Е.Бумбиерс ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И КАРМА НЕИЗБЕЖНОЕ СИНТЕЗ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ДУХОВНОЙ МЫСЛИ Этот труд разработан по книгам «Учения Живой Этики» или «Агни-Йоги».Записано Учение ЕЛЕНОЙ ИВАНОВНОЙ РЕРИХ, женой знаменитого русского художника, ученого и мыслителя академика Н.К.Рериха, из бесед с МАХАТМОЙ М. и передано миру, как неотложно нужное для переживаемого века, который должен быть веком реализма, а не извращенного материализма. Материалисты исключают из своего мировоззрения Мир Невидимый. Ограничено такое мировоззрение в то время, когда при помощи всевозможнейших, тончайших приборов современной наукой исследуется многое — глазу невидимое. Приборы могут становиться совершеннее и то, что они откроют глазу исследователя сейчас «невидимое», сделается доказанным и дополнит видимую глазом реальность — «тонкой реальностью».
Вот к такому миросозерцанию подводят нас выписки из «бесед», и потому сугубо-внимательно вникнем в эти изумительные, по своей логичности и согласованности западной и восточной мысли, сведения. Чтобы прояснить вопрос, как относятся Учителя Востока к подвигу Христа, привожу слова из книги «Мир Огненный» I, обращенные к ученице и ближайшей сотруднице Е. И. Рерих. «Прекрасно, что вы почитаете дни Великой Жертвы.Пусть каждое сердце человеческое почерпнёт силы для подвига из Чаши Спасителя.Не будем,как дикари,враждебные друг к другу.Должно окончиться время распятий и убийств! Слышите ли, нужны исповедники Истины, хотящие крещения огненного. Пусть замолкнет злоба,хотя бы в дни великих страданий, когда была испита Чаша за весь мир». Слова самого Христа: «Огонь пришел Я низвести на землю,и как желал бы,чтобы он уже возгорелся!», (Ев.от Луки,гл.12,ст.49).— положены в основу Учения Жизни «Агни-Йога» («Агни» — Огонь по-санскритски). Пришло время,когда только огненным пробуждением,только искренним,горячим устремлением к очищению,к пересмотру своей жизни и убеждений будет преодолен духовный кризис, охвативший всю землю. Ошибаются те, кто говорит,что русскому православию чужда мысль об огненных проявлениях Благодати Св. Духа.Надо только просмотреть жизнеописания великих русских святителей, чтобы увидеть, как много в них говорится об Огненных проявлениях, которые русская богословская традиция называет «Фаворским Светом», тем указывая на Огненное Преображение Христа на горе Фавор. Особенно ярки Огненные проявления были в жизни Преподобного Сергия Радонежского, из благословляющих рук которого струилось нежгучее огненное пламя, видимое многими паломниками; Огненные Мужи сослужили Ему в церкви, когда от горящей Огнем Чаши приобщался Святитель. Много удивительного найдем, читая «Учение о Благодати», данное Серафимом Саровским через своего ученика Н. А. Мотовилова. Мотовилов по поручению Святителя записал об удивительных переживаниях в Огнях Св. Духа в «Мире Огненном»,и те пояснения, которые давал Серафим, присовокупивший, что через вас это должно стать известно всему миру.* Не забудем и того, что в описании жизни О. Иоанна Кронштадского неоднократно говорится об Огненных Мужах,сослуживших ему. В Учении Жизни для людей материалистических воззрений,которых клерикальное название «Благодать Св.Духа» может уже оттолкнуть,введено название «психическая энергия»,потому что творческая сила человека есть Божественный дар,полученный вместе с жизнью.Под названием «парапсихических» явлений наука начала изучать скрытые силы человека. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ ИЗ БЕСЕД И ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА ЗОСИМЫ «Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство! Были бы братья, будет и братство!» «И неужели сие мечта,чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия,а не в радостях жестоких,как ныне — в объедении,блуде,чванстве,хвастовстве и завистливом превышении одного над другим?» «И сколько же было идей на земле, которые даже за десять лет немыслимы были и которые вдруг появлялись,когда приходил для них таинственный срок, и проносились по всей земле? Так и у нас будет!» «..., а хоть единично должен человек вдруг пример показать и вывести душу из уединения на подвиг братолюбовного общения, хотя бы в чине юродивого. Это чтобы не умирала великая мысль, но послужит основанием к будущему уже великолепному единению людей». «БУДИ, БУДИ!» («Братья Карамазовы», книга 6-я, Русский инок.) «Миропонимание, обнимающее Мир Невидимый, изменит психологию людей... Ничто не должно препятствовать делиться знанием и способствовать расширению сознания — в этом будет любовь к ближнему». «Мир Огненный» I,§617. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И КАРМА Глава I Духовный кризис Когда думаешь о духовном кризисе охватившем мир, то прежде всего задумаешься о молодежи. Они бунтуют против всех и всего. Где причины? Что это — явление последних десятилетий? Где начало? Это явление не последних десятилетий. Начало надо искать много раньше. Уже 100 лет тому назад Достоевский дал целую плеяду русских бунтарей. Уже тогда назревал духовный кризис, который в настоящее время охватывает весь мир. Причин много, но обратимся к мыслям и зарисовкам Достоевского. Тип дерзновенного бунтаря, непринимающего тысячелетиями установленного миропонимания — ось, около которой выведен целый ряд трагических персонажей Достоевского. Все они — люди умственно более зрелые, способные ставить дерзновенно- смелые вопросы не только общепринятым авторитетам, но и выступать против общепризнанной морали, их дерзость идет еще дальше, они самому Богу противопоставляют свои взгляды. «Все ли дозволено?» — Ведь это вызов! Вызов Небу! «За что страдают люди? — даже маленькие дети?» «Может ли быть рай, когда рядом ад?» Такие вопросы ставят «бунтари» Достоевского. Он изображает их дерзновенными, подвергающими испытанию ценности и нормы в своем личном опыте. (Раскольников, Иван Карамазов, Ставрогин). Раскольникова, («Преступление и наказание») убившего старуху-ростовщицу, нельзя приравнять к массе преступников, убивающих, грабящих свои жертвы без всяких рассуждений, готовых на новые убийства при удобном случае. Убийц, с таким уровнем сознания, Раскольников презрительно называет — «вошь». Про себя он гордо говорит — «я не вошь». Убивши старуху он, несмотря на страшную нужду, не воспользовался унесенными деньгами. Сраженный конфликтами, происшедшими в его душе, он забыл о деньгах. Разве он шел на обыкновенное преступление? Это был дерзновенный вызов, как он думал, общепринятой морали, ограничивающей свободу воли. Это был вызов самому себе — хватит ли у него смелости восстать против какого-то отзвука, где-то под сознанием, противоречащему холодным выкладкам рассуждающего ума! Это был вызов Небу! Вся дальнейшая драма души Раскольникова — это его внутреннее признание поражения. Голос высшего «Я» — голос совести — в его душе одерживает верх над всеми рассуждениями рассудка и, вопреки всякой логике, приводит его на признание. Уже после признания он очень страдает. Бунтарь, так самоуверенно бросивший вызов Небу, признал, должен был признать свою слабость перед шепотом духа, голоса, которого он не хотел признавать. Не убийцу старухи-ростовщицы, но смелого бунтаря, сознательно выступившего против Божьего Закона — «не убий» дает Достоевский в лице Раскольникова! Тему «все ли дозволено?» еще раз подымает Достоевский.Смердяков,убивший отца-Карамазова,кроме личной вражды, действовал под влиянием Ивана Карамазова,который настойчиво и сознательно развивал перед ним мысли, что «всё дозволено»,направляя его к убийству отца. А после совершения убийства?—Оба не могли справиться со своей совестью!Смердяков, непосредственный убийца, повесился, хотя на него не было никаких подозрений в убийстве. А острое помешательство Ивана, его бред, свидетельствует о невыносимых страданиях его совести, голоса духа, который сильнее всех рассуждений ума. Голос Бога одержал победу в сердце, где, по словам Достоевского, происходит «борьба дьявола с Богом». Уже в главе «Бунт» Иван Карамазов определенно говорит, что он «в Бога верит, но мира его не принимает», не принимает «мироуправления», не может согласиться, не может понять, почему жизнь большинства людей проходит в одних страданиях. Сколько горечи вкладывает в слова Иван, (гл. «Бунт») говоря Алеше: «...Я клоп и признаю со всем принижением, что ничего не могу понять, для чего все так устроено, я знаю лишь то, что страдание есть, что виноватых нет. Я хочу быть тут, когда все узнают, для чего все так было? На этом желании зиждутся все религии на земле, а я верую... Если все должны страдать, чтобы страданиями купить вечную гармонию, то при чем тут дети, скажи мне пожалуйста?... Какая гармония, если ад!» «Согласился бы ты — продолжает Иван — возводить здание судьбы человеческой на этих условиях? — Скажи мне прямо, я зову тебя, скажи и не лги!» — «Нет, не согласился бы — тихо проговорил Алеша». Когда Алеше ярко представили картину жизни, среди которой он жил не задумываясь, не отдавая себе отчета — Алеша, чистое, доверчивое дитя в своей вере, тихо должен был признаться, что не согласился бы быть архитектором такого мироустройства, где страдания и слезы поставлены в основу. Есть у Алеши «такая минутка» еще, (кн. 7, гл. «Такая минутка») когда новый душевный конфликт вызвал такое же признание. После смерти старца Зосимы «тлетворный запах» от тела, необычайно скоро появившийся, поколебал веру многих, в том числе и Алеши, в святость старца. Огорченный Алеша, на ехидное замечание Ракитина, что Алеша рассердился теперь на своего Бога, ответил: «Я против Бога моего не бунтуюсь, я только мира Его не принимаю». Как понять, что два брата, один непосредственно доверчиво, другой более сложно глубоко, оба веря в Бога, в чем сами признаются, но — «мира Его не принимают»? Не принимают мироустройства основанного на непонятных страданиях человечества. Иван Карамазов — типичный искатель правды, сердцу его близки боли, слезы, скорби человечества — бунтует против установившегося догматического миропонимания. Иван задает дерзкий вопрос, зачем такой ценой человеческих страданий покупается будущая гармония, считает цену очень дорогой и, говоря фигурально, «возвращает свой билет в будущее царство». На этом вопросе, говорит он, зиждутся все религии. Да! и религии, не дающие справедливого, логичного ответа, обречены на угасание или должны быть пересмотрены. Бунтарь Карамазов считает, что будущая Гармония не будет Гармонией, если рядом будут страдать грешники в аду. Подумать только, эти смелые, дерзновенные вопросы и к Кому? — к Создателю! Кем? — человеком! Две тысячи лет прививают человеку сознание своей ничтожности, смирения, покорности, смиренной мольбе о спасении, а выросли бунтари, дерзкие, сознательные! Даже полумонах Алеша, веря в Бога, мира Его не хочет принять! На выдвинутые проблемы Достоевский не дает ответов. Он их и не может дать. Его Иван так и говорит: «Я ничего не понимаю, продолжал Иван, как в бреду, и не хочу понимать. Если я захочу что-нибудь понять, то тот час же изменю факту, а я решил оставаться при факте». На эти слова хочется, вместе с Алешей, надрывно воскликнуть: «Для чего ты меня испытуешь? — скажи мне наконец!» — «Конечно, скажу, говорит Иван, — к тому и вел, чтобы сказать. Ты мне дорог, я тебя упустить не хочу и не уступлю твоему Зосиме!». Я не могу, не хочу отдать тебя старому, закрепощенному догматизмом мышлению. Мысли свободно! Доверчиво и даже дерзко стучись в Его Храмы. На сознательный стук будет отвечено — так обещал Христос! Стучи и откроется, «Ищи и найдешь!» Такими словами хочется дополнить ответ Ивана. В рассказе «Кроткая» Достоевский повторяет: «Тут ирония, тут вышла злая ирония судьбы! Мы прокляты, жизнь людей проклята вообще... Смелей человек, и будь горд! Не ты виноват!» Нельзя не признать, что сознание людей нашего времени необычайно отличается от сознания людей, среди которых ходил Христос. Ведь еще не прошло 500 лет, как на костре был сожжен Джордано Бруно, проповедовавший крамольные мысли, что Земля не центр вселенной, что солнце не для одной Земли сотворено и не ходит кругом Земли обогревая и освещая её. К сегодняшнему дню, под влиянием развития знания, число бунтующих сознаний безгранично увеличилось. Сама жизнь вызывает на размышления, постоянно ставит неразрешимые загадки. Не удивительно, что люди сегодняшнего дня многочисленно отходят от религии. Они ищут ответов на жизненные проблемы, ясных, точных, логичных. «Истинная религия не есть религия разума; но истинная религия не может быть противна разуму». (Выписка из «Круга чтения» Л. Н. Толстого, от 27 окт.). Проблема бытия, так называемые «метафизические вопросы» о Боге, о добре и зле, о страданиях, о смысле жизни, о мировых порядках, управляющих судьбой человека... все эти «проклятые вопросы», заводящие мысль в тупик, — не праздные вопросы. Они являются непосредственно важными, жизненно-необходимыми для выработки мировоззрения, понимания смысла жизни и утверждения линии поведения жизни. Материалистические науки тоже ничего не дают для расширения духовных горизонтов. Жить для счастья будущих поколений не всем кажется оправданным. Вот горькие мысли «Полростка» (Достоевского) — «Да что мне до будущего — возмущается Подросток — когда один раз на свете живу. Что мне за дело о том, что будет через тысячу лет с этим вашим человечеством, если мне за это ни любви, ни будущего, ни признаний за мои подвиги!» Именно, молодое поколение, когда окончились годы детства и надо как-то выбираться на путь жизни, особенно озабоченно смотрит на будущее. Какой смысл жизни? Эти искания не отвлеченное философствование, но жизненная необходимость. Надо найти выход из духовного кризиса. Доверие к старому миропониманию потеряно, а нового не найдено. Особенно опасно, когда имеется много писателей, проповедующих абсурдность жизни, отвращение от жизни, а безнадежное отчаяние и пустота толкают на самоубийства, особенно молодежь. Отрицатели любят ниспровергать, но не дадут никакого выхода и решения на помощь. Если не прийти на помощь в выработке нового миропонимания, утверждающего жизнь, множество душ будет потеряно в этой пропасти неразрешимых загадок, сомнений, недоверия, равнодушия. «Сомнения не страшны. Подлинное сомнение всегда — сомнение ради истины. Бунт совершается силами самого духа. Надо только направить дух на путь искания». (Проф. С. Левицкий). Убедительно будет только такое миропонимание, которое будет дано, как подлинная философия жизни. И мы видим, как много молодежи устремили свои взоры на Восток. Восточными Адептами Знания, работавшими тысячелетия, наблюдавшими и изучавшими жизнь и её основы, дана разработанная система миропонимания, дающего ответы на вопросы, выдвигаемые самой жизнью, а именно — «Учение о перевоплощении» или «Учение о реинкарнации». Если мы не примем его, мы должны видеть в мире хаос, в котором нет справедливости. Если примем, то это будет одной из основ преодоления духовного кризиса и выхода из безнадежной «пустоты». Религия и открытия науки уже находят общие принципы, что, безусловно, даст новое направление мысли и освободит её от порабощения голым материализмом, утверждающим, что со смертью всё кончается. «Подросток» Достоевского поймет, что не «один раз живет», что жизнь продолжается и есть куда стремиться, для чего работать. Будешь снова жить на свете — надо подумать об этом будущем существовании, которое в твоих руках, зависит от тебя самого. Ты не «пигмей», не жалкая «пешка» в руках истории, но «творческая сила», творящая будущее свое и всего мира, в котором ты сам будешь жить! Указать надо,что есть и другое миропонимание,убедительное по своей простоте и логичности, бодрое, зовущее к творчеству жизни всех живущих,ибо никто не обижен — все потенциально равны. Узнать и убедиться в Законе повторных рождений,это значит преобразить сознание, изменить свое отношение к жизни,обрести надежду на светлое будущее,полное увлекательного изучения явлений жизни, природы,Космоса,в котором сам человек есть «Искра» той «Премудрости», которой сотворен Мир. Глава II Революция и религия Часть I Революция—это не только свержение старой власти,государственный переворот.Дух революции проникает все области жизни.Дух революции,безусловно,коснулся и многое изменил в наших взглядах и отношениях к религии. С революцией начался беспощадный террор.Все твердые устои жизни рушились.Разрушались семьи, церкви, осквернялись святыни,в мучениях гибли люди.Лучше не вспоминать,не оживлять жуткие переломные годы.Люди молились Богу,звали,плакали — ответа не было.Бог отвернулся от людей! Даже глубоко верующие как-то были выбиты из своей уравновешенной духовной жизни."И, если говорят,что страдания приводят к вере,скажу,что было много людей,которых молчание Бога на кощунства,на страдания людей — уводило от веры. А торжествующий материализм объявлял религию и веру в Бога «опиумом». И многие задумались! Примеры жизни убеждали,как тщетны все надежды на Божью помощь и справедливость. Какой опорой могла быть церковь,сама гонимая,беспомощная,от которой Сам Бог, казалось,отвернулся? ______________ Вера была поколеблена у многих,но примириться с голым материализмом было невозможно, особенно людям, которые жили «не хлебом единым».Они стали искать. Живя в пределах, тогда свободной,Латвии — это было возможно.Возможно было получать литературу со всего свободного мира. Около 30-го года дошли до Латвии книги Учения «Живой Этики»,* шедшего с Востока.Это Учение совершенно неожиданно осветило новым пониманием жизнь, указывало на Законы Космоса, которым подчинена жизнь на Земле,давало ответы на целый ряд вопросов,освещало по новому причины несчастий,страданий,указывало на путь освобождения от страданий,на путь Общего Блага.
Учение «Живой Этики» дает новые основы миропонимания.Оно стоит на твердой основе Божественного происхождения мира и человека. Вера в повторные рождения человека на Земле — это одна из основ нового миропонимания.Не Бог назначает человеку судьбу,не Он посылает страдания,но человек,имея «свободную волю»,используя её во зло,сам себя обрекает на страдания.Сам подготовляет свою судьбу поступками в настоящей и прежних жизнях на Земле. «Иваны Карамазовы» нового времени,наконец,получают ответы на свои жгучие вопросы — почему страдают люди? Почему страдают маленькие,невинные дети? Девочка, о которой печалуется Карамазов, возможно, в своей прежней жизни была жестокой матерью и также мучила своих детей. Теперь на личном опыте она учится понимать, как безжалостны бывают родители к своим детям, невнимательны к их, возможно болезненным, состояниям, жестоки в своих наказаниях. Имея новое понимание «Мироуправления», не ставишь Богу дерзких вопросов — за что страдают люди? Карамазов думал — «виноватых нет»! Виноват каждый сам, если не в этой, то в предыдущей жизни. Только своим действиям в прошлых жизнях и настоящей обязан ты своей судьбой.Ты сам — кузнец своего счастья! «Что сеешь,то и жнешь».«Возвращать билет на вход в рай» не приходится.Бог не назначал тебе безвинно «отстрадать положенное»,но надо жить так,чтобы,становясь лучше,самому подыматься в «рай» без «билета». Теперь не повторишь слов Достоевского из рассказа «Кроткая»: «Смелей,человек,и будь горд!Не ты виноват!» Помню, с каким восторгом мы углубились в изучение «Закона воплощения». Новым сознанием стали мы смотреть и на текущую жизнь, видя в ней какую-то закономерность, какой-то «урок», который трудно обнять, имея только краткий отрез времени, видя события только с земного освещения и понимания. Вернулась вера в Божественное Начало мира и нелицеприятную справедливость Бога. Вспоминалась народная мудрость: «Бог правду видит, да не скоро сказывает». Раньше она казалась неоправданной, теперь узнали, что ответ приходит часто только в следующей жизни. Даже старые люди, имевшие светлый ум, принимали ясную систему постепенного духовного развития человека, а на страдания и несчастия учились смотреть, как на последствие своих ошибок, ошибок класса, ошибок всего народа — ибо мы, каждый, несем не только карму личную, но и карму групповую, а также всенародную. Всегда помни об ответственности! Одно смущало сознание: почему Отцы Церкви об этом ничего не говорят? Ответа не было. Наши знания были очень не полны, но дух чувствовал, что мы на верном Пути. «Ищи! Стучи! — Найдешь!» В 1936 году в городе Рига была переиздана осужденная, запрещенная, древняя книга Оригена «О Началах», близкого по времени ко Христу писателя-христианина, погибшего в преследованиях за веру от язычников в 254 году. В книге «О Началах» было разъяснено полно, обосновано «Учение о воплощении», или, как оно тогда называлось «Учение о предсуществовании души», т.е., что душа перед рождением уже жила на Земле, этой «Тайны Царства Божия», раскрытой Христом апостолам сокровенно, которые, в свою очередь, передавали его наиболее продвинутым ученикам. Душа ликовала! Источники с Востока и древнего христианства сливались в одно цельное миропонимание. Узнали мы,что в первые века христиане многих отдельных церквей с глубокой верой исповедывали это Учение. Отрицать этого нельзя,ведь если бы не исповедывали,то не потребовалось бы,через 300 лет после смерти Оригена,осуждение,запрещение и предание «анафеме» Оригена, за это разъяснение, как было постановлено на Пятом Вселенском Соборе в Константинополе,в 553 году. Часть II Еще одна большая радость нашлась в книге Оригена «О Началах». Ориген говорит, что правильно понять, оценить человека, иметь правильное суждение о событиях земной жизни, смотря на них только с земной точки зрения, нельзя. Причины явлений, событий теряются где-то в прошлом, последствия проявятся в будущем. Для правильного понимания необходимо, как он выражается — «двойное познавание», т.е. нужно иметь два плана наблюдений — земной, материальный и невидимый, духовный план. В дальнейших словах Ориген говорит о некотором «воздушном месте на земле», где, по-видимому, эти два плана сочетаются.Там,по его словам,обитают святые уже вышедшие из этой жизни. «Я думаю,что святые вышедшие из этой жизни* будут пребывать в некотором месте, находящемся на Земле,в том месте,которое Божественное Писание называет раем; это место будет как бы некоторым местом Учения,так сказать аудиторией или школой душ, где души будут научаться о всём том, что они видели на Земле,а также будут получать некоторые указания о последующем и будущем... Кто чист сердцем,непорочен умом и имеет более или менее развитый ум, тот, сравнительно, скоро подвигаясь вперед,дойдет до воздушного места».(«О Началах»,стр.176). Это место Ориген называет библейским раем, воздушным местом,т.е.лежащим в воздухе,между землей и небом,на высотах,которые выводят,из земных условий. Эти слова Оригена, безусловно, относятся к месту, которое известно народам под различными названиями. Древнейшие восточные учения называют его «Шамбала». В книге Учения «Живой Этики» читаем: «Шамбала — необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота духовного мира открыты в Обитель гор. Явленная высота Горизанкара помогает магнитному току». «Лестница Иакова — символ нашей Обители» — добавлено к указанию о Шамбале. («Озарение», часть II, гл. 1/5).
Название:«Лестница Иакова» взято из библейского сказания о праотце Иакове, видевшего во сне лестницу, соединяющую небеса с землей. По одной стороне её спускались беспрерывной чередой Ангелы с Неба на землю,а по другой стороне — Ангелы восходили с земли на Небо. Это символ,говорит Учение,Братства Святых, соединяющих землю с Высшим Миром, о нем упоминает уже Библия,а Иаков — один из Старших Братьев, сошедших на землю для просвещения и служения человечеству. Из книг Учения «Живой Этики» мы знаем об этом месте. Это — «Твердыня Гималайского Белого Братства» — Старших Братьев человечества, стоящих на страже мира и ведущих его эволюцию. Эзотерические учения о человеческом организме утверждают, что внутри человека есть зачатки новых органов чувств, неизвестных нам, которые разовьются в далеком будущем у всех людей естественным образом. Святые, Йоги (в чистом понимании), в состоянии ускорить свою эволюцию и развить в себе эти органы сознательно, применяя известные им методы строгой внутренней дисциплины. Ориген, говоря о «воздушном месте», сравнивает его с некоторой школой духа, в которую имеют доступ избранные, далеко продвинувшиеся души, принявшие на себя при рождении определенную миссию служения человечеству. Развитие душ, т.е. развитие духовности. Духовность есть основа всех достижений. Среди Высших Учителей особенно ценится развитие глаза «Дангма». «Глаз Дангма — что не есть ясновидение, как оно понимается, но выражение чувствознания, накопленного в «чаше», на протяжении тысячелетних жизненных опытов и самоотверженных жизней, устремленных к одной цели, к достижению своего великого назначения стать полным Архатом». (Письма Е. И. Р. том I, стр. 431). И «ОТТУДА» из Гималайской Твердыни Белого Братства идет Учение «Живой Этики», данное через великую русскую женщину Е. И. Рерих, прошедшую «школу духа» и получившую «двоякое познавание», как называет Ориген. Е.И.Р. оставила записи своих бесед со старшим Махатмой М. Первые три книги носят названия: «Зов», «Озарение», «Община». Дальше следует серия Агни Йоги, которую составляют: «Знаки Агни Йоги», «Беспредельность» (2 части), «Иерархия», «Сердце», «Огненный мир» (3 части), «Аум», «Братство». Следующие книги готовились к печати, но по военным обстоятельствам не были изданы. Кроме того, было издано два тома «Письма Е. И. Рерих», в которых даны объяснения и пополнения к Учению, а также ответы на вопросы сотрудников и друзей-корреспондентов. Данное Учение имеет несколько названий — так указывает Е. И. Рерих. «Приветствую Ваше желание делиться с друзьями Учением, которое мы называем — «Учением Живой Этики». Так люди легче понимают его. К сожалению, благодаря безответственным толкователям восточных учений, у большинства читателей со словом — йога — сочеталось представление о магии и жалком факиризме». (Письма Е.И.Р.том II, стр. 64). В другом своем письме Е.И.Р.приводит еще третье равнозначущее название—«Учение Жизни». «Заветы всех «Учений Жизни» или «Живой Этики».(Письма Е.И. Е.И.Р.не только записала Учение,но и приняла на себя весь опыт проведения в жизнь Учения Живой Этики,которая положена в основу обновления сознания и пробуждения духа в наступающую Новую Эпоху, в которую вступила Земля.К Е.И.Р.относятся слова Старшего Махатмы М.:«Я дал огненный камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню».(Агни Нога,стр. 347). Поручение, данное Е.И.Р.Махатмой М.: «Я поручаю говорить о назначении жизни на Земле». «Я поручаю утвердить Наше существование».(Агни Йога, § 183). В письме от 1937 года Е.И.Р.пишет «...также можем утверждать и наше знание о существовании Твердыни Знания и Братства Махатм, этих Старших Братьев человечества,посвятивших себя великому знанию во имя общего блага и следящих за эволюцией мира. Все великие открытия, все великие идеи неизменно исходили и исходят из этого Источника Знания и Света.Как говорит проф. Херлей: «В космосе должны существовать высокие Сущности, разум которых настолько же превышает наш разум,насколько последний превосходит разум простого жука,и эти существа принимают деятельное участие в управлении эволюционными процессами Природы».— Итак,если кто не знает о существовании этого Маяка человечества, то остается пожалеть его и посоветовать ему поскорее ознакомиться с огромнейшим материалом, охватывающим тысячелетия, в котором рекордировано множество фактов и доказательств о нахождении такой Твердыни Знания не в заоблачных сферах, но на нашей Земле... Вполне признавая, вернее зная о возможности сообщений с миром надземным, мы, в то же время, настаиваем на возможности получения указаний от Махатм, Великих Учителей, носящих физическую оболочку и занимающих на Земле определенное место. Поэтому мы так интересуемся всеми опытами по передачи мыслей на расстояние...» (Письма Е. И. Р. т. П, стр. 435). Под различными наименованиями хранятся в памяти народов знания о Святом Месте. В Европу весть об Общине и работе Братьев на пользу человечества принесли крестоносцы, вернувшись из крестовых походов за освобождение Гроба Господня от неверных. На Западе эта весть вылилась в особую форму, как весть о существовании «Замка Грааля», где-то в горах Испании. В Замке живут святые рыцари, которые охраняют полученную в Палестине «Чашу Грааля», ту самую, которая была на Тайной Вечере, и в которую Иосиф Аримофейский собрал «кровь и воду», полившуюся из прободенного ребра Христа. Там же в Замке хранится и «меч», которым была нанесена рана Христу. На «Чашу» сходит Огонь Небесный и рыцари, приобщаясь от горящей Огнем Чаши, получают силы на борьбу со злом. Рыцари слышат каждый зов и спешат на помощь, на защиту обиженных. (Эта тема музыкально обработана композитором Р. Вагнером в операх «Парсифаль» и «Лоэнгрин»). Чуждо ли русским «Гималайское Белое Братство»? Слухи о нем под разными названиями доходят до людей. В народной памяти хранятся отрывочные сведения о «Беловодье» — загадочной стране, где-то на Востоке. Вот краткий сказ, найденный мной в книге Вячеслава Шишкова — «Алые сугробы»: — «Есть на свете такая диковинная страна — рассказывает старуха — называется она «Беловодье». И в песнях про неё поётся, и в сказках сказывается. В Сибири она или за Сибирью ли или еще дальше где-то. Сквозь надо степи пройти, горы, вековечную тайгу, всё на Восток, к солнцу путь свой править и, если счастье тебе от рождения дадено, увидишь Беловодье сам лично. Земли там тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама круглый год растет, ни пахать, ни сеять, яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом — большие травы, без счета стада пасутся, бери, владей. И страна эта никому не принадлежит, в ней вся правда, вся воля искони живут, эта страна диковинная...» — «Под индийским царем она!», промолвил слушающий старуху солдат. — «Беловодье ничье! Беловодье Божие!» — возразила сказительница...». Из этого краткого сказа видно, что слух о Гималайской Общине Белого Братства живет в народе под названием «дивного Беловодья». Эти краткие намеки мало что дают. Учение материализма разрушило в массах веру в Бога. Тогда потребовался прилив новых духовных сил, новое подтверждение вечных истин, тогда «Сокровенное Сказание о Беловодье» открылось. «Сокровенное сказание» хранилось последнее время в Вышенской Успенской мужской пустыни, Тамбовской губ., Шацкого уезда. Хранителем его был образованный иеромонах Владимир. Передаю сокращенно сказание в передаче и с пояснениями иеромонаха Владимира. В 10-м столетии русский монах, отец Сергий, провел там в «школе духа», около 40 лет, после чего вернулся в мир для служения. Умирая, на последней исповеди, передал он своему духовнику сообщение о «Беловодье», с наказом — передавать перед смертью своему духовнику, следующему, до времени, когда надо будет открыть сокровенное миру. Через 1000 лет, наступило время открыть и в 1943 году «Сокровенное сказание о Беловодье» стало известным. Отец Сергий, прежде всего предворяет, что «Беловодье» не сказка, а «ЯВЬ», т.е. действительно существует и в настоящее время. Рассказывая о Братстве, он говорит: «Эти святые подвижники, соединяющиеся с Господом, составляющие один дух с Ним, неустанно трудятся в поте лиц своих совместно со всеми Небесными Силами, на благо и пользу всех народов мира». Поражаешься, ведь это буквальное повторение слов, сказанных Оригеном почти 2000 лет тому назад в книге «О Началах». Делаю еще одно добавление из писем Е. И. Р. относительно Оригена: «Не всегда великие души, несшие поручение, посещали Братство во время своего земного пути, так, например, Апполоний Тианский был позван в Братство, но он же в своем воплощении, как Ориген, приняв тяжкое поручение — охранять чистоту Учения Христа, вместо радостного свидания и работы в Братстве — томился в тюрьме». (Письма Е. И. Р. т.. I, стр. 208). Так открывается тайна духовного знания Великого Оригена, который по поручению Братства охранял чистоту учения Христа. Было радостно узнать, что истина — одна, и, что с разных сторон идут сведения о Братстве, стоящем на страже и трудящемся на благо всех народов Земли. Будем ли мы бояться Учения, идущего с Востока, когда даже пришествие Христа названо апостолом — «Милосердием Бога нашего, который посетил нас с «Востока» свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». (Ев. Луки,гл.I,ст.78-79). Волхвы с «Востока» первые узнали о рождении Христа, пришли поклониться Спасителю и помочь бедной семье средствами для ухода в Египет. «Познайте истину и истина сделает вас свободными», сказал апостол Иоанн. Будем познавать справедливую картину Божьего Мироуправления. Глава III Краткий обзор «Доктрины перевоплощения» Догматическое христианское богословие учит, что каждый человек при рождении получает душу, которую ему дает Бог и живет в условиях, которые ему определены Божьим соизволением. На все недоуменные вопросы о справедливости, равенстве, любви Бога-Отца ко всем «детям» — получаешь один единственный ответ, что «Пути Господни неисповедимы», т.е. мы не можем узнать, почему каждый человек получает определенную судьбу — один счастливую, другой — несчастную с самого рождения. Нам объясняют, что мы должны жизнью своей исправлять свою душу и преобразовывать её. Воздаяние после смерти. Но, ведь каждый родившийся уже определен и поставлен судьбой в условия, которых не в силах изменить, и в которых часто даже невозможно работать над преобразованием своих врожденных качеств. Одни рождаются в высокопросвещенных культурных народностях, другие — среди отсталых дикарей. Одни в условиях благополучия, имеют здоровую физическую наследственность, одарены от рождения способностями, талантами, окружены любовью, заботой, радостью, тогда как другой родился в грубой, развратной среде, с больным, искалеченным организмом, неразвитым умом, в грязи, нищете... и не перечесть тех несчастий, которые уже с первых дней рождения окружили и держат человека всю жизнь в своих оковах. Судьба людей предопределена уже всеми условиями рождения. До сих пор религия не дала убедительного логического ответа на эти естественные вопросы — почему люди, живущие на свете, так различны по, своим психическим качествам, если все они при рождении получают душу от Отца Небесного, и почему имеют такую различную судьбу? Догматическое толкование судьбы легко принимают счастливцы, баловни жизни, но обиженный, с таким распределением преимуществ, никогда не примирится. Один получил уже готовую, светлую душу в условиях, в которых не трудно вести честную жизнь. Как может другой — неразвитый, с дурной наследственностью, в преступной среде, в голоде преобразовывать себя? Можно ли это требовать? Часто слышишь слова: «я — таков, каким сотворил меня Бог». Значит, честный человек получил честную душу и, естественно, не его заслуга, что он ведет честную жизнь. Также не вина человека-садиста, что он таков, такая звероподобная душа получена им при рождении. Святые — потому святые, что получили светлую душу. Логично рассуждая, такие утверждения должны освобождать человека от ответственности и от воздаяния. Ни один честный, объективный человек не может принять такое мироуправление. Не удивительно, что люди сегодняшнего дня многочисленно отходят от религии. Они ищут ответов на жизненные проблемы — ясных, точных, логичных. Эта неудовлетворенность — одна из самых первых причин духовного кризиса. Ища ответов, многие обратились к духовным знаниям Востока, где находят другие объяснения этим непонятным проблемам жизни. Русские люди очень мало знают о «Доктрине Перевоплощения», имеющей и другое название — «Реинкарнация». Слово «реинкарнация» латинского происхождения, состоит из трех отдельных слов: «ре» — обратно; «ин» — в; «карно» — плоть. Всё вместе буквально: «обратно в плоть». Принятый перевод «перевоплощение» не точно передает смысл понятия. Слыша это слово, невольно возникает мысль, что душа после смерти в кого-то переходит — «перевоплощается». Появляется, вполне понятное, возмущение, — почему моя душа после моей смерти должна в кого-то, совершенно чужого человека, перейти? Находятся и такие «умники», которые утверждают, что души после смерти переходят в животных. Так один из таких «шутников» уверил старушку, что душа её умершей дочери воплотилась в кошку. И ходит обезумевшая старушка, собирает и кормит бродячих кошек, спасая ту, в которую воплотилась душа её дочери. Такими выдумками стараются довести закон о перевоплощении до абсурда. Хотят наперед заклеймить, отвратить внимание людей от этой глубоко-продуманной, справедливейшей системы, управляющей судьбами людей на Земле. Название «перевоплощение» лучше заменить названием «повторных рождений», что ближе соответствует смыслу и точному переводу слова «реинкарнация», т.е. снова возвращаемся в плоть. Вся суть понятия «реинкарнации» становится ясной. Ни в кого наша душа не переходит, ни в другого человека, ни в зверя, но через некоторое время мы снова рождаемся на Земле ребенком, который продолжает дальше свое развитие и получает судьбу, которую сам себе подготовил поступками предыдущей жизни. В этой главе буду писать конспективно, лишь об общих положениях. Учение «воплощения» стоит на твердой основе Божественного происхождения Космоса и жизни. «Искра-Огня-Жизни» отлетела от «Источника Света», что — то же «Бога-Отца», «Творца», как Его называют в разных религиях. Она хранит в себе божественные силы в скрытом состоянии, как Огонь от Огня зажженный. Огонь жизни проявлен уже в атоме, уже в первоначальной клетке материи, из которой в течение бесконечно долгого времени разовьется человек. «Искра-жизни» неугасима и с каждым новым проявлением развитие продолжается, ибо эволюция всего Космоса — Закон Космический. Цель эволюции — раскрыть, развить весь потенциал божественных способностей, который находится в «Искре» в скрытом состоянии, как в микроскопическом семечке заключено все будущее растение. Свою эволюцию человек совершает через повторные рождения на Земле — «реинкарнацию». После смерти физического тела человек не исчезает, остается его душевное тело и духовное. Его не посылают на вечные мучения в ад или на вечное блаженство в рай. Наша душа в Высших невидимых Мирах получает возможность перерабатывать свои земные опыты и духовно обогащаться, подготовляться для новой земной жизни. Время между жизнями на Земле очень различно, как успешнее для эволюции каждого отдельного духа. Среднее число — лет 700, но бывают случаи, когда человек возвращается уже через пару лет, а в других случаях и через пять тысяч лет. Человек рождаясь в разнообразных земных условиях, раскрывает, развивает постепенно мощь заключенной в нем «Искры Божьей». Все таланты, все способности — это плоды, заработанные в прошлых жизнях на Земле. Судьба человека — это следствие наших поступков в прежних жизнях. Наша судьба, действительно, в наших руках. Наполним нашу жизнь добром, посеем любовь, доброжелательство, помощь и, в будущей нашей жизни на Земле, часто уже и в этой же жизни, приходят к нам плоды наших добрых действий. Но, к сожалению, люди часто бросают семена злые и окружены несчастиями, которые преследуют их. Все недостатки — это необработанное звериное наследие от тех времен, когда человек проходил свою животную эволюцию. Обращаю внимание — наше человечество свою животную эволюцию проходило на других планетах, но никогда на Земле мы не воплощались животными, (потому и не может быть найден тот вид, «звено», которое было переходным видом). Наши животные никогда не станут людьми на Земле. Особым актом творения «Бог вдунул душу живую, разумную в тело Адама». Это случилось, когда кончилась эволюция животного и началась человеческая эволюция. В том, что в наши души заложена «Искра Божия» и есть наше «подобие Божье», есть наша свобода и ответственность перед нашей судьбой, которую мы сами себе подготовляем. «Искра Божия» залог наших возможностей. Все упреки на несправедливого Бога, который одних людей любит, безмерно награждает, неизвестно почему, а других не любит, посылает страдания, обездоливает способностями, бедностью — при таком понимании законов Космических — отпадают. Люди перестают верить, когда видят непонятную несправедливость на Земле. Мы все получили одинаковую «Искру Божию», но не все одинаково ревностно развиваем её. Отсталые люди, преступные люди — это души, которые еще недостаточно много раз приходили на Землю, не успели еще работать над своим развитием; они младшие братья в семье человечества и обязанность старших им помогать, учить, исправлять их ошибки. Одно надо утверждать, что за все свои поступки получишь или награду или наказание, карму, тяжелую судьбу, болезни в настоящей или в своей будущей жизни. Ничто не пройдет: украл — отработаешь, вернешь много больше. Может быть потому ты и раб сегодня, что когда то украл; убил — и тебя когда-то, кто-то убьет, может быть в этой жизни, может быть в следующей жизни на Земле. Мучаешь жену (мужа), детей — испытаешь еще большие мучения, тогда научишься, что так делать нельзя. Ведь «карма» должна нас научить — чего делать нельзя. Так постепенно научаемся, опытом жизни становиться добрее, справедливее, честнее. Так постепенно развивается наш ум, наши способности, таланты. Не по звериным законам захватчиков будут жить люди, а по законам любви к ближнему, указанным Христом. Не прощения грехов надо искать, а исправлять свою жизнь, свои поступки каждого дня. Нас прощают, дают оставление грехов при каждой исповеди, но жизнь наша не изменяется, не облегчается. Наше новое мировоззрение — только сея добро, мы станем снимать жатву добрую! Почему так страдают люди в мире? — Расплачиваются за свои поступки, когда-то совершенные в прежних жизнях. Рождаются калеками, рождаются с уродствами. А может быть они калечили когда-то других? «Кощунство» — ведь это нравственное уродство, — отразится уродством физическим и будет такой урод толкаться у паперти храма, в котором когда-то кощунствовал. Ничего не проходит! Что посеешь, то и пожнешь! Нет неправды у Бога! Мы не точно знаем историю христианства. Мы не знаем, что среди христиан многих церквей первых веков была распространена вера в повторные рождения на Земле. Именно это учение, как «твердая пища» давалось Христом только ближайшим ученикам — Апостолам. Не раз мы найдем в Евангелии, что для народа Христос говорил в «притчах», а ученикам изъяснял «тайно», наедине. Апостол Павел в послании I к Коринфянам, в 3-ей главе прямо пишет, что вы еще младенцы во Христе и вам дается «молочная пища», потому что вы еще не в силах усвоить «пищу твердую». Но теперь, через две тысячи лет, когда ум человеческий необычайно развился, пытливая мысль требует ясных ответов на все явления жизни. Человек требует разумных, логических ответов на судьбы человека, на ничем не оправданные социальные неравенства, неравенство в способностях. Люди дерзновенно отрицают существование Бога, потому что в их наблюдениях Бог несправедлив к людям. Они видят неравенство и, не умея объяснить, становятся атеистами. Именно, чтобы сохранить веру в Духовный Мир, в Высшее Руководство, нужно напомнить людям о забытом Учении повторных рождений человека на Земле, т.е. о «Законе Перевоплощения». Глава IV Христианство и Доктрина Перевоплощения — следы в Священном Писании и Евангелии Закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии Востока, и, конечно, религия евреев не составляла исключения. Вот удивительное указание из книг Священного Писания пророка Иеремии; глава I. 4. И было ко мне слово Господне: 5. «Прежде, нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я осветил тебя — пророком для народов поставил». 6. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. 7. Но Господь сказал мне: «не говори «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе — скажешь». Из этих слов видно, что прежде рождения пророка Иёремии, Господь знал его и определил его пророком. Следовательно он уже жил на земле раньше и проявлял себя достойным быть пророком. Уже в дни Иисуса закон перевоплощения перетерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект. В Евангелиях, в словах самого Христа мы имеем достаточно свидетельств о знании евреями этого закона. Так в Евангелии от Матвея, глава 17, стих 10-13: «И спросили ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» И Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все: но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его и поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорит об Иоанне Крестителе». Что евреям книжникам был известен закон о перевоплощениях свидетельствуют также слова Евангелиста Иоанна. В беседе Христа с Никодимом: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если не родишься от воды и Духа не можешь войти в Царствие Божие. Рожденный от плоти — есть плоть; а рожденный от Духа — есть дух. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал ему: ты учитель Израилев, и этого не знаешь?» (Ев. от Иоанна, гл. 3, ст. 4-10) т.е. закона воплощения. Слова ап. Матвея, что Иоанн Креститель это воплотившийся снова пророк Илия, повторены апостолом Марком: «И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он же сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить псе; и Сыну человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть унижену. Но говорю вам, что и Илия пришел и поступили с ним, как хотели, как написано о нем». Приходилось слышать утверждения, что Илия-пророк не умер, а был взят на небо живым, потому он мог и вернуться на Землю. Он был старым взят на Небо, а родился младенцем, о котором Гавриил — Ангел Господень еще до рождения предсказал отцу Иоанна — Захарию и Елизавете, матери его, и даже указал дать имя Иоанн. (Глава I от Луки). В первые века христианства не было кодифицированного сборника Евангелий, ходили многие списки и только после трехсотого года были отобраны четыре списка, остальные не были признаны. Именно, в это время, чтобы пресечь распространение среди христиан отдельных церковных областей веры в повторные рождения человека на Земле, все списки подверглись пересмотру и тщательно очищались от упоминания о вере в «предсуществование души», как тогда называлась вера в перевоплощение. Само название — «предсуществование души» указывает на смысл всего Учения, а именно, что перед рождением душа уже раньше существовала на Земле и её новое рождение связано с ее прежней жизнью. Вот именно это указание сохранилось в Евангелии от Иоанна, гл. 9, стих 1-3: «И проходя, увидел человека слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! кто согрешил, он или родители но, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божий». Не свидетельствуют ли все эти вопросы учеников о знании ими закона кармы и что Христос не отрицал его? Ученики были уверены, что слепота слепорожденного кармическая, по вине его родителей или же по вине самого ребенка. Но слова Христа, что, не согрешил ни он, ни родители его, развивают учение о карме, которую несёт человек за свои дела в новой жизни. Кармические наказания неотменяемы; они могут быть заменены более легкой формой, но должны быть искуплены. В данном случае исцеление совершено, потому что слепота не кармическая, а по словам Христа: «чтобы на нем явились дела Божий». Карма неуничтожаема. Карма может быть облегчена в силу работы над своим характером — «железные кольца кармы заменяются более легким металлом». Учение о творении милостыни неизвестным имеет в виду уплату по долгам раньше, чем явится тот, перед которым мы оставались должны, тем освобождая себя от лишнего земного воплощения для встречи с обиженным. Слова Христа, записанные ев. Марком тоже говорят о наших повторных рождениях «во время сие», т.е. во время земных жизней: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер или отца, или мать, или жену, или детей, или землю ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне во время сие, среди гонений во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель. А в веке грядущем — жизни вечной». Ев. от Марка гл. 10, стих 29-30. Братьев, сестёр, детей можно иметь много в духовном смысле, но иметь много духовных отцов, много матерей (матерью в духовном смысле называют церковь), — это значит переходить от одной религии к другой — «во время сие» — в течение одной жизни. Это легкомысленное непостоянство в вере не может засуживать одобрение. Несомненно, слова, записанные апостолом, говорят о повторных рождениях на Земле, и тогда человек может иметь много отцов, много матерей и всего другого. Мы даже представить себе не можем, как много нам надо развиваться, улучшаться, чтобы раскрыть «Искру Божию», заложенную в нас в начале творения. И еще надо обратить внимание на неоднократные указания, которые находим у всех евангелистов о том, что учение даваемое народу в притчах, наедине Христос давал в полноте, разъясняя «тайны Царства Божия» апостолам. Так, безусловно, неясные слова о многих матерях и отцах были объяснены наедине ученикам. Так же в Евангелии от Луки гл. 8 ст. 10 читаем: «Он сказал, — вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим в притчах, так как они видя — не видят и слыша — не разумеют». Народ, будучи еще малоразвитым, мог принимать сказанное в притчах каждый по своему сознанию, не отягощаясь «тайнами», которые налагают ответственность. Об этом же у ев. Марка, гл. 4, ст. 34: «Без притчи не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё». О том же у евангелиста Матвея гл. 13, ст. 10-11: «И, приступив, ученики сказали Ему: «для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: «Для того, что вам дано знать тайны царства небесного, а им не дано». Эти упорные подтверждения говорят, что помимо известного нам Евангельского учения есть «тайны царства небесного», о которых народу две тысячи лет тому назад не было сказано, и не сказано нам до сего дня. Хочу еще обратить внимание на слова ев. Иоанна, гл. 16, ст. 12, сказанные Христом во время Тайной Вечери: «Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину». В Евангелии говорится о многократных явлениях Христа после Воскресения, когда Он продолжал учить учеников о тайнах Царства Божия. Только после сошествия на апостолов Духа Святого — Духа Истины, могли они уразуметь то многое, чему учил их Христос тайно. Что апостолы тоже не давали полного учения новообращенным христианам ясно сказано апостолом Павлом в 1-ом послании Коринфянам, гл. 3, стих 1-2: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищей; ибо вы были еще не в силах, да и теперь еще не в силах». Естественно, приходит время искать твердую пищу, которая так и не дошла до нас. Глава V Ориген, учитель Александрийский и его разъяснения «Тайн Царства Божия» Ориген, учитель Александрийский (родился в 185 году), был ближайшим — по времени — к апостолам, автор многочисленных богословских трудов, признанный церковью «Учителем». Ориген был около 42-х лет когда он написал книгу «О Началах», в которой говорит о Началах Бытия и о «Тайнах Царства Божия». Книга была назначена для ближайших учеников; в ней он излагает свои мысли особенно открыто и ясно, как людям, готовым к принятию «твердой пищи». Он дает обстоятельное исследование вопроса «о перевоплощении», или, как он называет, — учение о предсуществовании души и о причинах различия душ человеческих. В разных отделах книги встречаются мысли, развивающие, поясняющие указанную тему. Для ознакомления читателей с содержанием этой древней книги (написана в 225–226 годах по Р. X.), я пользуюсь книгой о «Началах» в русском переводе, с примечаниями и введением Н. Петрова, которая была переиздана — с сохранением внешнего вида первого издания — в издательстве Т. Буцена в городе Рига, 1936 г. Передаю буквальный текст выбранных фрагментов, с указанием их страниц по книге. Фрагменты скомпонированы, по возможности, в одно сложное, цельное изложение на тему о «предсуществовании души». На стр. 86 книги «О Началах» Ориген говорит: «Чтобы не показалось, что о столь великих и трудных вещах мы рассуждаем на основании одного только разума и, что только помощью этих предположений, мы принуждаем слушателей к согласию, нам следует посмотреть, нельзя ли найти подтверждение наших слов в Священном Писании и сделать их, таким образом, еще более убедительными благодаря авторитету Писаний». Выбранная мною форма «монтажа» позволяет собрать в одно цельное повествование ценнейшие сведения, разбросанные по разным отделам книги.
Форма «монтажа» дает мне возможность освободить фрагменты от массы текстов, ссылок, пояснений, сравнений, греческих и латинских названий, которыми Ориген подтверждает свои слова. Эти тексты, ссылки важны для исследователей, но они загромождают, заслоняют мою главную задачу — ознакомить с разъяснением «Тайн Царства Божия», сокровенно данных Христом апостолам, и потому я их опускаю. ------------------------
|