Эфирный двойник Действительно,кроме физического тела есть его эфирный двойник.Физическое тело является носителем биологических и физиологических процессов,это возможно благодаря постоянно направляющему влиянию на физическое тело,так называемого «эфирного двойника» или «тела жизни».Оно проникает его плотные органы и в некоторых, особенно в нервной системе, является даже главным носителем их функций. С другой стороны,эфирный двойник обладает своими отдельными органами.В эфирном теле есть «воронки сил» или «центры» (по-индуски «чакрами»),которые не имеют соответствующих органов в плотном физическом теле,но находятся в связи с некоторыми органами.Развитие этих центров до полной деятельности играет большую роль при раскрытии,так называемых «психических сил» (ясновидение, яснослышание, яснознание и др.). Людям,у которых уже раскрылось более тонкое внутреннее зрение,эфирное тело представляется серовато-фиолетовым;от него во все стороны исходят короткие,бледные,голубоватые лучи,так называемая — «аура здоровья».По характеру этой ауры можно судить о состоянии здоровья человека: у здорового человека лучи все перпендикулярны относительно поверхности тела и параллельны друг другу; у больных же они как бы опадают вниз и спутаны.* Излучения эти являются не только показателем хорошего или плохого состояния здоровья, но и средством защиты. Так как эти лучи представляют собою струящиеся из тела токи жизненной силы, то они — при нормальной напряженности — отталкивают от поверхности тела невидимых болезнетворных агентов, напоминая колесо, которое своими движениями разбрасывает прилипающие к нему частицы. Таким образом,здоровая аура предохраняет человека от заразных заболеваний. Когда же организм истощен и силы токов ослабляются, зародыши бактерий проникают свободно в организм и вызывают различные заболевания. Полное отделение эфирной части тела от плотной части физического тела означает — смерть последнего.Частичное удаление достигается при сне в искусственном трансе и во время наркоза.Во время обычного,естественного сна — наоборот — обе части остаются вместе и эфирная часть усиленно занята восстановлением жизненных сил. Так мы рассмотрели две оболочки человека — физическую видимую и вторую невидимую «эфирный двойник» физического тела,который служит связующим звеном между физическим плотным телом и его невидимыми оболочками,т.е.следующими категориями невидимых тел человека. Астральное тело Астральное тело —третья оболочка человека.Астральная материя обладает совершенно иными свойствами, чем физическая.Она невидима для нас, потому,что мы еще не развили органов для восприятия ее образований.Хотя мы и не видим астрального мира,но мы постоянно живем в нем,так как все наши чувства,страсти,эмоции,влечения принадлежат этому миру и имеют свои центры в нашем астральном теле. В бодрствующем состоянии астральное тело проникает физический организм человека, но оно по размерам больше последнего и окружает человека световым облаком, которое носит название «ауры» человека. Астральная материя имеет различную плотность и окраску, ибо каждое чувство дает свою окраску излучения на ауре; так, при чувстве ненависти появляются черные излучения; страх дает –– серые; жадность, скупость — коричневые; зависть, ревность — коричнево-зеленые; гнев — красные; сочувствие, симпатия — зеленые; любовь — малиново-красный (в зависимости от чистоты разных оттенков). Религиозное чувство дает синие излучения; высокая духовность — фиолетовые. Астральное тело неразвитого человека представляет собою облачную, неясно очерченную массу астральной материи низкого типа. Ткань сравнительно плотна,груба и способна отвечать на все раздражения, связанные с животными вожделениями, на более тонкие впечатления не реагирует. Окраска его астрального тела тусклых оттенков: коричневые, мутно-красные, грязно-зеленые преобладают. Они лишены игры света и различные страсти появляются в них, как тяжелые волны, или же, если страсти сильны, как взрывы молнии; так половая страсть вызывает волну мутнокарминового цвета, а порывы злобы — красную молнию с синеватым оттенком. Центры высшей астральной деятельности «чакрамы» у неразвитого человека едва заметны. Астральное тело беспрестанно меняет свой состав под влиянием страстей, желаний, волнений. Если они доброкачественны — то укрепляют более тонкие частицы астрального тела, а дурные страсти укрепляют грубые частицы, вытесняя более тонкие, заменяя их низшей астральной материей. Астральное тело средне-развитого человека больше по размерам; очертания его определенны, ясны и получают сходство со своим владельцем; соткано оно из более тонких энергий, а появление высших эмоций вызывает в нем прекрасную игру цветов. Центры (чакрамы) в нем уже ясно видны, хотя еще не вращаются. На этих ступенях развития человек может сознательно очищать и создавать свое астральное тело. Контролем своих мыслей, обуздыванием своих чувств, стремлений, дисциплинируя, направляя их к лучшему, прекрасному,человек создает энергии,которые просветляют его астральное тело,уничтожая,выбрасывая частицы сотканные низкими,тяжелыми чувствами. Астральное тело духовно развитого человека сияюще и прекрасно по окраске,по невиданным на земле оттенкам его излучений.Ведь игра излучений — это следствие чистых,благородных мыслей. «Чакрамы» у духовно-развитых людей имеют вращательное движение,что указывает на развитие высших способностей человека. Когда человек спит астральное тело,со всеми заключенными в нем высшими телами,выходит из физической оболочки.Физическое тело остается только с эфирным двойником.У неразвитого,грубого человека астральное тело выходит через низшие конечности и оно находится в бессознательном состоянии,витая вблизи от физического тела. Средне-развитый человек может уже больше направлять выход астрала через верхние центры,для чего религии указывают на молитву и духовные размышления, музыку и прекрасные впечатления. Они дают направление астралу, чтобы астрал не задерживался вблизи, а устремлялся в высшие сферы. Все сумбурные сны — признак, что астральное тело задерживается вблизи. Освобожденное, носимое астральными течениями, оно способно воспринимать впечатления в более высоких мирах, и после возвращения обратно в физическое тело человек чувствует себя отдохнувшим и прекрасно укрепленным. У духовно-развитых людей и во сне сознательная жизнь не прекращается. Астральное тело их свободно летает в высших планах, повинуется мыслям человека, создает возможность быть сознательно деятельным на астральном плане. Забота о развитии и очищении астрального тела возможна. Дайте ребенку больше прекрасных, возвышенных впечатлений, переживаний; научите радоваться красоте природы, красоте и благородству героев жизни, всему тому — на что душа будет реагировать восторгом и любовью. Это создаст прекрасную ткань его астральному телу, потому так важно воспитывать в людях устремление и любовь ко всему прекрасному. Ментальное тело Четвертым невидимым телом человека будет его ментальное тело или «тело мысли».Мы должны знать, что мысль— энергия и из энергии наших мыслей создается, растет и развивается наше ментальное тело — по-индуски — «манас».Развивается ментальное тело приблизительно также,как и астральное — путем очищения мыслей и воображений, расширения интереса к миру, людям,к знанию. Ментальное тело не соответствует форме человека,оно имеет овальную форму и увеличивается в размере по мере развития сознания человека. У неразвитого человека ментальное тело невелико. Чужие мысли,которыми довольствуется большинство,не развивают ментального тела-мысли.Оно развивается внутренним претворением идей и понятий.Активный процесс мыслей,очищенный от дурных страстей и направленный на благородные цели,заставляет,в буквальном смысле,расти наше ментальное тело. У высоко-развитого человека ментальное тело представляет собой прекрасное зрелище,быстро пульсирующих и переливающихся нежных и ярких световых оттенков. По мере освобождения от страстного начала,ментальный проводник (тело) становится господином над смертной природой человека,его истинным руководителем и органом его свободной воли. Ради этого — разум должен подчинить себе страсти,которые держат человека в плену,ибо пока не будет побеждено низшее астральное начало, желания будут господствовать над волей человека.Эта идея существовала всегда,во все времена и у всех народов.Отсюда все мифы о борьбе с драконом,который всегда служит символом низшей природы человека. Деятельность четырех пересмотренных тел мы ощущаем,как свою «душевную жизнь»,как свое маленькое «я»,которое состоит,как было рассмотрено,из четырех разной плотности и назначения тел: 1. физическое тело, 2. эфирный двойник — тело жизни, 3. астральное тело — тело чувств, 4. ментальное — тело мыслей (манас — по-индуски). Это разделение легко находит соответствие с христианским делением — на тело «плотское» и тело «душевное», но не обнимает тела «духовного», о котором говорит апостол Павел, что кроме тела «душевного» есть тело «духовное». Тело духовное по семеричному разделению обнимает следующие три высших Начала сложного состава человека,к рассмотрению которых мы переходим. «Душа» и «Дух» — неоднозначащие понятия,не синонимы,как часто употребляют их многие люди,не разбираясь в различии этих понятий.
Восточные Учения различают триаду из трех высших принципов, составляющих «духовное тело», которое бессмертно и переходит из одного воплощения в другое, в следующую жизнь на земле, тогда как «душевное тело», которое составляли четыре низших тела, уже рассмотренных нами — смертны. После того как эти тела изношены в продолжение земной жизни, в астральном мире и нижнементальном, они скидываются при переходе в жизнь следующего состояния, каждый раз передавая весь свой духовный опыт высшему, более тонкому телу. Таким образом «душевное тело» — душа передает все результаты опытов, полученные в земном мире, переработанные, пересмотренные в духовные осознания в невидимых мирах — в наше высшее «духовное тело», которое бессмертно, и, именно, оно переходит из одного воплощения в другое.
Деление на «душу» и «дух» находим и у Оригена.Он говорит,что Христос,говоря о своих чувствованиях,употребляет слово «душа»:— «душа скорбит» или «душа возмутится»,а в момент смерти на кресте в Руки Отца передает «Дух».По объяснениям Оригена «душа» занимает среднее место между телом и «духом».
По-индуски мыслительная способность носит название «Манаса».Восточные Учения различают:«Высший Манас» и «нижний манас».Нижний манас составляет наше ментальное тело,о котором говорилось выше и по-индуски называется «Кама-Рупа» или низшее ментальное тело.Оно соответствует нашему понятию интеллекта — разума в отличие от Высшего разума, который есть «мудрость» и входит в понятие «духа»,тогда как разум-интеллект или низший манас входит в понятие «души». «Интеллект не есть высший манас.Высший разум есть мудрость,плод многолетних накоплений.Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь синтеза, который дает прозрение в истинную сущность вещей. Часто узкие специалисты особенно блещут интеллектом и полным отсутствием синтеза. Им никакие разъяснения не помогут, ибо ничто так медленно не накопляется, как синтез». (Письма Е. И. Р.том I,стр.501). Высший манас входит в триаду трех высших тел человека,составляющих его высшее «Я» или духовную «индивидуальность» общую для всех жизней,тогда как низшее «я» с интеллектом является «личностью» для каждого отдельного воплощения. То,что манас низшей своей частью — интеллектом — входит в душу личности,а другой — Высшим Манасом — принадлежит к триаде трех высших тел,т.е. «духу», объясняет каким образом не один опыт жизни, ни одно осознание из наших жизненных переживаний не пропадает,не обогатив нашу «духовную душу» — общую для всех наших воплощений. Высший Манас — есть место пребывания нашего высшего «Я».Оно собирает результаты опытов всех наших жизней,как в видимом и в невидимых мирах,которые являются причинами, созидающими наши будущие жизни и определяющими наше новое воплощение на Земле,и потому наше высшее-манасическое тело носит также название «причинного».Оно бессмертно и входит в триаду высших тел, составляющих «монаду», т.е. его индивидуальность,общую для всех воплощений. Из высшего манаса всё духовно-осознанное собирается в шестую оболочку, которую Восточные учения называют «Будхи». «Искра Божия» — есть наше седьмое высшее тело,— наше Божественное Огненное Начало. Осветить сознанием,всё заключенное в седьмом принципе,которое в начале эволюции было неосознанно,и проявить в жизни — есть задача человеческой эволюции. Таким образом, триаду высших духовных принципов (тел) составляют: 5. Высший Манас. 6. Будхи — центр,собирающий духовно осознанное или Будхо-манасическое тело — «духовная душа». 7. Божественная Искра, отошедшая от Отца-Света. «Эту триаду — нашу «духовную душу» мы в нашем теперешнем развитии не' осознаём; она проявляется в нас, как голос совести. Когда достигнем полной сознательной связи между интеллектом, т.е. «низшей душой» — «Кама-манасом» и Манасом Высшим — «духовной душой» — когда этот мост состоится, т.е. человек начнет получать запечатление от Высшего Будхи-Манаса, можем назвать такого человека — духовно развитым, и он начинает приближаться к бессмертию». (Письма Е. И. Р. том I, стр. 478). Седьмой принцип есть синтетическое начало,но не Высшее «Я» человека. Высшее «Я» состоит из трех принципов — седьмого,шестого и пятого».(Письма Е.И.Р.том II,стр.37). Именно эти три высших духовных начала составляет то,что в христианстве определяют «Дух» — бессмертное начало,общее для всех воплощений человека. Когда эта ступень будет достигнута — мы дойдем до цели нашей земной эволюции и человек достигнет степени «Архата»,интеллектуальный ум которого в сознательной связи с Высшим Духовным «Я» человека,которое всегда божественно. Вопрос,почему,если человек был изначала божественного происхождения,понадобилось ему проходить через все эти зоны эволюции,переносить столько скорбей и страданий,и все для того,чтобы снова стать божественным,каков он был с самого начала? Это вопрос людей,которые не уразумели Плана,по которому развивается человечество.Эманация Божеств;не была вначале человеком —это была недифференцированная божественная Сущность,способная превратиться во многие отдельные искры.Разница между этой божественной Сущностью в момент ее эманации и в момент ее возвращения к своему Источнику — такого же рода,как между бесформенной массой светящейся туманности и той солнечной системы,которая возникла из нее.Туманность,без сомнения,очень красива,но она неопределенна и ее потенциальность не раскрыта; солнце же возникает из нее путем медленной эволюции,изливает жизнь и тепло,и свет на многие миры и на всех обитателей этого мира. Божественная Сущность появляется в самом начале,как простое изменение силы,хотя бы сила эта и была божественной; а возвращается она в образе тысячи могучих Адептов. Что уже теперь человек по своей сути божественней,и что он может и в настоящее время развивать в себе зачатки божественных свойств,кажется многим добрым людям настолько возмутительным,что они находят в этом даже оттенок богохульства,но ведь сам Христос напоминал окружающим Его евреям изречение из Священного Писания:«Я сказал — вы боги». Говоря о невидимых телах и мирах,в которых они проявляются, надо указать,что Тонкий Мир с его высшими райскими сферами не есть предел достижений.Так в Письмах Е.И.Р.читаем:«...Конечно,Тонкий Мир и есть мир астральный,со всеми подразделениями на низшие и высшие сферы.Затем следует «Мир Огненный» и,наконец,«Мир самый Высший».(Письма Е.И.Р.том II,стр.407) Кто-то может подумать,что мысль об Огненном Мире чужда,не совместима с христианским мировоззрением.Тому напомним,что понятие Мира Огненного в христианстве равнозвучно с понятием третьей Ипостаси Бога— Духа Святого,Жизнедателя,Вездесущего,все наполняющего,сокровища благих — именно так определяет и Учение Жизни — Огненную духовную силу Света— Духа. В книгах Ветхого и Нового Заветов находим много указаний: Огонь,сходящий с небес на ветхозаветные жертвы; «Неопалимая Купина», горящая нежгучим пламенем; Илья Пророк — на огненной колеснице был взят на небо в Мир Высшего Света; огненное преображение Христа и два Огненных Мужа около Него. В виде огненных языков было сошествие Св.Духа на апостолов. Самыми поражающими будут слова самого Христа:«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы,чтобы он уже возгорелся».(Ев.от Луки,гл.12,ст.49). В Евангелии есть слова, которые очень определенно утверждают «Небесное Царство»,отличное от тех сфер Невидимого Мира, куда попадают все люди.Это «Царство Небесное» — «берется силой»,т.е. особым, усиленным устремлением,так и сказано: «употребляющие усилие — восхищают его»,(достигают.(Е.Б.). 11.ст.«Истинно говорю,вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя,но меньший в царстве небесном—больше его». 12 ст.«От дней же Иоанна Крестителя доныне царство небесное силой берется и употребляющие усилие восхищают его». (Ев.от Матвея,гл.II,ст.11-12). Здесь,определенно,дано различие между «рожденными женами»,т.е.воплощающимися на земле и теми,кто уже достиг Царства Небесного,освобожден от рождений на Земле и обитает в Царстве Света — Огня — Духа,т.е.в Мире Огненном.Там Иоанн Креститель лучший из рожденных от жен займет самое младшее место среди Иерархии Света,которые уже освобождены от рождения на Земле. Находясь в Тонком Мире,мы очувствуем Мир Огненный,который познают на Земле очень немногие,ибо он сокрыт от нас нашим плотным телом,но его качества проявляются в нашей психической или огненной энергии: «Психическая энергия,иначе говоря,огненная энергия или «Агни» — явлена в каждом живом существе.Каждый человек может различать в себе элементы плотные,тонкие и огненные.Там,где мы чувствуем в себе проявление психической энергии,— там уже область огненная.Это нужно замечать,ибо таким образом мы перестанем понимать Мир Огненный,как нечто отвлеченное».(«Мир Огненный» кн.I,§ 158). Мир Огненный в посмертном состоянии не доступен нам,обыкновенным людям.«...Сколько жителей Тонкого Мира озираются на Огненный Туман и смутно жалеют о чем-то утраченном».(«Мир Огненный» I кн.§ 153). Жалеют об утраченных возможностях развития в себе «Агни» при земной жизни, ибо развивается «Агни» или огненная духовная энергия: «...когда слова претворяются в действие, то утверждается высшая энергия. Потому, только в жизни можно проявить все высшие энергии. Не слова, но действия считаются утверждением высших энергий». («Агни Йога» §658). Но когда-то и сферы Огненные будут доступны нам,если будем действительно следовать Учению Любви, данному Христом ибо:«Ничто на Земле не зажжет Огня сердца,как Любовь».(«Мир Огненный» III,§629).И желание Христа,чтобы «Огонь», низведенный Им с неба, загорелся в сердцах людей. Обязанность человека,зная о мощи и огромном значении этой огненной силы для жизней на Земле,так и в Тонком Мире,очищать и развивать ее,т.е.работать над проявлением своих добрых,благородных чувств,побуждений,подавляя всё злое в себе,развивая,усиливая светлые побуждения. В наше время эту силу стали называть «психической энергией».Это более современное название,но она есть та самая сила,которую в прежние века называли «Благодатью»,—«Огнем Св.Духа».В наше материалистическое время этого клерикального названия лучше избегать,иногда только из-за названия можно уже вызвать недоверие и скептицизм. Развивать,совершенствовать силы,заложенные в нас Божественной Искрой— задача человека.Эти развитые силы отдавать на служение человечеству,стать силой добра,присоединяясь к работе на Общее Благо,к Высшим разумным небесным сотрудникам— Иерархии Света— вот смысл и назначение жизни на Земле,которая приведет нас к существованию в Мире Огненном,где «Прекрасная Действительность» живет. Эволюция беспредельна!За «Миром Огненным»,по указанию Учения,существует — «Мир Самый Высший»,о котором мы впервые узнаём из Учения Жизни. «Чело» — по-санскритски означает дух.«Чело-век» — дух в веках.Искра Божия—«духа в веках» неугасима! Это надо принять — человек бессмертен! Глава X Между смертью и новым рождением Мы привыкли,говоря о смерти,думать только о смерти нашего физического тела.Человек,понимающий смысл жизни,знает совершенно определенно,что жизнь души продолжается и за гробом,и что сброшенное физическое тело — то же самое,что сброшенная одежда.Истинный человек,носивший эту одежду, продолжает жить.Смерть есть переход от жизни,наполовину физической и астральной,к жизни вполне астральной и,следовательно,значительно более высокой.Смерть состоит в постепенном сбрасывании истинным «Я» всех четырех тел.Когда наступает смерть,истинный человек освобождается от своего физического тела вместе с эфирным телом,которое, выделившись из своего плотного двойника,уносит с собой и жизненную силу,от которого зависело существование физического организма.Через некоторое время и эфирное тело начинает разлагаться,а его составные части соединяются с эфиром пространства. Человек остается облеченный в свое астральное тело,которое соткано из энергий его чувств,эмоций, страстей,желаний.Учение Жизни учит,что человек переходит в Тонкий Мир со всеми своими пороками и добродетелями,именно,«он вполне сохраняет свой характер:«Язвы духа переносятся в Мир Тонкий».Более того,все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там; потому злобные здесь становятся там еще яростнее и наоборот». Продолжительность посмертного состояния в астральном теле зависит всецело от свойства эмоций,от чистоты желаний и от доброкачественности страстной природы человека.Если страсти были грубы и животное начало вело энергичную жизнь внутри человека,прочно построенное астральное тело задержит его надолго в том посмертном состоянии.В астрале есть остаток личного сознания. Астральное тело,пока в нем еще живы страсти и желания,продолжает вибрировать,то есть жить.Чем грубее были страсти и желания,тем мучительнее отзывается отсутствие физического тела,посредством которого они могли получать удовлетворение. Из этого ясно,что посмертное состояние человека грубого и безнравственного полно мучительных переживаний,они то и создали представление об адских муках за грехи. Идея эта совершенно верна,так как мучительное отвыкание от дурных страстей есть естественное следствие (или наказание,что одно и то же) за нарушение законов физической или духовной природы. Без этого естественного наказания в посмертной эволюции человека произошла бы неизбежная остановка. Мысли и желания,которые человек поддерживал в себе во время земной жизни,принимают форму живых существ, витающих вокруг него,и они воздействуют на него до тех пор,пока энергия,которую он им сообщил, не источиться. Если мысли и желания человека были сильными и настойчивыми,злыми, сообщество,которое он таким образом создал для себя,может сделаться для него поистине ужасным. Самое плохое,что большинство обыкновенных мирских людей готовит для своего загробного пребывания, невыразимо скучное существование,лишенное всякого разумного смысла.Их интересы при жизни ограничивались самоуслаждением.Жизнь проходила в сплетнях,осуждениях и всевозможных ничтожных интересах. К такой пассивной скуке могут прибавиться и настоящие страдания.Если человеком во время его земной жизни владели сильные физические желания страстей,если он сделался рабом таких пороков, как, например: жадность, чувственность, пьянство...в таком случае он подготовил для себя не мало очистительных страданий в потустороннем мире потому что,теряя физическое тело,человек сохраняет свои желания и страсти;они остаются столь же живы и даже более деятельны. Единственно, что умерший человек теряет это — возможность удовлетворять свои страсти,которые мучат и грызут его,ненасытные и не могущие быть удовлетворенными. Из этого можно усмотреть,что такое посмертное состояние и есть самый настоящий ад для нечистого человека, но ад только временный,потому что с течением времени страсти погасают,израсходовав свою энергию в том страдании,которое вызвано ими. Это,действительно,ужасное будущее,и есть в нем две стороны — человек не только виновник своей будущей судьбы,но он сам определил и силу, и продолжительность своего страдания.Во время земной жизни он позволил своей страсти приобрести силу и здесь,в загробном мире,он должен встретиться с этой страстью и победить ее.И пока не победит не может подняться в высшие сферы. Победить он может — перестав думать о ней,перестав окружать себя мысле-формами возбуждающими и поддерживающими его страсти. Если в течение физической жизни он уже делал усилия, чтобы побороть свои страсти,эти усилия облегчают эту борьбу.Он сам создал чудовище,которое ему же приходится уничтожить и вся сила, которой обладает его враг,создана им же самим.Следовательно,его судьба не навязана ему кем-то,а действительно создана им самим. Второе, что нужно иметь в виду, это то, что навлеченное им на себя страдание есть единственный путь к его спасению. Если бы ему возможно было избежать страдания и пройти через астральную жизнь, не погашая постепенно свои низшие желания, он возвратился бы в свою следующую жизнь неизменившимся, следовательно в полной власти тех же страстей. Он был бы прирожденным пьяницей, скрягой, с чрезмерной чувственностью, и т.д.,и раньше,чем он мог бы научиться,что необходимо победить свои страсти, они выросли бы до таких размеров,что овладели бы и телом и душой его. Таким образом, еще одно земное существование было бы потеряно,еще одна возможность для развития упущена. Это значило бы — войти в безвыходный круг,из которого нет спасения,и эволюция его затянулась бы до бесконечности. Божественный план не может иметь таких недостатков.Страсти изживаются в течение астральной жизни, и человек возвращается к физической жизни без них. Правда, нравственная слабость остается в человеке; правда и то, что он построил для своего нового воплощения астральное тело, способное воспроизвести те же самые страсти. Но сам человек, его высшее «Я», получило страшный урок, и, наверное, оно употребит усилия, чтобы его низшая природа не возобновила той же ошибки и не подпала под иго тех же страстей. Человек сохраняет в себе зародыш этих страстей, но если он заслужил быть рожденным от добрых, разумных родителей, они помогут развитию в нем всего доброго и уничтожению всего дурного. Лишенные возможности приносить плоды зародыши его страстей отомрут. Таким способом человек постепенно побеждает свои дурные наклонности, и развивает вместо них добрые качества. Человек,который в земной жизни подготовил себя к существованию в Высших мирах,открывает большие возможности в потустороннем мире и для своего собственного просветления, и для полезной работы. Он убеждается, что жизнь вне физического тела обладает такой жизненностью и яркостью, по сравнению с которой земные радости бледнеют. Его ясное сознание и спокойная уверенность в вечной жизни отражаются на нем и светят всем,кто окружает его. Он может в течение нескольких лет такого сознательного участия в астральном существовании — сделать более добра, чем в продолжение самой долгой физической жизни.Он знает,что предстоит еще более высокая ступень эволюции; он знает, что так же,как своими страстями и помыслами своего низшего разума он для себя определил среду в астральной сфере, точно так же своими благородными стремлениями и помыслами, устремленными к общему благу, он приготовил для себя условия своей небесной жизни. Прежде чем попасть в сферы высшего состояния,человек должен освободиться от чувств низшего разряда,отягощающих его,ибо он не подготовлен к высшему состоянию,т.е.не может отвечать на тонкие вибрации неба,а это означает,что он не сможет почувствовать свободу,красоту и блаженство этого более высокого мира. Чтобы приобщиться к нему,человек должен очиститься от своих грубых свойств. Астральные чувства — за отсутствием удовлетворения—ослабевают все более и более, и под конец умирают,а облегченное астральное тело может подняться в высшие сферы, которые в христианстве называются «райскими»,а по восточному «Девакан».Небо есть состояние сознания, которым владеет каждый человек,в промежутке между своими воплощениями на земле. «Ад» — есть временное состояние,так же и «рай» есть временное состояние.Состояние полного невыразимого блаженства может длиться в продолжении многих веков.Это мир интенсивной духовной жизни,в которой мы можем принимать участие и при жизни, так же в периоды между нашими воплощениями на земле. Только недостаток нашего развития, только ограничение,налагаемое на нас телесной оболочкой, мешает нам понять в полноте всю славу и все величие высочайшего неба,окружающего нас всегда и со всех сторон.Влияния, идущие от Высших сфер, не перестают действовать на нас,и от нас зависит воспринимать и уразуметь их.Какой бы невозможной сказкой это ни звучало для обыкновенного мирского человека,для оккультиста это самая реальная из всех действительностей. «Астрал еще полон земными возможностями, но дальше преобладает знание духа,сознание же существует только в земной оболочке.В Астрале еще остаток личного сознания.Сознание не есть знание духа». (Озарение,стр.148). После «астральной смерти» все сознание человека сосредоточено в ментальном теле, и с его помощью он приобщается к жизни ментального мира. Очищение ментального тела состоит в погашении всех условных, корыстных и эгоистических мыслей человека. Этим заканчивается время очищения человека. Низшая часть его природы выгорела и в нем остались сверхличные мысли и стремления, которые возникли в течение его земной жизни. Они роятся вокруг него и образуют как бы оболочку, посредством которой он в состоянии отвечать на определенный род вибраций ментальной материи. Эти, окружающие его, мысли являются силами, посредством которых он приходит в соприкосновение с богатством небесного мира. Ментальный или небесный мир можно с полным правом назвать отражением Божественного Разума или неисчерпаемой сокровищницей,из которой пребывающие на небе могут черпать только то, что соответствует тем мыслям и стремлениям, которые возникали в их душе во время их физической и астральной жизни. Каким образом объяснить,что для всех доступно блаженство? Эта загадка разрешается фактом, что каждый творит свое собственное небо, избирая из неисчерпаемой сокровищницы Божественной мысли именно то, к чему в течение земной жизни стремилась его душа. Таким образом, каждый определяет сам для себя продолжительность и характер своей небесной жизни — поэтому он и не может иметь такого счастья, которого бы он не заслужил, и его небесные радости будут отличаться именно теми свойствами, которые вполне соответствуют его личным особенностям. Небо есть мир,в котором каждое существо,благодаря тому,что сознание его сосредоточено на сверхличном, наслаждается наибольшим духовным блаженством,на какое только способен этот мир,в котором возможность удовлетворять все лучшие стремления человека ограничено только одним: свойствами и размерами этих стремлений. Это последний этап переходного состояния между смертью и новым рождением.Бессмертный человек (Эго) сбросил все свои смертные оболочки, вобрав в себя весь опыт, вынесенный из последней жизни, все мысли, чувства и стремления, очищенные от эгоистических и личных примесей. Все эти примеси умерли, сохранилась лишь та доля сверхличного, которая была доступна человеку. Это сверхличное бессмертно. Сюда относятся все виды бескорыстной любви, стремление к Богу, или вечному, чувство красоты, влечение к добру, все виды сочувствия и сострадания, волновавшие человека при жизни, всё углубление от перенесенных страданий, и весь подъем от пережитых радостей. Все эти активные проявления души претворяются в течение посмертного периода (небесного) в свойства и качества бессмертной души или Индивидуальности (высшее «Я» — Эго),и этими свойствами будет окрашен характер той личности,которую Эго как бы выбросит из себя во внешний мир,чтобы в следующем воплощении собрать новый опыт и вызвать к сознательной жизни новые силы. В сознании большинства «личность» и «индивидуальность» являются одним понятием,но восточная мысль проводит определенную разницу между этими двумя понятиями.«Личность» — понятие, обнимающее одно земное воплощение,тогда как «индивидуальность» является вечным свидетелем и собирателем достижений множества воплощений. Конечно,значение личности в развитии человека самодовлеющее,ибо лишь проявления в различных сочетаниях и в вечно сменяющихся условиях дает возможность развитию всех энергий. Время между смертью и новым рождением бывает очень различно.Некоторые возвращаются уже через пару лет, но бывает,что возвращаются через пять тысяч лет.Средне-развитый человек воплощается на земле через 700–1500 лет.Для духовного развития очень важно, чтобы срок пребывания в Высших Мирах был продолжительным,ибо это состояние разовьет и укрепит его духовные силы. Небесная стадия посмертного человека в прямой зависимости от той ступени интеллектуального и духовного развития,которой он достиг во время жизни на земле.Чем ниже его умственное и нравственное развитие и чем более власти имеет над ним низшая природа, тем продолжительнее и труднее его пребывание в чистилище и тем короче, бессознательнее период его небесной жизни. И наоборот: победившая душа, успешно боровшаяся со своей низшей природой в пользу высшей, проходит быстро и легко свой очистительный период и остается долго в том высшем состоянии, когда происходит творческое претворение земного опыта в вечные свойства, в умственные и нравственные качества души.Потом эта сознательная жизнь души угасает, на время она переходит в спокойный сон.
Круг завершен;посмертная эволюция пришла к своему концу. Все умственные и нравственные материалы, которые человек собрал в предыдущей жизни,преобразовались в новые способности,все неувенчавшиеся успехами усилия перешли в силу для будущих успехов,все совершенные ошибки — в способность предвидения,вся сумма пережитых страданий — в силу терпения,все совершенные грехи — в отвращение от всего дурного,а весь опыт взятый в целом в зачатки мудрости. Кто же воплощается вновь? Тот же человек,но со всеми изменениями,которые произошли в его душевном и духовном теле за время между прошлой смертью и новым рождением.Хотя он будет носить другое имя,не будет помнить своей бывшей жизни,но все опыты прошлой жизни,все способности и таланты развиты и укреплены, именно,им,и он справедливо продолжает их дальнейшее развитие и справедливо пожинает свою судьбу. «Не один элемент из одного существования не переходит в другое,но ни один не достигнет нового существования,не имея причин в предыдущем бытии.Когда старое сознание перестает существовать — это смерть.Когда сознание возвращается к существованию,получается новое рождение.Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам,заложенным в предыдущем бытии.От одной жизни к другой нет передачи,но как бы отсвет, солидарность. Между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. Пример: физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые 7 лет, и тогда как человек А.,в сорок лет совершенно тождественен с восемнадцатилетним юношей А.,все же благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере,он — другое существо.Человек к старости точное следствие мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни.Подобным образом, новое человеческое существо,будучи предыдущей индивидуальностью, но в измененной форме,справедливо пожинает следствие своих старых мыслей и поступков предыдущих существований».(Письма Е.И.Р.том I,стр.484) «Но ближе представить себе эволюцию эту,как настойку,в которую с каждым новым проявлением на земном плане,прибавляется новый ингредиент,который,конечно, изменяет весь состав».(Письма Е. И.Р.том I,стр.485). «Наступает момент,когда «Эго» начинает остро чувствовать магнитное притяжение к земному притяжению,ибо лишь земля есть то горнило,в котором преобразуются наши энергии и получается обновление и накопление новых энергий.Как голод толкает голодного к пище,так закон воплощения устремляет готовый дух к сроку его воплощения».(Письма Е.И.Р.том I,стр.310). Когда внутри человеческой души начинается трепет пробуждающейся воли к жизни,тогда наступает время возвращения к земной жизни. Возвращение к жизни проходит тем же порядком, тем же путем, каким освобождалась душа от своих низших смертных тел. Теперь душа, спускаясь к сферам земли, облекается постепенно в свои невидимые тела,но весь процесс проходит в обратном порядке. Мы знаем,что вселенная вибрирует бесконечно-разнообразными вибрациями и каждый дух имеет вибрацию,присущую только ему одному. Прежде всего начинает вибрировать ментальный атом, который сохраняется в «причинном теле»— общем для всех жизней. Новое ментальное тело мысли строится из материалов, соответствующих его индивидуальности.Ментальный атом,вибрируя,своим магнитным полем привлекает к себе частицы ментальной материи,соответствующие его свойствам.Когда ментальное тело построено,то оно своими вибрациями привлекает из сфер ментального мира свои кармические порождения, которые в прошлой жизни, при восхождении,были оставлены там; они привлекаются в орбиту спускающегося к новой земной жизни духа. То же самое повторяется,когда,возвращаясь к жизни,дух спускается в астральную сферу,где строится его астральное тело.Все,что было сброшено,когда дух уходил с земли,теперь привлекается обратно. Все кармические порождения устремляются в орбиту возвращающегося духа. Эти утверждения могли бы казаться невероятными,если бы мы сами не были свидетелями,как луч, с определенной вибрацией,пущенный с земли,находит посланную на Венеру ракету затерянную в Беспредельности.Вибрация луча с вибрациями ракеты - общие,потому луч привлекается,находит и исправляет направление полета ракеты. Это делает аппарат — изобретение человеческого ума. Достоинство природного аппарата человеческого духа — несомненно превыше, и дух справедливо собирает в орбиту своей наступающей земной жизни все свои порождения, которые устремляются к нему,привлеченные только ему одному свойственными вибрациями. Чужая карма, чужое счастье и незаслуженная судьба не могут войти в орбиту ауры духа, идущего к новой земной жизни. Следующим этапом возвращения к новой жизни будет — построение физического тела. В предыдущих жизнях человек связал себя разнообразными обязательствами с целым рядом лиц и,кроме того,для дальнейшего развития ему определен будущий урок (по-индуски «дхарма»),который должен быть выполнен в предстоящей жизни. Все это представляет те условия, которые определяют месторождение человека.Нарождающийся человек действиями Кармического закона устремляется в страну и в ту среду,в которой все эти условия смогут быть выявлены.Все это уже предначертано самим человеком,предопределено его собственными действиями в предыдущих жизнях. Когда семья определена,начинается строение физического тела. В предыдущей главе было указание, что наука, рассматривая физическую материю, находит несколько её состояний, а именно: твердое, жидкое, газообразное и эфирное. Эфирное состояние по природе, хотя и принадлежит к физическому состоянию, но глазу невидимо и служит связью между невидимыми и видимым физическими телами. Говоря об образовании физического тела нарождающегося человека, которое совершается в обратном порядке, естественно, что прежде всего строится новый эфирный двойник, так сказать «схема» будущего человека со всеми предусмотренными кармическими особенностями. Именно, этот эфирный двойник вносится в материнское лоно при зарождении, а потом в эфирный двойник, следуя в точности за его очертаниями,вводится молекула за молекулой физическое тело.Именно в это время проявляется физическая наследственность,ибо физическая наследственность доставляет весь необходимый материал. Нарушение согласованности и полной гармонии между эфирным двойником и физическим его проявлением —является причиной заболевания органов.К примеру: все попытки заменить больное сердце сердцем взятым у другого человека — были в конце концов безрезультатны,ибо чужое сердце не есть копия сердца эфирного двойника,чтобы согласованно работать. Материалистическая наука замечает только физическую наследственность не зная о существовании и значении всех высших духовных и душевных тел, входящих в сущность человека,не знает и того,что тело человека построено точно по эфирному двойнику,а не наоборот. Рассмотрев сложный состав человека, познакомившись,в общих чертах,с большой этической переработкой наших душевных качеств за время — между смертью и новым воплощением — в следующей главе перейдем к рассмотрению целого ряда вопросов,которые уяснят нам законы воплощения. Глава XI Развитие учения о Перевоплощении При изучении Учения о перевоплощении появляется целый ряд вопросов,на которые хочешь найти пояснения. В этой главе рассмотрим некоторые из таких вопросов, а именно: 1. Как мы можем улучшаться,если мы не помним прошлой жизни? 2. Почему мы не помним своей прошлой жизни? 3. Влияние последнего желания на будущее воплощение. 4. «Я хочу родиться богатым». 5. Смена воплощений. 6. Почему не все способности проявляются? 7. Я не хочу возвращаться на Землю. 8. Я хочу уйти из жизни (самоубийство и отказ от жизни). 9. Аборт,жизнь идиота. 10. Когда кончаются наши воплощения. Многие считают, что отсутствие воспоминаний о прошлых жизнях является самым большим препятствием для принятия учения о перевоплощении. Может быть, мы думаем, что если мы ясно не сохраняем памяти о прошлой жизни мы не можем использовать прошлых опытов. В наших прошлых жизнях было больше ошибок, чем мы думаем, и воспоминания могли бы увлечь нас на путь прежних ошибок.Не воспоминания нам нужны,но нужны результаты опытов от прошлой жизни—их мы получили,в посмертном состоянии—между смертью и новым воплощением,где вся предыдущая жизнь была пересмотрена,продумана и в духе была переработана.Результаты этих выводов отложены и сохраняются в нашей неумирающей духовной сущности,которую мы принесли в новую жизнь.Они обогатили нашу совесть,наше духовное сознание,а перенесенные страдания укрепили наши силы для борьбы с пороками,страстями,с которыми мы не умели справляться в предыдущей жизни. Вся идея эволюции заключается в том, что, хотя к нововоплощенной душе возвращается все ее прежнее кармическое наследство, но душа перед рождением была в Высшей Мире и для борьбы она уже лучше вооружена новыми способностями,укрепленной волей и запасом психической энергии.Даже самый падший, если у него было малейшее влечение к правде,самый малый порыв к добру,должен быть вознагражден пребыванием в Девакане (Раю),во время которого семя добра пускает ростки,искре дается разгореться,хотя бы в крошечное пламя. Все трудности воспоминания в том, что наше физическое тело никогда не разделяло прежних жизней своего «духа». Кто хочет вспомнить свое прошлое,тот не должен сосредотачивать весь интерес на переживаниях этой жизни. Он должен утончать и очищать свою физическую природу,пока она не станет способной воспринимать впечатления более тонкой сферы. Воспоминаниями о прежних жизнях обладают достаточное количество людей,успевших приобрести необходимую для этого чувствительность физического тела.Для этих людей перевоплощение перестало быть теорией.Оно сделалось предметом личного знания. Встречаются дети,которые приносят с собой воспоминания прошлого и это бывает,почти всегда,когда предыдущая смерть произошла в детстве,после чего скоро последовало новое воплощение.На Западе к таким детским воспоминаниям относятся недоверчиво. Ребенок, боясь быть смешным,сам теряет веру в свои воспоминания.На Востоке к таким воспоминаниям относятся бережно,где это оказывается возможно,проверяют,как это было в 1936 году в Индии. В газетных вырезках,присланных из Индии,сообщалось о восьмилетней девочке—Шанти— словами которой заинтересовался ее школьный учитель.Девочка настойчиво утверждала свое другое имя,уверяла,что она жена торговца тканями из небольшого городка, что она, родив сына, умерла. Учитель написал письмо по указанному адресу и получил ответ от торговца тканями, что жена его 11 лет тому назад умерла родив сына. Для проверки этого случая была образована целая комиссия из официальных лиц города: судьи, нотариуса, доктора и других, которые подробно расспрашивали и запротоколировали слова девочки. Комиссией была организована поездка девочки в указанный город. Подъезжая к городу, девочка очень определенно указывала на вновь построенные дома, знала, что за поворотом дороги уже будет виден дом ее прежнего мужа.При входе в дом ее встретил 11-ти летний мальчик, которого она со слезами на глазах обняла, как своего сына, при родах которого она умерла. Раньше она сообщила комиссии, что боялась родов и перед родами,обещала пожертвовать 100 рупий в церковь, а деньги спрятала в своей комнате под пол.Эти деньги были найдены комиссией в указанном месте. Девочка вернулась к новой жизни через три года после своей смерти. «Нельзя отвергать,когда дети утверждают о своей прошлой жизни.Теперь особенно часто будут скорые воплощения.Многие обитатели Тонкого Мира спешат вернуться и в этом сказывается развитие и спешность эволюции.И в этом ускорении можно видеть сближение миров». («Аум» § 97). «Потому так ценны такие доказательства,как случай с девочкой Шанти,который мог быть проверен столькими еще живыми очевидцами ее прежней жизни» — пишет в письме 1936 г.Е.И.Рерих.(Письма Е.И.Р.т.II,стр.235). Безусловно,каждому хотелось бы знать о своей прошлой жизни.Посмотрим,как смотрит на этот вопрос Учение. «Теперь,что касается до воплощений,то преждевременное знание их очень вредно для восходящего духа; потому они так мудро сокрыты Природой,действующей всегда и во всем Законом Целесообразности. Часто преждевременное знание своих воплощений может остановить дальнейшее восхождение,ибо оно может или ввергнуть дух в бездну отчаяния,в случае раскрытия какого либо предательства в прошлом, или же усилить самомнение,одно из самых преграждающих качеств на пути ученичества.Потому надо благодарить мудрый покров тайны,тем более,что по мере восхождения дух сам снимает покров этот, видит свои воплощения,и смысл их становится ему понятен».(Письма Е.И.Р.т.I,стр.187). Следующие выписки из книг Учения подтверждают это. «Знание прошлых явлений может помочь бодрствующим духам,но сонным не полезно».(«Листы Сада Мория» II,стр.101). «Только люди,с особо расширенным сознанием,могут погружаться в прошлое без вреда для продвижения». («Аум» § 535).
|