ГИД НА ТОТ СВЕТ Светоносное существо, предстающее взору человека, приготовившегося перейти за грань земного бытия – не единственная Сила иного мира, с которой может встретиться умирающий. Помимо Высшей, Божественной Сущности, являющейся умирающим в виде Света, к ним могут приходить более близкие их уровню развития существа из мира иного, являющиеся, как правило, их уже умершими родственниками и друзьями. По свидетельствам пациентов и врачей, присутствовавших при их смерти, эти существа иных миров выполняют роль своеобразных наставников умирающим. Неужели, помимо Судии, в мире ином человека встречают и некие гиды, указующие им путь в Неведомое? Обычай напутствовать человека перед смертью существует в религиозных обычаях практически всех народов мира с незапамятной древности. В этом обычае отражена вполне здравая мысль: человеку, переходящему в иной мир, нужна помощь для того, чтобы быстрее освоиться в новом для него месте и окружении. Самое интересное состоит в том, что (вне зависимости от того, могут ли остающиеся в этом мире люди на самом деле помочь умирающему) в мире ином существуют свои помощники, помогающие душам людей перейти на ту сторону бытия и быстрее адаптироваться к новым условиям. Этот удивительный факт стал известным благодаря скрупулезным и обоснованным научным исследованиям. Указующий путь Западная реаниматология накопила множество свидетельств о том, что в последние минуты жизни человек нередко видит существ, в которых он узнает давно умерших близких. Некоторые пациенты даже вступают с ними в разговор, свидетелями которого часто становятся врачи и медсестры. В своей знаменитой работе «Жизнь после жизни» Р. Моуди пишет о том, что перенесшие состояние клинической смерти люди утверждали, что в момент комы они встречались «на том свете» с умершими родственниками, говорившими им, что их земные дела еще не закончены, и убеждавшими их вернуться назад, к земной жизни. Аналогичные случаи происходили и с людьми, которые, не побывав в состоянии клинической смерти, тем не менее, были близки к кончине из-за неизлечимой болезни. Американские психологи Карлис Озиз и Эрлендур Харальдссон опубликовали результаты своих наблюдений за пятьюдесятью тысячами (!) неизлечимо больных пациентов, которым они пытались помочь, облегчив их состояние перед смертью. (Их врачебная практика осуществлялась в США и в Индии.) Результаты исследований оказались удивительными и во многом поколебали принятые в обществе и в медицинских кругах представления о смерти и о последних минутах жизни, предшествовавших переходу человека в мир иной. Первым открытием Озиза и Харальдссона стал тот факт, что состояние умирания сопровождается не страданиями, которых боится большинство людей, а как раз наоборот – спокойствием и умиротворением. Свойственный многим людям страх смерти основывается на господствующих в обществе представлениях о том, что смерть несет с собой не только неизвестность, но и физические страдания. Изучение феномена смерти психологами выявило совсем обратное: в действительности умирание представляет собой процесс освобождения от страданий, а необычное умиротворение, предшествующее переходу в мир иной, наводит на мысль о том, что природа того Неизвестного, с которым придется столкнуться когда-нибудь каждому из нас, не так уж и страшна, как это кажется большинству людей. Вторым необычным открытием Озиза и Харальдссона стали свидетельства того, что в последние минуты жизни люди часто вступают в телепатический контакт с их уже умершими родственниками или друзьями. В исследованиях других врачей и танатологов, в частности, А. Ландсберга и Ч. Файе, тоже говорится о том, что более двух третей умирающих видели образы людей, которые звали и манили их за собой. Так, 70-летняя женщина, умиравшая от рака кишечника, вдруг села в постели и, обращаясь к давно умершему мужу, сказала: «Гай, я иду»; после чего умиротворенно улыбнулась и умерла. Известен случай, когда умирающий пациент неожиданно стал разговаривать с невидимым для окружающего медперсонала призраком своей возлюбленной, обещая «скоро прийти к ней». Как рассказывали присутствующие при его смерти медсестры, он смотрел куда-то вдаль глазами, полными любви. Его разговор с умершей возлюбленной был таким убедительным, что даже привыкшие ко многим вещам медработники сказали: «Несомненно, кто-то пришел за ним, чтобы указать ему дорогу в мир иной». Страдавшая тяжелой болезнью почек пожилая женщина за день до смерти сказала своему лечащему врачу, что видела своего погибшего несколько лет назад в автокатастрофе сына, – он звал ее к себе и говорил: «Не бойся, мама». Женщина сказала врачу, что это – знак, что она скоро умрет, но она счастлива, что избавится наконец от мучений и встретит сына в мире ином. Визиты из мира иного? Как бы ни были удивительны случаи телепатического общения умирающих с душами людей, уже перешагнувших грань земного бытия, еще более необычными можно считать явления неких посланников иных миров, которых иногда видят и родственники умирающих. Один из таких особенно мистических случаев произошел в доме женщины, муж которой умирал от неизлечимой болезни. Поздно вечером в дверь ее деревенского дома кто-то постучал. На пороге оказалась фигура человека, одетого во что-то белое. Не рассмотрев в потемках визитера, женщина приняла его за сельского врача, который почему-то пришел к ним домой в своем рабочем белом халате. Чтобы не разбудить тяжелобольного, женщина знаками показала на себя: «Вы ко мне?» Тот отрицательно покачал головой и показал рукой в направлении той комнаты, где лежал больной. Женщина машинально обернулась в ту сторону, куда показал гость, подумав о том, как нежелательно было бы будить измученного тяжелым недугом мужа, и тут, собственно, подумала о том, почему сельский врач решил навестить больного в столь поздний час. Повернувшись к посетителю, чтобы спросить его об этом, она невольно вздрогнула: на пороге никого не было! Не веря своим глазам, женщина выбежала с крыльца на улицу и огляделась – никого! За те доли секунды, что она смотрела в сторону комнаты, где лежал муж, посетитель словно растворился в воздухе. Ни один человек не смог бы за это время преодолеть приличное расстояние от крыльца до калитки. Растерянная женщина стояла какое-то время во дворе, думая о том, что с ней происходит, как вдруг что-то словно кольнуло ее в сердце и появилось желание подойти к кровати мужа. Тихо, чтобы не беспокоить больного, она вошла в его комнату... муж был мертв! Когда на следующий день она спросила врача, не заходил ли он к ним домой поздно вечером, тот удивился и сказал, что, конечно, он не стал бы беспокоить кого-либо в столь поздний час... Каждому – свое... В средневековой религиозной литературе говорилось о том, что известные своей святостью духовные деятели перед свой смертью общались с ангелами и видели святых. Последними словами Якоба Беме за несколько минут до смерти были: «Я иду прямо в рай». Обычные же люди, как явствует из примеров и наблюдений, приводимых многими врачами, незадолго до смерти видят чаще всего своих уже умерших родственников и друзей. Возможно, такие «предварительные» встречи умирающих с существами иных измерений являются не менее желанными – к кому еще мы можем питать такое доверие, как не к близким людям? Своих уже умерших родственников, которые зовут их к себе, утешают и ободряют, умирающие часто видят не только в видениях, но и во сне – как правило, за несколько дней до смерти. Правда, бывают и другие варианты предсмертных встреч. В одной деревне умирала старая женщина, на всю округу прославившаяся своим тяжелым характером, сварливостью, грубостью и эгоистичностью. За ней ухаживали ее дочь и внучка, немало натерпевшиеся от родственницы за всю свою жизнь. Как-то, уставшие от хлопот по уходу за больной, они вышли ненадолго на улицу, чтобы отдохнуть на свежем воздухе. Когда же они вернулись в дом, то увидели больную, лежащей на полу. Женщины бросились к ней, уложили ее вновь на постель, а потом спросили «бабулю», как же так случилось, что она упала с кровати. Неприязненно глядя на дочь и внучку, старая женщина сказала, что им не следовало выходить на улицу, оставляя ее одну в доме: как только они ушли, из стены напротив ее кровати вышли две черные страшные собаки и стащили ее с кровати на пол. Мать и дочь переглянулись и промолчали, восприняв это как бред. А через пару часов больная умерла. Кто знает – может быть, «провожатые» в мир иной даются человеку в соответствие с его морально-духовным уровнем? Недаром ведь говорится, что «подобное притягивается подобным». И если верить религиозным учениям о том, что каждому из нас суждено попасть в рай или в ад, – резонно предположить, что и «гиды», посылаемые душе человека каждым их этих «ведомств», тоже будут различными по своему характеру. Не исключено, что именно с негативными кармическими обстоятельствами связаны и случаи появления в сознании умирающих пугающих образов. Может быть, именно такой случай описывается в балладе Гете «Лесной Царь»? Все мы помним финал драматической борьбы ребенка со смертью, персонифицированной в образе Лесного Царя: «Родимый, Лесной Царь нас хочет догнать; Уж вот он; мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет – летит, Младенец тоскует, младенец кричит. Ездок погоняет, ездок доскакал – В руках его мертвый младенец лежал. Что же за существо в действительности привиделось умирающему мальчику под видом Лесного Царя, хотевшего забрать его к себе? Была ли это в самом деле некая враждебная сущность мира иного, приблизившаяся к ребенку в силу негативных кармических обстоятельств, созданных им в его прежних жизнях?
Или Лесной Царь в сознании мальчика был всего лишь символом неотвратимой смерти, с которой он боролся? Между двумя мирами Удивительные переживания людей на грани перехода в мир иной каждый волен интерпретировать по-своему. Некоторые и сейчас видят в этом лишь галлюцинации, вызванные тяжелым психофизиологическим состоянием умирающего. Однако с углублением исследований в области реаниматологии все больше специалистов склонны верить в то, что разумное бытие не прекращается со смертью физического тела. В этом их убеждает огромное количество наблюдений и примеров из собственной клинической практики. Правда, единственное на сегодняшний день объяснение подобного рода явлений относится к области эзотерических философских учений. И это объяснение разделяют ученые с мировыми именами, такие как Р. Моуди, Э. Кублер-Росс, А. Ландсберг, Л. Уотсон, Ч. Файе и другие исследователи. Эзотерические учения объясняют загадочные явления контакта умирающих с уже умершими родственниками следующим образом. Носителем сознания-души человека является его астральное тело, которое после физической смерти выделяется из биологической оболочки и перемещается в тонкоматериальный план. Выделение астрального тела носит постепенный характер – оно начинает отрываться от физического за несколько дней до смерти. Таким образом, получается, что в короткий период, предшествующий окончательному переходу в мир иной, тонкое тело человека находится в полном смысле слова между двумя мирами. Именно это обстоятельство обеспечивает сознанию человека одновременное восприятие двух планов бытия – как физической реальности, так и мира иного, самым ярким элементом которого становятся телепатические контакты умирающих с уже умершими родственниками. Разделяя эту точку зрения, доктор Озиз пишет: «Функционируя еще нормально, сознание умирающего, или душа, может понемногу высвобождаться из больного тела». Этот же ученый выступил против гипотезы, объясняющей необычные впечатления умирающих галлюцинациями, слабоумием и прочими болезненными состояниями. «Гипотеза слабоумия не может объяснить подобные видения, – считает доктор Озиз. – Они похожи на образы, возникающие в состоянии клинической смерти». Главным же доказательством того, что умирающим действительно становится доступным восприятие иного мира, являются конкретные факты. Характерна в этом отношении история, рассказанная лечащим врачом о его пациентке, находящейся при смерти: «Она сказала мне, что видит рядом со мной моего дедушку, и велела мне идти домой немедленно. Я оказался дома в половине пятого, и мне сказали, что он умер в четыре. Никто не ожидал, что он умрет так внезапно. Эта больная действительно встретила моего деда». Следовательно, способность умирающих воспринимать явления иных измерений – это не галлюцинации, а объективная реальность. И в этом нет ничего необычного, если учесть, что сам умирающий, точнее, его сознание, находится наполовину уже в мире ином. «Свидание наедине» Есть большая мудрость в том, что гид в мир иной, являющийся каждому человеку перед смертью, соответствует морально-духовному багажу умирающего. «Провожатые» на иной план бытия могут быть и душами близких людей, пришедшими, чтобы помочь умирающему в трудный переходный момент бытия, и Ангелами Света, которых видят перед кончиной праведники и высокодуховные люди. Но человеку, кармические накопления которого имеют в большей мере негативный, чем позитивный, потенциал, гид на тот свет может явиться и в образе сурового кредитора, подобного статуе Командора, явившегося пушкинскому Дон Жуану и забравшего его с собой в Преисподнюю. Об этом образе – воплощении негативной кармы – талантливая русская поэтесса Наталья Крандиевская писала: Свидание наедине Назначил и мне Командор. Он в полночь стучится ко мне, И входит, и смотрит в упор. Но странный на сердце покой. Три пальца сложила я в горсть. Разжать их железной рукой Попробуй, мой Каменный Гость. Когда совесть человека чиста – даже три пальца, сложенные в горсть для крестного знамения, окажутся мощной защитой против всех сил зла из мира иного... Хорошо, когда переходящего в мир иной человека встречают по ту сторону бытия или любимые образы близких людей, или светоносные существа высших сфер мира иного. Чтобы встреча за той чертой была светлой и радостной – надо прожить земную жизнь так, чтобы в мир иной сознание человека пришло не с грузом пороков и прегрешений, а с чистой и спокойной совестью. Ведь все, кому посчастливилось выжить после клинической смерти, свидетельствуют о том, что души умерших родственников или светоносные существа иного плана помогали им вернуться в этот мир. А если бы возврат к земной жизни оказался невозможным, светлые силы иного мира стали бы помогать душе человека и за гранью земного бытия. Но захотят ли они помогать тем, кто сам никому не помогал в течение своей земной жизни? Кто жил только для себя, заботился только о себе и о своем благе... И кто вообще захочет помочь им? ВЕЛИКИЙ ПЕРЕХОД «Покуда не прервется серебряная цепочка...» Учение Агни Йоги содержит в себе немало практических знаний, способных оказать помощь переходящему в мир иной человеку в этот трудный для него момент. Условия перехода человека с физического плана бытия на тонкоматериальный представляют собой целую область знаний, утраченную некогда нами, но тем не менее необходимую не только медицинским работникам, но и абсолютно всем людям. Частично знания о смерти и посмертном бытии были отражены в традиционных похоронных обрядах, однако искажения их подлинного смысла с течением времени стали настолько значительными, что на практике соблюдение некоторых обрядов приносит умершему больше вреда, чем пользы. Что происходит с человеком в момент смерти? Надо отметить, что смерть часто сопровождается различными энергетическими явлениями. Особо сенситивные люди часто воспринимают их. Многие медицинские работники, присутствующие в момент смерти своих пациентов, отмечают различные световые пятна и вспышки, внезапное образование как бы струй дыма над телами покойных, наконец, появление прозрачных фантомов, в точности повторяющих своими очертаниями физический облик умерших. Все эти явления говорят об изменениях, происходящих в энергетическом комплексе человека в момент смерти. Туманная дымка, появляющаяся над телом покойного в районе солнечного сплетения или пупка, и с течением времени истончающаяся и исчезающая, представляет собой выход серебряной нити, точнее, образующей ее астральной материи. Фантом, повторяющий форму физического тела и появляющийся сразу после смерти, может представлять собой тело астральное. Однако и серебряную нить, и астральное тело могут видеть лишь люди с повышенной чувствительностью. Гораздо большее количество людей могут увидеть над телом покойного его эфирный двойник, так как эфирная материя более плотна, чем астральная. Эфирное тело выделяется из физического, как правило, позднее, спустя сутки или более после смерти. Иногда оно выделяется в пространство уже после погребения, спустя несколько дней, и находится рядом с физическим телом в течение нескольких часов, пока не растворится бесследно в пространстве. В книге Кеннет Ринг «Жизнь на пороге смерти» приводится рассказ доктора Хоута, собственными глазами наблюдавшего процесс разрыва «серебряной нити» между физическим и астральным телами. Врач дежурил у постели своей умирающей тети и стал свидетелем ее смерти. Вот как он описывает увиденное: «Мое внимание привлекло нечто, висевшее на высоте около двух футов над кроватью прямо над телом. Вначале я не различал ничего, кроме неясного контура призрачной туманной субстанции. Затем у меня на глазах началось медленное уплотнение этого необъяснимого пара, и я обнаружил, что эта субстанция стала принимать человеческую форму. Скоро я понял, что эта фигура повторяет физический облик моей тети. Астральное тело повисло в нескольких футах над своим физическим двойником. Я отчетливо различал лицо. Черты его напоминали физическое лицо тети, только теперь на нем отражались спокойствие и сила, а не старость и боль. От всего духовного тела словно исходило свечение. Я рассматривал парящее духовное тело, пока мое внимание не привлекла серебристая субстанция, струившаяся от головы физического тела к голове духовного. Потом я увидел соединяющую эти два тела нить. У меня в голове промелькнули слова "серебряная нить!", и впервые я понял их смысл. Эта серебряная нить связывала физическое тело с духовным, как пуповина связывает новорожденного с матерью. Нить выходила из затылочного выступа у самого основания черепа. Там, где она входила в физическое тело, эта нить расходилась веером на множество мелких волокон, каждое из которых прикреплялось к основанию черепа. Волокна нити постепенно обрывались – до окончательного разделения оставалось недолго. Двойной процесс рождения и смерти вот-вот должен был начаться... Оборвалось последнее волокно серебряной нити – и духовное тело было свободно». Разделение астрального тела с физическим может происходить и не столь мягко и спокойно. Иногда, как правило, в силу кармических причин, отрыв тонкого тела от физического сопровождается агонией. Строго говоря, агония и есть процесс отрыва астрального тела от земного магнетизма и отжившей биологической оболочки. Многие люди боятся не столько самой смерти, сколько тех страданий, которые она с собой несет, и мечтают о тихой, легкой кончине. Однако состояние агонии далеко не всегда сопровождается физическими страданиями. Загадочный Лобсанг Рампа (который, скорее всего, является европейцем, выдающим себя за тибетского монаха) в одной из своих работ пишет: «В большинстве случаев смерть – это вполне безболезненный процесс. При приближении смерти сама Природа с помощью различных метаболических изменений вводит в организм некое подобие анестезии. Она притупляет ощущения, позволяя в то же время телу производить некие рефлекторные движения, которые и принимаются окружающими за предсмертные муки. Создается впечатление, будто люди умирают в мучениях, но это всего лишь иллюзия». В древности люди прекрасно знали об истинных «механизмах» смерти, или, правильнее сказать, перехода в мир иной. Загадочная фраза Экклезиаста – «Покуда не прервется серебряная цепочка и не разобьется золотой сосуд...» – говорит о том, что библейские мудрецы знали и о серебряной нити, и о тонком теле (у духовных людей имеющим золотистое свечение), скрытом в нашей биологической оболочке. Погребальные обряды и их истинный смысл Разрыв серебряной нити между физическим и тонким телами не означает немедленного выделения астрального тела в пространство. Покидать свою физическую оболочку немедленно могут только йоги, адепты высшего знания. Вообще, чем выше духовный уровень человека, тем сильнее его энергетический комплекс, тем быстрее он покидает свое временное физическое вместилище и начинает новую фазу бытия. Но у обычных людей астральное тело выходит, как правило, на третий день после смерти, спустя минимум 36 часов. До этого времени, то есть до выхода астрала, покойный чувствует себя практически так же, как живой человек, с той лишь разницей, что не может дать о себе знать. Естественно, что человек, ничего не знающий о посмертном состоянии, встретив лицом к лицу иной мир, вначале пугается и теряется. Какое-то время он вообще не может понять, что с ним происходит, жив он или умер. В его сознании настойчиво крутятся вопросы: «Жив я или умер? Если я умер, то почему я осознаю себя и воспринимаю что-то?» Состояние «между двумя мирами» психологически может быть довольно мучительно для умершего. Тяжесть его положения усугубляется также реакцией окружающих – родных и близких покойного. Рыдания по покойному, те или иные эмоциональные выражения отчаяния, призывы вернуться к земной жизни совершенно недопустимы, так как они вносят смятение и страх в сознание умершего и отчаяние от невозможности дать знать о себе. Вместо того чтобы быстрее перейти к иной форме бытия, астрал покойного тратит силы на эмоциональные переживания горя окружающих, что к тому же задерживает его в земных слоях, которые ему больше не нужны. В глубокой древности фактически все народы располагали знаниями о том, что такое смерть, что она несет умершему и как облегчить человеку довольно сложный период перехода к иной фазе бытия. Эти знания отражены в похоронных обрядах многих народов, в том числе и русского. Когда обычно хоронят умершего? На третий день после смерти, после того как астральное тело оставляет физическую оболочку. Однако с течением времени истинные знания о психоэнергетических процессах смерти постепенно утрачивались, уступая место традициям, в которых было много чисто внешнего, наносного. Так, умершему не нужны традиционные переодевания, обмывания и т.п. – они только тревожат его, не принося никакого облегчения. По поводу наилучших условий, которые должны сопровождать переход человека в иной мир, Е.И. Рерих писала: «Отошедшего не касались, но густо опрыскивали эвкалиптовым маслом и немедленно покрывали священным платом и засыпали цветами. Три дня и три ночи горел огонь вокруг отошедшего сомкнутым кругом и, в ближайший момент выхода астрала, тело сжигалось. Это очень продуманный обряд. При ленивой воле, астрал лениво выходит. Один умеет все вовремя, другой всегда опоздает, но за это нельзя поджаривать пятки. В Индии часто слишком быстро сжигают сброшенную оболочку, потому могут быть значительные повреждения тонкого тела. Это взято из моих записей об Атлантиде». Уничтожение сброшенной физической оболочки путем кремации облегчает умершему первое время его жизни в астрале, потому что даже спустя несколько месяцев после смерти сохраняется некая магнитная связь между трупом и астралом развоплощенного человека. (Более подробно об этом сказано в книге Э. Баркер «Письма Живого Усопшего».) Сожжение тел умерших, практикуемое в языческий период славянской культуры и до сих пор применяемое на Востоке, является наилучшей формой уничтожения сброшенной оболочки. Существует мнение, что общение с могилами близких помогает не терять с ними связь, – это глубочайшее заблуждение. Могила – это энергетически деградационная астральная воронка, притягивающая к себе низшие энергии. Общаться с душой близкого человека по-настоящему можно только мысленно, вызывая в памяти его облик или сосредотачиваясь на его фотографиях или портретных изображениях, и направляя ему светлые, добрые мысли любви и поддержки. Естественно, в данном случае под общением понимаются не какие-то искусственные ухищрения типа спиритизма, а просто светлое памятование любимого облика. Сроки и события Что же происходит с энергетическим комплексом покойного дальше, после разрыва энергетической связи между физическим и астральным телами, и какова дальнейшая судьба всех невидимых оболочек человека? После выхода астрального тела из биологической оболочки сознание покойного погружается в состояние сна. Тем временем флюидический двойник его физического тела – эфирное тело – вскоре распадается. Иногда эфирное тело выделяется в пространство и какое-то время, обычно, несколько часов, пребывает рядом с телом физическим. Поскольку эта оболочка создана более плотным видом материи, чем астральная, после ее выделения ее могут видеть не только особо сенситивные, но и обычные люди. Обычно, увидев полупрозрачную, туманную эфирную субстанцию рядом с телом покойного или возле его могилы, люди пугаются и думают, что это душа или призрак умершего. В действительности же это только флюидическая тень его физического тела, не более того. Время полного распада эфирного тела – 9 дней с момента смерти (хотя оно может уничтожаться и раньше). Отсюда и традиция устраивать поминки по умершему через 9 дней после его смерти. А что происходит с телом астральным? Покинув физическую оболочку, астральное тело переходит в тонкий мир, чтобы продолжить там свое существование. Срок жизни астрального тела может быть значительно длиннее, чем физического. Но, как мы помним, и это тело не бессмертно. Более того, – в Агни Йоге говорится, что астральный (эмоционально-чувственный) принцип человека по природе своей весьма несовершенен, и соответствующая ему астральная оболочка в идеале должна существовать в тонком мире не более 40 дней. После этого срока сознание-душа высокоразвитого в духовном отношении человека может сбросить это тело так же, как и тело физическое, и в своем более совершенном ментальном теле подняться в более высокий ментальный план бытия. Смена астрального тела ментальным тоже сопровождается кратким мигом бессознательности, своеобразным сном, после которого человек «пробуждается» уже в более совершенных, ментальных сферах тонкого мира. Однако с астральным телом все обстоит намного сложнее. Подавляющее большинство людей не торопится сбрасывать эту оболочку. Они находят для себя удобным существование в безмятежном, внешне ярком и привлекательном астральном плане. В течение 40 дней астральную оболочку сбрасывают только люди очень высокого духовного развития, все остальные остаются в этом мире, как правило, значительно дольше. Вообще этот срок – 40 дней – считается временем окончательного разрыва кармических связей законченного земного воплощения. Поминки по покойному изначально были призваны помочь ему завершить кармические связи с земными воплощенными. В течение 40 дней идет более тщательная обработка информации земной жизни. Спустя это же время карма человека энергетически отключается от того знака Зодиака, к которому принадлежало данное воплощение. По истечении 40 дней очищенный астрал индивида может подняться в более высокие слои Тонкого мира.
«СТРАЖИ ПОРОГА» Посмертное путешествие В какой план астрального пространства должна попасть душа человека в результате всех энергетических изменений, происшедших с ней после смерти ее физической оболочки? Это определяется уровнем духовно-энергетического развития сознания индивида и накопленной им в течение его земной жизни кармой. В путешествиях по миру иному душе человека помогают и те, кто уже знает его законы и принципы существования в нем. Это могут быть не только духовные руководители человека – Высшие космические сущности, но и просто родственники и друзья, перешедшие в мир иной раньше и встречающие душу умершего человека, чтобы помочь ей освоиться в новых условиях. Известно, что болгарская ясновидящая Ванга сразу после смерти своего мужа впала в состояние, похожее на летаргию, и пробыла так вплоть до похорон мужа. Позднее, выйдя из этого состояния, она сказала родственникам, что «проводила своего мужа до того места, которое ему было суждено в том мире». Посмертное путешествие человека по Тонкому миру и вхождение его в определенный план пространства – это один из самых ответственных моментов посмертного бытия. Чем выше будет тот план, в который сможет подняться душа, тем более светлым и радостным будет ее бытие, но что самое главное – тем больше творческих возможностей будет иметь человек в Тонком мире и тем быстрее будет происходить процесс его индивидуальной духовной эволюции. Как уже говорилось, в древности последователи эзотерических учений знали это и всячески стремились помочь умирающим подняться на возможно более высокий план пространства. В пифагорейских общинах учили сознательно «программировать» свой переход за грань земного бытия. Последователям рассказывали об условиях существования в мире ином и предлагали представить себе свое посмертное состояние, проиграть его в своем воображении и как бы создать в сознании четкую программу действий «на будущее». Эта внутренняя готовность к смерти и знание закономерностей бытия мира иного является реальной и значительной помощью человеку, перешедшему Великие Границы. В книге Моуди приводится эпизод, когда женщина, впавшая в коматозное состояние и обнаружившая себя вне тела, испытывала следующие чувства: «Я думала, что умерла, я не жалела об этом. Но я просто не могла себе представить, куда мне следует идти. Мои мысли и мое сознание были такими же, как и при жизни. Я все время думала: "Что мне делать? Бог мой, я умерла и не могу поверить этому"». Куда и как уходит душа Что делать дальше – это довольно частый вопрос, который задают себе люди, оказавшиеся вне своего физического тела, как в состоянии клинической смерти, так и в реальном посмертии. Само возникновение этого вопроса показывает, что большинство людей не имеет представления о том, что они могут встретить в мире ином и какие творческие возможности открываются сознанию человека с переходом в иную реальность. Знание о Тонком мире, преподаваемое древними учениями, являлось в свое время хорошим подспорьем для человека, переходящего в иную фазу существования. К сожалению, впоследствии это знание выродилось в условные обряды и в современных религиях приобрело мифологизированный характер. В таком виде, конечно, оно не только не может оказать человеку реальную помощь в мире ином, но и, напротив, загромождает его сознание нелепыми образами адского пламени, нечистой силы и т. п. Мир Тонкий – это мир субъективный, и нередко образы посмертного бытия, навязанные сознанию человека при жизни, превращаются в своеобразные галлюцинации после смерти. Получается, что человек как бы сам себе создает посмертную «программу пребывания», но вся беда в том, что эта программа может быть изначально неверна, иллюзорна. Если человек при жизни был верующим, он ожидает увидеть определенные образы – или пугающие, или светлые – и нередко видит их. Помимо субъективных представлений, большое значение в посмертном состоянии сознания имеет также эмоциональный настрой последнего времени жизни человека и, особенно – его последние мысли. В Агни Йоге говорится о том, что в древности умирающим и тяжелобольным специально напоминали о лучших делах, которые они совершили в жизни. Этот обычай имел глубокий смысл. Мысль – это реальная космическая энергия, способная стать движущей силой для сознания человека, переходящего границы земного бытия. Четкая, светлая мысль способна устремить тонкоматериальный комплекс человека в высшие сферы Тонкого мира. Именно поэтому важно, о чем и как думает человек в свои последние дни и часы на земле. В классической йоге, в философских текстах Махабхараты (Мокшадхарме) говорится об особой концентрации сознания в момент смерти, которое практикуют йогины, чтобы после смерти достичь более высокого слоя Тонкого мира. Естественно, обычные люди не располагают такими умениями, но и для них важно знать, что последние мысли обладают огромной властью над условиями посмертного состояния сознания. Поэтому в предсмертном состоянии, как говорится в эзотерических учениях, ни в коем случае нельзя сожалеть о покидаемой обстановке земного мира, не надо раскаиваться в совершенных неверных поступках и вспоминать их, поневоле привязывая к ним сознание. Таинство исповеди и покаяния имеет совершенно другой смысл. Их назначение – помочь скорейшей переработке кармы, но отнюдь не привязывать сознание человека к негативной кармической энергии неверных поступков. В момент отрыва от земли сознание человека должно быть сконцентрировано только на светлых переживаниях. Молитва, обращение человека к Светлым Силам в момент ухода с физического плана является действенным средством подъема сознания в более высокие энергетические слои Тонкого мира. Впрочем, последние мысли и чувства человека полностью определяются характером всей его прожитой жизни. В «Письмах Махатм» говорится: «Подобные мысли непроизвольны, и мы имеем над ними не больше контроля, чем над сетчаткой глаза, чтоб препятствовать ощущению цвета, который наиболее влияет на нее. В последний момент вся жизнь отражается в нашей памяти, и выступают из всех забытых закоулков картина за картиной, одно событие за другим. Умирающий мозг вытесняет память чрезвычайно сильным импульсом, и память точно восстанавливает каждое впечатление, доверенное ей в течение всего периода мозговой деятельности. То впечатление и мысль, которые были наисильнейшими, естественно, становятся наиболее яркими и переживают, так сказать, все остальное, которое исчезает, чтобы вновь появиться в Дэва-Чане. Ни один человек не умирает сумасшедшим или в состоянии бессознания, как некоторые физиологи утверждают это. Даже безумный будет иметь свой миг совершенной ясности в момент смерти, хотя и не в состоянии сказать о том присутствующим». Для людей высокого духовного уровня смерть, судя по всему, являлась серьезной энергетической работой. Как ни парадоксально это звучит, но для того, чтобы умереть, людям духовно развитым приходилось как бы специально накапливать силы, поэтому последние дни и часы их были, как правило, проведены в одиночестве и особом медитативном состоянии. Это касалось ухода Шри Ауробиндо, Вивекананды. Многие русские святые, как например, Преподобный Сергий Радонежский, предчувствуя скорую смерть, накладывали на себя обет молчания и практически не общались с окружающими последние недели и месяцы своей земной жизни. В обычаях восточных стран стремление помочь человеку попасть в более высокий план пространства иногда приобретало характер определенных технических приемов. Так, тибетские ламы обривали макушку умершего и мазали его голову особым составом, что должно было стимулировать выход тонкого тела через голову. Считалось крайне важным – об этом говорится в «Тибетской книге мертвых», чтобы тонкое тело вышло именно через высшие чакры – голову или сердце, так как выход через высшие чакры способствовал подъему сознания на более высокие планы Тонкого мира. У неразвитых духов астрал, как правило, выходит через ноги. Однако технические приемы способны лишь облегчить и ускорить выход астрального тела из физической оболочки. Изменить энергетическую структуру тонкоматериального комплекса никакие технические условия, конечно же, не помогут, ибо структура тонкого тела человека имеет кармическую обусловленность, и ничто не может изменить эту зависимость. Поэтому как бы не были важны особые предсмертные условия для покидающего этот мир, самым главным фактором посмертного бытия является духовный уровень сознания, наработанная им в течение земной жизни карма. Психическая энергия мыслей, чувств и поступков человека еще при жизни напитывает его тонкоматериальный комплекс, придавая ему определенный, свойственный только данному индивиду энергетический облик. Карма человека в полном смысле слова «висит» в его ауре, отражая его морально-духовную сущность. В древнеиндийских текстах «Махабхараты» говорится о том, что дух человека (джива) после смерти покидает лишь плотную материю, в которую он был облечен, то есть физическое тело. А тонкую материю кармы – психическую энергию – дух уносит с собой в Тонкий мир. Именно эта энергия и определяет его существование в мире ином. Аура человека, словно некий энергетический паспорт, «пропускает» душу человека в тот слой пространства, которому она соответствует по своему морально-духовному развитию и по энергетике.
-----------------------------
|