. Уотсоном примеры показывают, что может совершать тонкое тело во сне. Беспокойство за любимого человека, как и особая кармическая связь с умершим, способны спровоцировать астральное тело на самостоятельные действия. Особенностью приведенных случаев стало и то, что тонкое тело проявилось в данных ситуациях в уплотненной форме, стало видимым всем окружающим и внешне неотличимым от обычного человека. В подавляющем большинстве случаев путешествующее в физическом пространстве тонкое тело невидимо для окружающих. Исключение составляют ясновидящие, маленькие дети и... животные. Это объясняется тем, что все они обладают так называемым «астральным зрением». Способность животных видеть привидения и призраки известна давно. Не менее хорошо воспринимают они и обычные перемещения тонкоматериальных фантомов человека в пространстве.
Л. Уотсон в «Ошибке Ромео» приводит одну интересную историю на эту тему: «Одна приятельница рассказывала, как во сне она видела, что выходит из спальни, проходит через все комнаты, в одной из которых сидит ее муж и читает, а затем возвращается в постель. Когда она проснулась, три ее кошки сидели на полу у кровати, глядя с беспокойством, а муж сказал, что они обошли только что весь дом, повторив приснившийся ей путь, как будто шли за ней по пятам». За кем же шествовали по дому кошки? Они действительно шли по пятам за своей хозяйкой, с той лишь разницей, что во сне она совершила «прогулку» по комнатам в своем тонком теле, а не в физическом. Муж не увидел фантом супруги, а вот ее четвероногие друзья не только признали хозяйку, но и забеспокоились, чувствуя некую разницу между ее привычным физическим образом и тонкоматериальным двойником. В чем состоит деятельность тонкого тела во сне? Она может иметь самые разные формы и направления. Действия тонкого тела могут быть продолжением деятельности физического тела и привычной «земной» активности сознания. Приведенные в книге Л. Уотсона примеры относятся именно к этой области. Двойники в данном случае действовали в земном пространстве, будь то Атлантика или собственный дом. Но, помимо физического, в Космосе существуют иные миры и планы бытия. Само тонкое тело создано материей других измерений и принадлежит не столько физическому, сколько иному миру. Поэтому оно может «улетать» во сне в иные миры. Может там встретить друзей или врагов, подвергнуться нападениям (как студентка медучилища) или получить неожиданную помощь. В мире ином наша тонкая оболочка способна обучаться знаниям, недоступным обычному «земному» рассудку, и постигать великие тайны мироздания. Самое главное – уметь творчески использовать присущие ему необычные возможности.
Болезни начинаются во сне? Стал уже классическим случай «предугадывания» болезни во сне. Человеку снится, что его кусает за ногу собака; через некоторое время на месте «укуса» образуется язва. Ничего удивительного в этом нет: все болезни начинаются с неполадок и нарушений в тонкоматериальном комплексе человека. Атакам и неблагоприятным внешним или внутренним факторам первым подвергается астральное тело. Физические ткани еще в порядке, никакой опухоли или язвы на ноге нет. Но тонкое тело повреждено; подсознание в символической форме сигнализирует об этом сознанию. Повреждение тонкого тела быстро передается физической оболочке. В результате развивается болезнь. Очень часто сны показывают болезнь, уже сложившуюся не только на энергетическом, но и на физическом плане. Известен случай, когда к врачу на прием пришла женщина, жалующаяся на то, что ей уже в течение месяца снится, что она ест сырое мясо. Врач направил пациентку к специалисту по желудочно-кишечным заболеваниям – и не ошибся. Анализы показали не резко выраженную форму гастрита. Любой врач знает, что пациентам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, часто снится, что за ними кто-то гонится, или что они карабкаются на гору, поднимаются по крутой лестнице и тому подобное, что часто сопровождается приступами удушья во сне. В данном случае болезнь уже присутствует в физическом теле. Но бывают сны, которые показывают болезнь еще в зародыше, то есть на «энергетическом» уровне, как в случае с укусом собаки. Подсознание активно информирует рассудок о неполадках в тонком теле. Что это? Механическое отражение сложившейся ситуации? А может быть, отчаянный призыв подсознания к разуму – призыв включиться в борьбу с недугом и помочь тонкому телу преодолеть болезнь в самом ее начале, на «энергетической» стадии? Возможно ли это вообще – сознательным усилием корректировать свое здоровье, устраняя еще не проявившуюся физически болезнь? Оказывается, да. Более того, наилучшим образом это можно сделать... во сне. Сон, способный менять и предопределять события нашей обычной земной жизни, выдающийся индийский философ Шри Ауробиндо назвал сном-действием. Такой сон состоит в способности мгновенной сознательной реакции на события, происходящие с нами в сновидении. Ведь события наших сновидений – это не всегда отражение уже происшедшего с нами днем. Часто это «проигрывание» ситуаций будущего, которые еще только произойдут с нами завтра, через неделю или через месяц. Такова уж природа сна – не иметь прошлого или будущего, а погружать сознание в один временной поток, насыщенный событиями или уже произошедшими, или только формирующимися на энергетическом плане. И если произошедшее изменить уже нельзя (хотя отдельные следствия поддаются корректировке), то пластичное будущее изменить можно, и именно во сне. Сон – это естественный канал, соединяющий человека с миром будущего, миром высшего, энергетического уровня, который по отношению к физическому плану имеет причинный характер. Многие наши болезни и жизненные ошибки имеют свое начало во сне. Но поскольку во сне подавляющее большинство людей лишено «дневного», бодрствующего сознания, то, соответственно, и способность изменения событий во сне отсутствует. А если бы во сне нам удавалось сохранить полное сознание – атаки враждебных сил на нас стали бы отнюдь не такими эффективными. Всем известен пример: вам кажется, что за вами кто-то гонится. Вы бежите по каким-то подвалам, пытаясь спрятаться. Преследователь настигает. Вы вздрагиваете, просыпаетесь в испуге. Потом засыпаете, утром встаете, как обычно. Но к вечеру у вас поднимается температура, начинается озноб. Вы заболели. Простуда, авитаминоз, переутомление – да, это обычные физические предпосылки болезни. Но даже при наличии этих предпосылок болезнь не всегда развивается. Кроме физических, есть еще и энергетические причины. Они состоят в воздействии на нас существ иного мира, далеко не всегда дружелюбно настроенных, а также энергетики наших собственных мыслей, мыслей других людей и т. п. Во сне человек наиболее уязвим для атак, потому что тонкое тело выделено из защитной физической оболочки, а главный энергетический потенциал – сознание – бездействует. Ведь когда во сне за нами гонится тигр, мы не понимаем, что видим сон. Мы на самом деле пугаемся и удираем изо всех сил. Это и есть полубессознательное пассивное состояние сна. Человек в таком пассивном, полусознательном состоянии не может защищаться и корректировать события по своему усмотрению. Он – объект воздействия. Если у астрального тела хватит сил, оно «убежит» от опасности. Если нет, будет атаковано, потеряет энергию и, вполне возможно, заболеет. А если к событиям сна подключить более полное, или активное сознание? Активное сознание зафиксирует приближающуюся опасность раньше, чем ваше астральное тело начнет «убегать от тигра». Вместо того, чтобы «убегать», вы или проснетесь, выйдя из опасного для вас пространства тонкого плана, или во сне же «возьметесь за ружье». Тогда ваш сон станет сном-действием. Как изменить судьбу во сне... Конечно, полного, «дневного» сознания во сне способны достигнуть только настоящие адепты йоги. Но в любом случае сон-действие имеет большое значение, так как дает человеку власть над событиями своей жизни и большие психоэнергетические возможности. В книге Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания» приводится следующий эпизод. «X. снится, что она гуляет с подругой по берегу озера, вода которого кажется необыкновенно прозрачной. Вдруг со дна озера выпрыгивает змея и кусает подругу за горло. X. предпринимает несколько попыток спасти ее, но затем сама приходит в ужас: змея преследует теперь и ее, и она убегает "назад домой", в свое физическое тело. На следующий день она узнает, что подруга заболела и совершенно потеряла голос. Ее саму весь день преследует целый ряд мелких неудач, несчастий внутренних и внешних. Если бы она была активно и сознательно сосредоточена, то ничего бы не случилось – враждебные силы бежали бы. Есть множество примеров тому, как "чудесным образом" удавалось избежать несчастных случаев, когда накануне они были преодолены если не самим человеком, то его другом, пришедшим на помощь во сне». Умение быть сознательным во сне (тем более, настолько, чтобы отражать атаки враждебных сил) – это достаточно труднодостижимая способность. Для ее достижения необходима долгая и упорная работа над собой, методика которой описывается в Живой Этике, в «Гранях Агни Йоги» и в интегральной йоге Шри Ауробиндо. Помимо специальных знаний есть одно общедоступное и простое средство защиты во сне – это молитва перед сном, обращение к Высшему Разуму и Силам Света. Конечно, чтобы быть эффективной, такая молитва должна основываться не на бездумном механическом повторении заученного текста, а на осмысленном, сознательном обращении к Силам Света. Текст молитвы не так уж важен, молиться можно своими словами. Важно содержание и, так сказать, духовный уровень молитвы. Ведь молитва может быть просьбой о благе только для себя, а может нести в себе чувства благодарности и признательности Высшим Силам за все, что Они сделали и делают для всех. Конечно, когда человек думает не только о себе, но и о других, и особенно о Высших Силах, он тем самым расширяет свое сознание за рамки своего «я», одновременно усиливая свой духовный и энергетический потенциал. Обращение к Силам Света является лучшей защитой от ночных кошмаров потому, что наполняет ауру человека светлой энергетикой. Человек есть то, о чем и как он мыслит. Если его мысли наполнены отрицательными переживаниями – злобой, завистью, обидой – энергетика его организма, и особенно тонкого тела, загрязнена и ослаблена. Светлые, чистые мысли гармонизируют организм человека и его психику. В астральном плане, куда попадает тонкое тело человека во время сна, существуют разные слои. Низшие слои астрала наполнены удушающей, отрицательной, плотной энергией негативных психических проявлений социума. Энергии светлых мыслей и чувств, в силу присущих им высоких, тонких вибраций, «поднимаются» в высшие слои астрального плана. Низшие слои астрала – место обитания вампирических тонкоматериальных сущностей и развоплощенных душ злобных, порочных людей – наполнены тяжелой и темной энергетикой. Средние и высшие слои иного мира светоносны в силу качеств, присущих незагрязненной астральной материи и энергии. Куда, в какие слои попадает астральное тело человека после своего выделения из физической оболочки во время сна? Это зависит от качества нашего мышления. Закон привлечения подобного подобным действует и в ином мире. Если человек засыпает, будучи во власти плохих мыслей, его тонкое тело, отягощенное негативной, тяжелой мыслеэнергией, попадает в низкие слои астрального плана. Если человек заснул в хорошем настроении, со светлыми мыслями, тем более – мыслями духовными, мыслями молитвы – его тонкое тело, напитанное светлыми, высокими энергиями, будет способно подняться в более высокие слои астрала. А поскольку каждый человек, за исключением отдельных случаев, пребывает в привычном ему, отработанном «мысленном режиме», то и путешествия его тонкого тела во сне имеют проторенный маршрут. Именно привычные человеку мысли и чувства определяют «высоту» слоев тонкого мира, доступных его астральному телу. Чем выше духовный уровень человека, сильнее и чище его энергетика, тем богаче его внутренний мир и тем более высокий слой астрала доступен его тонкому телу во сне. Давно уже подмечено, что людям с высокими интеллектом и духовным уровнем, с развитыми творческими способностями снятся яркие, насыщенные, цветные сны, не говоря уже об известной творческой деятельности во сне, нередко приводящей к настоящим открытиям. Моцарт слышал во сне дивную музыку и, просыпаясь, записывал ее. Пушкин и Маяковский во сне «получали» готовые стихи, Менделеев увидел во сне таблицу элементов, а Нильс Бор – модель атома. Творческая деятельность сознания во сне усиливается и облегчается, так как выделившаяся из физического тела астральная оболочка является более удобным «инструментом» для осуществления энергоинформационного обмена с пространством. В Живой Этике говорится о том, что тонкое тело развитого в духовном отношении человека способно выделяться на большие расстояния, «улетая» от своей плотноматериальной оболочки. Астральное тело неразвитого человека, напротив, во время сна «болтается» в пространстве рядом с его физическим телом. Люди примитивные, живущие только материальными потребностями, как правило, не видят ярких, содержательных снов, часто вообще не помнят их. Хотя проблема «вспоминания» снов имеет еще одну сторону. Не помнить свои сны могут и люди, чей духовный уровень настолько высок, что во сне их тонкое тело уносится в самые высокие слои астрального плана. Но энергетические вибрации этих слоев настолько высоки, что физический мозг не может воспринять и запечатлеть их, и потому обычное «земное» сознание не сохраняет памяти об этих сверхтонких переживаниях. Чем тоньше энергии и выше вибрации – тем сложнее запечатлеваются они на физической материи нашего мозга. Справедливости ради скажем, что не так уж много людей способны воспринимать высшие вибрации иных миров даже на сверхсознательном уровне. Большинство вообще предпочитает не думать о духовном мире. Средний уровень сознания, средняя, «серенькая» жизнь с ее обычными заботами и проблемами часто наглухо закрывают путь к чудесной, высшей, многомерной реальности Космоса. И потому у многих людей сны представляют собой лишь хаотические, несвязные отрывки дневных впечатлений, весьма далекие от удивительных откровений и пророческих видений, доступных во сне творческим натурам. Если бы мы могли понять истинную природу сна и научиться сознательно использовать это «окно» в иной мир, данное нам самой природой, наша жизнь сильно изменилась бы. Гораздо меньше стало бы несчастных случаев и катастроф, ссор и непонимания между людьми, психических и физических болезней. Чудесный ключ, открывающий сознанию вход в иную реальность, а вместе с тем – и возможность сознательной корректировки своей судьбы, – дается нам в руки каждую ночь. Воспользоваться этим ключом проще, чем многие думают. Модные в наше время школы «программирования снов» и управления сновидениями в большинстве случаев только засоряют психику и перегружают нервную систему ненужными установками. Гораздо более простые и доступные способы активизации сознания во сне содержатся в книгах Живой Этики, в «Гранях Агни Йоги» и в интегральной йоге Шри Ауробиндо. Психоэнергетическое значение сна для всей жизни человека огромно. Огромен и творческий потенциал, даваемый нам соприкосновением сознания с иной реальностью. Задача состоит лишь в том, чтобы суметь воспользоваться этим потенциалом.
-----------------------------------
|