Кто ощущает?
То, что мы видим и слышим, ощущаемые нами вкусы и запахи, все к чему прикасаемся, — это лишь объекты, доступные восприятию. Это то, что мы ощущаем. Но кто является субъектом, тем, кто ощущает? Если ты сейчас скажешь, к примеру: «Ну, конечно, это я, Джейн Смит, старший бухгалтер, сорок пять лет, разведенная, мать двоих детей, американка, являюсь субъектом, тем, кто ощущает», то ты ошибешься. Джейн Смит и все остальное отождествлено с ментальной концепцией Джейн Смит и является объектами ощущений, а не ощущающим субъектом. Любое ощущение имеет три возможных составляющих: чувственное восприятие, мысли или ментальные образы и эмоции. Джейн Смит, старший бухгалтер, сорок пять лет, разведенная, мать двоих детей, американка — все это мысли, и поэтому всего лишь часть того, что ты воспринимаешь в тот момент, когда сами эти мысли появляются у тебя в голове. Они, а также все остальное, что ты можешь сказать и подумать о себе, являются объектами, а не субъектами. Это — ощущения, а не тот, кто ощущает. Ты можешь добавить еще тысячу определений о том, кто ты есть, и, поступая так, наверняка увеличишь сложность и запутанность восприятия себя (а заодно и доход психиатра), но таким путем не придешь к субъекту, к тому, кто ощущает, кто есть прежде любого ощущения — и без кого не будет никакого ощущения. Так кто же ощущает? Ты ощущаешь. А кто ты? Сознание. А что такое сознание? На этот вопрос невозможно ответить. В тот миг, когда мы отвечаем, мы его фальсифицируем, превращаем в какой-то объект. Сознание, которое традиционно обозначается словом дух, нельзя познать в обычном смысле слова, а искать его бесполезно. Все знание лежит в сфере дуальности — субъект и объект, познающий и познаваемое. Субъект, я, познающий в отсутствие познаваемого, воспринимаемого, осмысливаемого, ощущаемого, навсегда останется непознанным. Потому что «я» не имеет формы. Познавать можно только формы, но мира форм в отсутствие измерения бесформенного существовать не может. Это светлое пространство, где мир возникает и исчезает. Это пространство и есть та жизнь, которая «Я Есть». Она вне времени. «Я Есть» — вне времени, вечно. Происходящее же в этом мире — относительно и временно: удовольствие и боль, обретение и потеря, рождение и смерть. Величайшая помеха для открытия внутреннего пространства, величайшая помеха поиску того, кто ощущает, — это настолько сильная увлеченность и пленение ощущением, что мы просто теряем себя в нем. Это значит, что осознанность теряется в собственном сне. Нас настолько захватывает каждая мысль, каждая эмоция, каждое ощущение, что в действительности мы постоянно пребываем в состоянии, похожем на сон. Это обычное состояние человечества на протяжении тысячелетий. Несмотря на то, что мы не можем познать сознание, мы можем начать осознавать его как самое себя. Мы можем чувствовать его непосредственно, в любой ситуации, независимо от того, где находимся. Мы можем чувствовать его здесь и сейчас как свое Присутствие, внутреннее пространство, в котором слова на этой странице воспринимаются и становятся мыслями. Это лежащее в его основе «Я Есть». Слова, что ты читаешь и осмысливаешь, — это передний план, а «Я Есть» — это основа, нижний слой, подпочва любого ощущения, мысли, чувства. Дыхание Открывать внутреннее пространство можно создавая просветы в потоке думанья. Без этих просветов наше думанье становится безостановочно повторяющимся, не вдохновляющим, лишенным какой-либо творческой искры, таким, каким оно является у большинства людей на этой планете. Тебя не должна заботить продолжительность этих просветов. Нескольких секунд вполне достаточно. Постепенно просветы будут удлиняться сами собой, без каких-либо усилий с твоей стороны. Гораздо важнее не их продолжительность, а то, чтобы они случались чаще, так, чтобы вся ежедневная деятельность и поток мыслей перемежались пространством. Недавно мне показали годовой план мероприятий одной большой духовной организации. Я просмотрел его и такой широкий выбор интересных семинаров и мастер-классов произвел на меня впечатление. Расписание было похоже на шведский стол с огромным количеством яств, где из огромного разнообразия соблазнительных блюд можно выбрать все, чего пожелаешь. Человек, показавший мне программу, спросил, какие один или два курса я мог бы порекомендовать. — Не знаю, — ответил я. — Все они такие интересные. Но знаю вот что, — добавил я, — если как можно чаще осознавать свое дыхание, каждый раз, когда об этом вспоминаешь, и делать так в течение года, то это будет более преобразующим, чем прохождение всех этих курсов. Причем бесплатно. Осознавание своего дыхания уводит внимание от думанья и создает пространство. Это один из путей генерации сознания. Хотя вся полнота сознания уже существует в непроявленном виде, мы здесь для того, чтобы внести сознание в данное измерение. Осознавай свое дыхание. Замечай свои ощущения во время дыхания. Чувствуй, как воздух втекает и вытекает из твоего тела. Замечай, как грудь и живот при вдохе и выдохе слегка расширяются, а потом спадают. Чтобы создать некоторое пространство там, где до этого была непрерывная череда сумбурных мыслей, достаточно одного цикла вдох-выдох. Один осознанный цикл дыхания (два или три будет еще лучше), проделанный много раз в течение дня — это превосходный способ внесения пространства в свою жизнь. Даже если по два часа или больше медитировать на дыхание, как делают некоторые, то один цикл дыхания — это всё, что тебе нужно осознать. На самом деле — всё. Остальное — это память или ожидание, иначе говоря, мысль. Дыхание — это не то, что мы делаем, а нечто такое, что наблюдаем, когда оно происходит. Дыхание происходит само собой. Все, что нам нужно делать — это наблюдать как оно происходит. Здесь не нужно никакого напряженого усилия. Также следует наблюдать короткую паузу, особую точку покоя между выдохом и вдохом, перед началом следующего вдоха. У многих людей дыхание неестественно поверхностное. Чем больше ты осознаешь свое дыхание, тем большую естественную глубину оно обретает, — начинает восстанавливаться само по себе. Поскольку дыхание не имеет никакой формы, оно с древних времен приравнивалось к духу — бесформенной единой Жизни. Немецкое слово atmen (дышать) происходит от древнеиндийского (санскритского) слова Atman, обозначающего божественный дух, постоянно пребывающий внутри. Тот факт, что дыхание не имеет формы, — это одна из причин, почему осознавание дыхания является чрезвычайно действенным способом внесения в свою жизнь пространства, способом генерации сознания. Дыхание — это превосходная цель для медитации, особенно потому, что оно не является объектом, у него нет формы, вида или очертания. Другая причина — это то, что дыхание является одним из самых тонких и кажущихся незначительными явлений, «самая незначительная вещь», которая создает «самое большое счастье». Практикуете ли вы осознавание дыхания как фактическую формальную медитацию или нет — это ваше дело. Однако всегда нужно понимать, что формальная медитация не является заменой внесению пространства осознанности в повседневную жизнь. Осознавание дыхания вводит нас в настоящий момент — а это ключ для всей внутренней трансформации. Осознавая дыхание, мы абсолютно присутствуем. Можно также заметить, что мы не можем одновременно думать и осознавать свое дыхание. Осознанное дыхание останавливает ум. Но наблюдая дыхание мы далеки от того, чтобы быть в трансе или полусне — мы полностью пробуждены и в высшей степени бдительны. Ты не падаешь ниже уровня мысли, а поднимаешься над ним. И если посмотреть пристальней, то можно обнаружить, что обе эти вещи — полное вступление в настоящий момент и остановка думанья без потери сознания — на самом деле одно и то же: появление пространства сознания. Аддикция Давно укоренившиеся в людях стереотипы поведения можно назвать аддикцией — неким энергетическим полем, живущим в нас в виде псевдосущности или псевдоличности, и временами захватывающим нас целиком. Она завладевает даже нашим умом, голосом в голове, становящимся тогда голосом аддикции. Она может сказать: «У тебя был трудный день. Ты заслужил награду. Почему ты должен отказываться от единственного удовольствия, какое только и осталось у тебя в жизни?» Поэтому, если при отсутствии осознанности мы отождествляемся с этим внутренним голосом, то обнаруживаем себя идущим к холодильнику и протягивающим руку за сдобным шоколадным пирожным. В иное время аддикция может полностью обойти стороной ум, и ты вдруг внезапно обнаруживаешь себя затягивающимся сигаретой или держащим в руке стаканчик со спиртным. «Как это оказалось у меня в руках?» Достаешь ли ты сигарету и прикуриваешь ее, или наливаешь себе рюмочку — все это действия, совершаемые в состоянии полной неосознанности. Если у вас есть навязчивые стереотипы поведения, такие как курение, переедание, выпивка, телевизор, интернет-зависимость или что-нибудь еще, то вот что вы можете сделать: когда замечаешь в себе появление навязчивого желания, остановись и сделай три осознанных вдоха и выдоха. Это пробуждает осознанность. Затем в течение нескольких минут нужно осознавать само это навязчивое побуждение как некое энергетическое поле внутри себя. Осознанно чувствуй всякую возникшую в тебе потребность физически проглотить или умственно потребить определенную вещь, или стремление осуществить действие по реализации этого навязчивого желания или стереотипа поведения. Затем сделай еще несколько осознанных вдохов и выдохов. После этого можно обнаружить, что навязчивое желание исчезло — на некоторое время. Или увидеть, что оно все еще сильнее тебя, и ты сейчас не можешь с ним справиться иначе, как дать себе волю и снова реализовать его. Не следует превращать это в проблему. Сделай эту аддикцию частью своей практики осознанности, как описано выше. По мере роста осознанности аддиктивные стереотипы поведения будут ослабевать и, в конце концов, растворятся. Однако следует помнить, что отлавливать каждую мысль, направленную на оправдание аддиктивного поведения, нужно сразу, как только она приходит тебе в голову, хотя иногда у нее могут быть весьма разумные аргументы. Спроси себя: «Кто это там говорит?» И поймешь, что это говорит аддикция. Пока ты знаешь об этом, пока присутствуешь как наблюдатель своего ума, вероятность того, что ей удастся обмануть тебя и заставить сделать то, что она хочет, становится меньше. Осознавание внутреннего тела Другой простой, но в высшей степени действенный способ найти пространство в своей жизни так же тесно связан с дыханием. Можно обнаружить, что, помимо ощущения едва уловимого входящего и выходящего потока воздуха, поднятия и опускания груди и брюшной стенки, ты также начинаешь осознавать и внутреннее тело. Тогда наше внимание может переместиться от дыхания к этому разливающемуся по всему телу внутреннему чувству жизненности. Большинство людей настолько увлечено своими мыслями, настолько сильно отождествлено с голосом в голове, что неспособно чувствовать в себе жизненность. Утрата способности чувствовать жизнь, наполняющую физическое тело и делающую его живым, ту самую жизнь, которой мы в действительности и являемся, — это самая большая потеря, какая только может с нами случиться. Тогда мы начинаем искать не только подмену этому естественному внутреннему состоянию благополучия, но также и что-нибудь такое, что могло бы замаскировать чувство постоянного беспокойства и дискомфорта, которые мы испытываем, будучи оторванным от жизненности — всегда присутствующей, но обычно не замечаемой. В числе таких подмен находятся наркотическая эйфория; чрезмерная стимуляция органов чувств, например громкая музыка; опасные занятия, вызывающие сильное волнение и нервное возбуждение, или одержимость сексом. Даже драма в отношениях может использоваться для подмены подлинного чувства жизненности. Для прикрытия постоянного сопутствующего нам чувства дискомфорта и беспокойства чаще всего используются близкие, интимные отношения: мужчина или женщина, который или которая «даст мне счастье». Это, разумеется, тоже всего лишь одно из наиболее частых «разочарований» и унижений. И когда беспокойство вновь всплывает на поверхность, люди обычно обвиняют в этом своих близких. Сделай два или три осознанных вдоха и выдоха. Теперь посмотри, способен ли ты обнаружить едва уловимое чувство жизненности, струящееся и разливающееся по всему твоему телу. Способен ли ты, если можно так выразиться, чувствовать свое тело изнутри? На короткое время почувствуй отдельные части своего тела. Ощути кисти рук, затем руки целиком, ступни и ноги. Чувствуешь ли ты свой живот, грудь, шею и голову? А как насчет губ? Есть ли в них жизнь? Затем снова начни осознавать внутреннее тело целиком. Поначалу для выполнения этой практики может возникнуть желание закрыть глаза, но как только почувствуешь тело, открой их, посмотри вокруг, и одновременно продолжай чувствовать тело. Некоторые смогут обнаружить, что закрывать глаза не обязательно, что они могут почувствовать внутреннее тело и так. Внутреннее и внешнее пространство Наше внутреннее тело не плотное, а пространственное. Это не физическая форма, а сама жизнь, наполняющая физическую форму. Это разумность, сотворившая и поддерживающая тело, одновременно координирующая выполнение сотен различных функций такой невероятной сложности, что человеческому уму доступен лишь самый поверхностный уровень их понимания. Когда ты начинаешь это осознавать, то на самом деле происходит вот что: разумность начинает осознавать сама себя. Это та самая неуловимая «жизнь», еще не обнаруженная ни одним ученым, потому что она — сознание, ищущее само себя. Физики открыли, что видимая твердость материи — это иллюзия, созданная нашими органами чувств. Это относится и к физическому телу, которое мы воспринимаем и считаем формой, но в действительности оно на 99,99% — пустое пространство. Примерно так соотносятся размеры атомов и расстояния между ними, кроме того, внутри самих атомов тоже гораздо больше пространства. Физическое тело — это не более чем погрешность восприятия, — мы просто приняли его за того, кто мы есть. Во многих отношениях оно является микрокосмической версией внешнего пространства. Чтобы получить представление о том, как велико пространство между небесными телами, прими во внимание следующее: свет, распространяясь со скоростью 300000 км/с, пробегает путь от Земли до Луны за время немногим более секунды. Свету Солнца, чтобы дойти до Земли, требуется около восьми минут. Свет от его ближайшей соседки в космосе — звезды под названием Проксима Центавра, тоже являющейся солнцем, — идет до Земли 4,5 года. Вот как огромно окружающее нас пространство. А есть еще межгалактическое пространство, огромность которого не поддается никакому осмыслению. Свет от ближайшей к нам галактики — туманности Андромеды — идет к нам 2,4 миллиона лет. Разве не удивительно, что твое тело представляет собой такое же пространство, как и Вселенная? Таким образом, получается, что физическое тело, являющееся формой, оказывается лишенным всякой формы, если идти в него глубже. Оно становится каналом во внутреннее пространство. Хотя внутреннее пространство и не имеет формы, оно чрезвычайно живое. Это «пустое пространство» — сама жизнь во всей ее полноте, непроявленный Источник всего живого. Это — Сущее. Мысли и слова принадлежат миру форм; они не могут выразить бесформенное. Поэтому, когда мы говорим: «Я чувствую свое внутреннее тело», — это созданная мыслью ошибка восприятия. В действительности это сознание — «Я Есть» — предстающее в виде тела, начинает осознавать само себя. Если я больше не принимаю того, кто я есть, за преходящую и мимолетную форму «себя», тогда измерение безграничного и вечного — Сущего — может выражать себя через «меня» и вести «меня». Это делает меня независимым от формы. Вместе с тем чисто интеллектуальное признание или убежденность в том, что «я не форма», совершенно бесполезно. Главный вопрос таков: «Могу ли я чувствовать присутствие внутреннего пространства в данный момент, то есть, могу ли я чувствовать собственное Присутствие, или, вернее, Присутствие того, кто Я Есть»? Мы можем подойти к этой истине и при помощи другого указателя. Спросите себя: «Осознаю ли я не только то, что происходит в настоящий момент, но и сам момент Сейчас, как живое, не имеющее времени внутреннее пространство, внутри которого все и происходит?» Хотя этот вопрос кажется не имеющим отношения к внутреннему телу, ты можешь удивиться, что, начав осознавать пространство момента Сейчас, вдруг начинаешь чувствовать себя более живым внутри. Начинаешь чувствовать жизненность внутреннего тела — жизненность, являющуюся неотъемлемой частью радости Сущего. Чтобы выйти за пределы тела и узнать, что мы не тело, нам нужно сперва в него войти. Как можно чаще используйте осознавание тела для создания пространства в повседневной жизни. Когда чего-нибудь ждешь, кого-нибудь слушаешь, когда делаешь паузу, чтобы посмотреть на небо, на дерево, цветок, ребенка, на своего любимого, то одновременно с этим чувствуй жизненность внутри себя. Это значит, что часть внимания или сознания продолжает оставаться бесформенной, а остальное становится доступным внешнему миру форм. Когда мы «поселяемся» в своем теле подобным образом, оно начинает служить нам якорем для того, чтобы оставаться присутствующим в моменте Сейчас. Это защищает нас от потери себя в думанье, в эмоциях или во внешней ситуации. Когда мы думаем, чувствуем, воспринимаем и ощущаем, наше сознание обретает форму. Оно воплощается — в мысль, в чувство, в восприятие, в ощущение. Это цикл перерождений, с помощью которых буддисты надеются когда-нибудь выйти из непрерывности происходящего, но выйти из нее можно только через настоящий момент — через силу момента Сейчас. Через полное принятие формы, которую обретает настоящий момент, мы внутренне сонастраиваемся с пространством, являющимся сутью момента Сейчас. Через принятие мы становимся пространственным внутри, становимся сонастроенным с пространством, а не с формой: это вносит в нашу жизнь подлинную точку опоры, дает равновесие. Как заметить просветы В течение дня происходит непрерывная смена всего того, что мы видим и слышим. В первый момент, когда мы что-то видим или слышим какой-то звук, — особенно что-то незнакомое — обычно, прежде чем ум даст этому название или создаст какую-нибудь интерпретацию, есть промежуток бдительного внимания, в пределах которого происходит восприятие. Это и есть внутреннее пространство. Его продолжительность у разных людей разная. Его легко не заметить, потому что у многих людей эти промежутки чрезвычайно коротки, возможно, секунда или меньше. Происходит вот что: возникает новый образ или слышится звук, и в первый момент восприятия случается короткая остановка привычного потока думанья. Сознание отделяется от мысли, потому что становится востребованным для чувственного восприятия. Самый обычный образ или звук может сделать нас «безмолвными» внутри, иначе говоря, может стать причиной более продолжительного промежутка. Частота появления и продолжительность этих промежутков определяют нашу способность радоваться жизни, чувствовать внутреннюю соединенность с окружающими людьми и с природой. Они также определяют степень нашей свободы от эго, потому что эго подразумевает полное отсутствие осознавания пространственного измерения. Когда мы начинаем осознавать эти случающиеся естественным путем короткие промежутки, то они удлиняются, а раз так, то мы начинаем все чаще переживать радость восприятия, в которое все меньше вмешивается думанье, а то и вовсе исчезает. Тогда окружающий мир воспринимается свежим, новым и живым. Чем плотнее ментальная завеса и концептуализация, сквозь которые мы воспринимаем окружающий мир, тем менее живым и объемным он становится. Потеряй себя, чтобы найти Внутреннее пространство возникает и тогда, когда мы перестаем придавать особое значение своей ориентированной на форму личности. Эта потребность исходит из эго. Она не настоящая. Когда мы оставляем один из таких стереотипов поведения, то возникает внутреннее пространство. Ты сам становишься более подлинным. Эго расценивает это как потерю себя, но на самом деле происходит обратное. Когда отпускаешь этот стереотип поведения, перестаешь придавать особое значение тому, кто ты есть на уровне формы, и тогда тот, кто ты есть за пределами форм, обнаруживается более полно. Умаляясь, мы становимся больше. Вот несколько способов, при помощи которых люди бессознательно стараются подчеркнуть свое отождествление с формой. Если вы достаточно бдительны, то сможете обнаружить некоторые из этих стереотипов поведения и в себе: — требуете ли вы признания за свои труды и злитесь или расстраиваешься, если не получаете его; — добиваетесь ли внимания, рассказывая о своих проблемах, излагая свою историю болезни или устраивая скандал; — высказываете ли свое мнение, которого никто не просит и которое никак не влияет на ситуацию; — сосредоточены ли вы больше на том, как выглядите в глазах другого человека, чем на нем самом, то есть используете ли окружающих с целью получить эготипическое отражение или усилить собственное эго; — стараетесь ли произвести впечатление путем демонстрации своего имущества, знаний, хорошей внешности, положения, физической силы, и т.д.; — раздуваете ли свое эго посредством гневных реакций и выступлений против чего-то или кого-то; — принимаете ли сказанное на свой счет, обижаетесь, делаете себя правым, а других неправыми, ментально или вербально выражая тщетное и бесполезное недовольство; — хотите ли быть замеченным или выглядеть важным. Если вы обнаружили в себе подобные стереотипы, то можно проделать такой эксперимент. Испытайте, как это ощущается, и что происходит, когда вы оставляете этот стереотип. Просто отбросьте его и посмотрите, что произойдет. Перестать придавать особое значение тому, кто ты есть на уровне формы, — это еще один способ генерирования сознания. Перестав придавать своей ориентированной на форму персоне особое значение, мы раскрываем огромную силу, вливающуюся в мир через нас. Тишина Сказано: «Бог говорит на языке тишины, а все остальное — плохой перевод». В действительности, тишина — это еще одно слово для обозначения пространства. Осознавание тишины, где бы мы ни встречались с ней в нашей жизни, соединяет нас с не имеющим формы и времени измерением внутри нас, измерением за пределами мысли, за пределами эго. Это может быть та самая тишина, что наполняет мир природы, или тишина в твоей комнате ранним утром, или промежутки тишины между звуками. Тишина не имеет формы — поэтому мы не можем осознавать ее посредством думанья. Мысль — это форма. Осознавать тишину означает быть спокойным. Быть спокойным значит быть осознанным при отсутствии мыслей. Мы никогда не бываем ближе к сути и глубине себя, чем тогда, когда мы спокойны. Когда ты спокоен — ты тот, кем был до того, как на какое-то время принял эту физическую и ментальную форму за себя и назвал ее личностью. Ты тот, кем будешь, когда форма исчезнет. Когда ты спокоен — ты тот, кто ты есть за пределами своего временного существования: сознание — необусловленное, не имеющее формы, вечное. Внутренняя цель Когда мы поднимаемся над уровнем элементарного выживания, то вопрос о смысле и цели жизни обретает первостепенное значение. Многие люди чувствуют, что они буквально завязли в повседневной рутине, лишившей, как им кажется, всю их жизнь значения и смысла. Одни убеждены, что жизнь проходит мимо или уже прошла. Другие чувствуют, что находятся в жестких рамках того, чего от них требует работа и необходимость содержать свои семьи, или же стеснены финансовой или жизненной ситуацией. Одних выматывает сильный стресс, других — смертная скука. Одни над чем-то лихорадочно работают, другие потерялись в застое. Многие страстно желают свободы и широты, которые сулит преуспевание. Некоторые уже наслаждаются относительной свободой — спутницей процветания, и обнаруживают, что даже ее недостаточно, чтобы их жизнь обрела смысл. Истинную цель нельзя заменить ничем. Истинную или главную цель своей жизни не найдешь на внешнем плане. Она связана не с тем, что ты делаешь, а с тем, кто ты есть — иначе говоря, с нашим состоянием сознания. Поэтому самое важное, что нужно усвоить, — это то, что у жизни есть как внутренняя, так и внешняя цель. Внутренняя цель имеет отношение к Сущему и является главной. Внешняя цель связана с деланьем и является второстепенной. Однако эти цели жизни настолько тесно переплетены, что почти невозможно говорить об одной, не затрагивая другой. Но как сонастроить и согласовать внешнюю и внутреннюю цели? Наша внутренняя цель — пробудиться. Вот так просто. Мы разделяем эту цель с каждым человеком на планете — потому что это цель всего человечества. Внутренняя цель является сущностной частью цели единого целого, Вселенной, — рост ее разумности. Через какое-то время внешняя цель может измениться. У разных людей разные внешние цели. Отыскать сонастроенность и жить в сонастроенности с внутренней целью — это основа для реализации внешней цели, основа подлинного успеха. Без этой сонастроенности мы можем продолжать добиваться определенных вещей, прилагая усилия, путем борьбы, принятия решений, честным напряженным трудом или хитростью и ловкостью. Но в подобном старании нет радости, и оно неизбежно заканчивается той или иной формой страдания. Пробуждение Пробуждение — это сдвиг в сознании, когда думанье и осознанность разделяются. Для большинства людей это не какое-то событие, а процесс, который они проходят. Даже те немногие существа, уже пережившие внезапное, драматическое и кажущееся необратимым пробуждение, по-прежнему будут проходить через этот процесс, в ходе которого новое состояние сознания будет постепенно втекать в то, что они делают, сливаться с их жизнью и все в ней трансформировать. Когда ты осознан, то осознаешь себя как осознанность, стоящую за думаньем, и не теряешь себя в нем. Тогда думанье перестает обслуживать собственную автономную деятельность, завладевшую нами и управляющую всей нашей жизнью. Осознанность поднимается нас над думаньем. Думанье перестает командовать нашей жизнью и становится слугой осознанности. Осознанность — это сознательная связь с разумностью Вселенной. Другое слово для нее — это Присутствие: сознание без мысли. Процесс пробуждения не подвластен нам. Мы не можем усилием воли заставить пробуждение свершиться, так же как не можем к нему подготовиться или набрать баллы, заработать очки для его осуществления. Нет строгой последовательности логических шагов, ведущих к нему, хотя ум был бы от этого в восторге. Нам не нужно сначала становиться достойным его. К грешнику оно может прийти раньше, чем к святому, но совсем необязательно. Мы ничего не можем сделать для своего пробуждения. Что бы мы ни делали, это будет попыткой эго присоединить к себе пробуждение или просветление как какой-то ценный предмет обладания и тем самым сделать себя еще важнее и больше. Вместо пробуждения мы добавляем к содержимому своего ума концепцию пробуждения, или ментальный образ того, каким должен быть пробужденный или просветленный, и затем стараемся жить согласно этому образу. Жизнь согласно образу себя, имеющемуся у тебя или у окружающих, лишена подлинности: тогда «жить» становится еще одной бессознательной ролью, исполняемой эго. Поэтому, если мы ничего не можем поделать с пробуждением, — неважно, случилось оно уже или еще нет, — то как оно может быть главной, первостепенной целью нашей жизни, раз тут ничего от тебя не зависит? Только первое пробуждение, первый проблеск сознания без мыслей случается без какого-либо деланья с нашей стороны. Если вы находите эту книгу непонятной или бессмысленной, значит, с вами этого еще не случилось. Однако если что-то внутри откликается на нее, если вы каким-то образом угадываете в ней истину, — это означает, что ваш процесс пробуждения уже идет, что для вас он уже начался. Однажды начавшись, пробуждение уже не может повернуть вспять, хотя эго и может его сильно затормозить. В ком-то процесс пробуждения пойдет при чтении данной книги. Другим она поможет понять, что они уже начали пробуждаться, а заодно усилит и ускорит этот процесс. Еще одна функция этой книги — помогать людям распознавать в себе эго, когда бы оно ни попыталось вернуть себе контроль над их сознанием и поставить заслон на пути нарождающейся осознанности. У некоторых пробуждение случается таким образом, что они вдруг начинают осознавать какие-то привычные мысли, в особенности навязчивые негативные идеи, с которыми могли отождествляться всю свою жизнь. Внезапно возникает осознанность, осознающая мысли, но не являющаяся их частью. Как осознанность и мышление соотносятся между собой? Осознанность — это пространство, осознающее само себя, а в этом пространстве существуют мысли. Когда у тебя случается проблеск осознанности или Присутствия, ты узнаешь его мгновенно, ты получаешь его из первых рук. Тогда осознанность перестает быть концепцией, понятием, идеей или общим представлением у нас в уме. Мы можем сделать сознательный выбор быть присутствующим и больше не потворствовать бесполезному думанью. Мы можем пригласить в свою жизнь Присутствие, иначе говоря, создать пространство. Вместе с красотой пробуждения приходит и ответственность. Ты можешь продолжать жить по-прежнему, как будто ничего не случилось, а можешь увидеть значительность этого события и признать появление осознанности самым важным, что только могло с тобой произойти. Тогда открытие себя нарождающемуся сознанию и внесение его света в мир становится главной, первичной целью жизни. Поэтому, пока ты, возможно, сидишь и ждешь, пока в твоей жизни произойдет что-то значительное, ты можешь не понимать, что самое значительное, что только может случиться с человеком, уже произошло внутри тебя: процесс разделения мышления и осознанности начался. На ранних стадиях процесса пробуждения многие теряют уверенность в том, какова же их цель во внешнем мире. Ими больше не движет то, что движет остальным миром. Поэтому, ясно видя безумие земной цивилизации, они могут чувствовать себя в какой-то мере отчужденными от окружающей их социальной среды. Некоторые чувствуют себя так, словно обитают в безлюдной стране между двух миров. Эго ими больше не командует, но вместе с тем возникающая осознанность еще не полностью влилась в их жизнь. Внутренняя и внешняя цели пока не совпали. Диалог о внутренней цели Следующий диалог вобрал в себя многие мои беседы с людьми, искавшими истинную цель в жизни. Что-то из этого будет верным и для вас, если вы находитесь в сонастроенности со своей внутренней целью, входите в резонанс со своим сокровенным Существом, выражающим ее. Вот почему я в первую очередь привлекаю внимание людей к внутренней и главной цели. Я не знаю точно, чего именно хочу, но хочу каких-нибудь изменений в жизни; хочу заниматься чем-нибудь, имеющим смысл, да, хочу преуспевания и свободы, приходящей вместе с этим. Я хочу сделать что-то значительное, что вызвало бы перемены в мире. Но если вы спросите меня, чего я конкретно хочу, я бы ответила, что не знаю. Не могли бы вы помочь мне найти цель в жизни? Ваша цель состоит в том, чтобы сидеть здесь и разговаривать со мной, потому что это то, где вы находитесь и что делаете — пока не встанете и не сделаете что-нибудь другое. Тогда это станет вашей целью. Значит, моя цель сидеть в офисе еще тридцать лет, пока не выйду на пенсию или пока меня не уволят? Сейчас вы не у себя в офисе, поэтому это не ваша цель. Когда вы сидите у себя в офисе и что-то делаете, тогда это и есть ваша цель. Не на ближайшие тридцать лет, а в настоящий момент. Я думаю, мы не понимаем друг друга. По-вашему, цель означает то, что вы делаете сейчас; а по-моему, это значит иметь какую-то всеобъемлющую цель в жизни, что-то большое и значительное, придающее смысл тому, что я делаю, что-то такое, что меняет дело. Шуршать бумажками в офисе — это не цель. Я знаю. До тех пор, пока вы не начнете осознавать Сущее, вы будете продолжать искать смысл только в рамках измерения деланья и будущего, другими словами, в рамках измерения времени. И какой бы смысл или значение вы ни находили, они будут исчезать, или в них будет обнаруживаться обман. Их неизбежно разрушит время. Любой смысл, какой мы находим на этом уровне, верен только относительно и временно. Например, если смысл вашей жизни состоит в заботе о детях, то что с ним случится, если вы станете им больше не нужны или они вообще перестанут вас слушать? Если смысл своей жизни вы видите в том чтобы помогать другим людям, то от них вы будете зависеть больше, чем от себя, а значит, вам будет хорошо и ваша жизнь будет иметь смысл лишь пока им плохо и пока вы им нужны. Если смысл вашей жизни состоит в желании взять верх, победить или достичь чего-либо посредством той или иной деятельности, то что если вы так никогда и не победите, или ваша полоса побед однажды закончится, как это обычно и бывает? Тогда вам придется положиться на свое воображение или память — очень неподходящее средство для придания жизни хоть какого-нибудь, хотя бы ограниченного смысла. «Делать это» в любой сфере имеет смысл только тогда, когда есть тысячи или миллионы таких, у кого это не получается, то есть, для того, чтобы ваша жизнь могла иметь смысл, вам нужно, чтобы другие терпели «неудачу». Я не говорю здесь, что помощь другим, забота о детях или стремление к высокому качеству или мастерству в любой сфере деятельности не являются ценными. Для многих это важная составляющая их внешней цели, но только лишь одна внешняя цель всегда относительна, нестабильна и непостоянна. Это не значит, что вам не следует этим заниматься. Это значит, что вам нужно соединить это с внутренней, главной целью, чтобы в то, что вы делаете, начал втекать более глубокий смысл. Если вы живете без сонастроенности с главной целью, любая другая цель, какой бы она ни была, даже если это создание рая на земле, будет порождением эго или ее разрушит время. Рано или поздно это приведет к страданию. Если независимо от того, что вы делаете, даже если ваше занятие кажется вам духовным, вы игнорируете свою внутреннюю цель — эго найдет лазейку внутрь того, как вы это делаете, и, таким образом, цель будет испорчена средством. Общая для многих языков пословица «Благими намерениями вымощена дорога в ад» указывает на эту истину. Другими словами, главное — не цели или действия, а состояние сознания, из которого они исходят. Осуществление своей главной цели — это закладка фундамента для новой реальности, новой земли. Как только фундамент заложен, ваша внешняя цель заряжается духовной силой, потому что эти цели и намерения будут совпадать с эволюционным импульсом Вселенной, и станут с ним одним целым. Отделение мышления от осознанности, составляющей основу вашей внутренней цели, происходит через отрицание времени. Разумеется, мы здесь не говорим о том, чтобы перестать пользоваться временем в практических целях, — чтобы назначить встречу или запланировать поездку. Мы говорим не о часовом времени, а о психологическом, глубоко укоренившейся привычке ума искать полноту жизни в будущем, где ее нельзя найти, и игнорировать единственную точку доступа к ней — Настоящий Момент. Когда вы считаете то, что делаете или место, где находитесь, главной целью своей жизни, то сводите время на нет. Это чрезвычайно вдохновляет. Сведение времени на нет в том, что вы делаете, помимо всего прочего обеспечивает связь между внутренней и внешней целями, между Сущим и деланьем. Чем бы вы ни занимались, это будет получаться у вас чрезвычайно хорошо, потому что главным фокусом вашего внимания становится деланье как таковое. Тогда оно образует канал, по которому сознание входит в этот мир. Это значит, что в вашем делании присутствует качество, — даже в простейших действиях, таких как перелистывание страниц телефонной книги, или в том, как вы ходите по комнате. Главная цель переворачивания страницы — это переворачивать страницу; второстепенная цель — найти телефонный номер. Главная цель ходьбы по комнате — это ходить по комнате; второстепенная цель — взять книгу в противоположном углу, и в тот миг, когда вы берете книгу, уже это становится вашей главной целью. Вы можете вспомнить о рассмотренном ранее парадоксе времени: все, что вы делаете, требует времени, и, тем не менее, — это всегда сейчас. Поэтому, если ваша внутренняя цель — свести время к нулю, то ваша внешняя цель обязательно включает будущее, и потому не может существовать без времени. Но это всегда вторично. Если вы начинаете тревожиться или испытывать стресс, значит, внешняя цель взяла верх, и вы потеряли из виду внутреннюю цель. Вы забыли, что состояние осознанности — первично, а все остальное — вторично. А не остановит ли меня такая жизнь, если я буду продолжать надеяться достичь чего-то великого? Я боюсь, что до конца жизни буду оставаться скованной необходимостью заниматься всякими мелочами, вещами, не имеющими никакого значения. Я боюсь никогда не подняться над заурядностью и посредственностью, так и не посмев добиться чего-то великого, не реализовав свой потенциал. Великое рождается из мелочей, если их уважать и заботиться о них. На самом деле жизнь любого человека состоит из мелочей. Величие — это ментальная абстракция и любимая фантазия эго. Парадокс в том, что фундаментом величия является уважение к мелочам настоящего момента, а не стремление к идее величия. Настоящий момент всегда мал в том смысле, что он всегда прост, но в нем заключена самая большая сила. Как и атом, он — одна из самых малых вещей, в которых заключена огромная сила. Или, возможно, правильнее будет сказать, что он имеет доступ к тебе, а через тебя — в мир. Беспокойство, тревога, стресс и негативность отрезают вас от этой силы. Возвращается иллюзия, будто вы отделены от нее, от той силы, что движет Вселенной. Вы снова чувствуете себя одинокой, с чем-то борющейся или старающейся чего-то достичь или добиться. Но почему возникает это беспокойство, тревога, стресс и негативность? Потому что вы отвернулись от настоящего момента. А почему вы это делаете? Вы подумали, что нечто другое — важнее. Вы забыли свою главную цель. Одна маленькая ошибка, одно неверное восприятие создает мир страдания. Через настоящий момент мы получаем доступ к силе самой жизни, к божественности внутри нас. Но стоит отвернуться от нее — и божественное перестанет быть реальностью нашей жизни, и все, с чем мы остаемся, — это ментальная концепция Бога, в которую одни верят, а другие нет. Но даже вера в Бога — это жалкая подмена живой реальности Бога, проявляющейся в каждом мгновении вашей жизни. Разве полная гармония с настоящим моментом не включает в себя прекращение всякого движения? Разве наличие какой-либо цели не включает в себя временное нарушение гармонии с настоящим моментом и, возможно, последующее ее восстановление на более высоком или более сложном уровне, когда цель будет достигнута? Я представляю себе это так, что росток, пробивающий себе путь через почву, тоже не может быть в полной гармонии с настоящим моментом, потому что имеет цель: он хочет стать большим деревом. Возможно, когда он достигнет зрелости, то будет жить в гармонии с настоящим моментом. Росток ничего не хочет, потому что он един с жизненностью, а жизненность действует через него. Мы можем сказать, что сама Жизнь желает, чтобы росток стал деревом, но росток не воспринимает себя отделенным от Жизни, и поэтому ничего не хочет для себя. Он находится в единстве с тем, чего хочет Жизнь. Вот почему он не беспокоится и не испытывает стресса. И если ему приходится умирать до срока, он умирает легко. Он так же сдается смерти, как сдается жизни. Он чувствует свою укоренённость в Сущем (неважно, сколь смутно и неясно), чувствует не имеющую формы и вечную единую Жизнь. Будьте настоящими по отношению к жизни, будучи настоящими по отношению к своей внутренней цели. Когда мы становимся присутствующими и, тем самым, жизненными в том, что делаем, то все наши действия заряжаются духовной силой. Поначалу каких-то заметных изменений в том, что мы делаем, может и не быть — меняется только то, как мы это делаем. Но теперь наша главная цель — дать возможность сознанию втекать в то, что мы делаем. Вторичной целью является то, чего мы хотим достичь посредством деланья. Несмотря на то, что прежде наше представление о цели всегда было связано с будущим, теперь появляется более глубокая цель, которую можно обнаружить только в настоящем через сведение времени к нулю. Встречаясь с людьми на работе или другом месте, отдавайте им все свое внимание. Отныне вы не являетесь в первую очередь личностью, но полем осознанности, бдительного Присутствия. Исходная причина для взаимодействия с другим человеком — покупка или продажа чего-либо, запрос или предоставление информации, и т.п. — теперь вторична. Главной целью вашего взаимодействия становится возникающее между вами поле осознанности. Это пространство осознанности важнее того, о чем вы говорите, важнее любого физического или мысленного объекта. Человеческое Существо становится важнее всего, что есть в этом мире. Это не значит, что вы забрасываете практические дела. В действительности, когда вы признаете измерение Сущего и для вас оно становится главным, ваши дела идут не просто легче, но намного сильнее. Появление меж людьми этого объединяющего поля осознанности и есть самый существенный фактор, суть взаимоотношений в новой эпохе. Является ли понятие успеха обычной эготипической иллюзией? Как измерить и оценить настоящий успех? Этот мир будет уверять вас, что успех — это достижение того, что вы намереваетесь сделать. Он будет твердить вам, что успех — это победа, что получение признания и/или преуспевание являются его сущностными составляющими. Все это в целом или частично обычно является не самим успехом, а его побочным продуктом. Обычное понятие успеха связывается с результатами того, что вы делаете. Некоторые говорят, что успех — это результат сочетания упорного труда и везения, или определенного таланта, или следствие того, что вы оказались в нужное время в нужном месте. В то время как любой из этих факторов успеха может быть решающим, по сути, они им не являются. Этот мир не в состоянии сказать вам — потому что он этого не знает, — что вы не можете стать успешным. Вы можете только быть успешным. Не позволяйте безумству миру убеждать вас, что успех — это не настоящий момент, наполненный успехом, а что-то другое. А что же тогда является успехом? Это присутствие высокого качества во всем, что вы делаете, даже в самых простых, обыденных вещах. Качество означает, что вместе с осознанностью приходят забота и внимание. Качество требует вашего Присутствия. Скажем, вы бизнесмен и за два года борьбы, стрессов и напряженных усилий вам, наконец, удалось создать продукт или услугу, которые хорошо продаются и приносят деньги. Это успех? В обычном понимании — да. В реальности — вы провели два года, загрязняя негативной энергией как свое тело, так и землю, сделали себя и окружающих несчастными, а также задели много других людей, с которыми даже никогда не встречались. Бессознательной предпосылкой всех подобных действий является то, что успех — это событие из области будущего, и что цель оправдывает средства. Но и цель, и средства — это одно и то же. И если средства не являются вкладом в человеческое счастье, то и сама эта цель тоже не является. Результат, который невозможно отделить от приведших к нему действий, уже загрязнен этими действиями, поэтому и в дальнейшем будет продолжать создавать страдание. Это кармическое действие, являющееся бессознательным закреплением состояния несчастья. Вторичная или внешняя цель лежит в пределах измерения времени, в то время как главная цель неотделима от момента Сейчас, и поэтому требует сведения времени к нулю. Как же они согласуются между собой? Через понимание того, что весь ваш жизненный путь, в конечном счете, состоит из шага, который вы делаете в данный момент. Всегда есть только этот один шаг, поэтому вы целиком отдаете ему все свое внимание. Это не значит, что вы не знаете, куда идете; это значит только то, что данный шаг — главное, а его назначение и цель — второстепенное. И то, с чем вы сталкиваетесь в месте назначения, как только туда добираетесь, зависит от качества этого самого единственного шага. Можно сказать иначе: то, что готовит для вас будущее, зависит от состояния вашего сознания в настоящий момент. Если в вашем деланьи присутствует вневременное качество Сущего — вот это и есть успех. Пока Сущее не начнет втекать в ваше деланье, пока вы не станете присутствующими, вы будете терять себя в любом деланье. Вы также будете теряться в мыслях и в реакциях на внешние события. Что конкретно вы имеете в виду, говоря «Вы теряете себя»? Суть того, кто вы есть, — это сознание. Когда сознание (вы) полностью отождествляется с думаньем и вследствие этого забывает суть своей природы, оно теряет себя в мыслях. Когда оно отождествляется с ментально-эмоциональными образованиями, такими как желание и страх — основными мотивационными силами эго, — оно теряет себя в них. Сознание также теряет себя, когда отождествляется с действием или реагированием на то, что происходит. Тогда в каждую мысль, каждое желание или страх, каждое действие или реакцию вселяется ложное самоощущение, неспособное чувствовать простую радость Сущего, а поэтому в качестве заменителей ищущее удовольствий и иногда даже боли. Это жизнь в состоянии забвения Сущего. В этом состоянии забвения того, кто вы есть, любой успех — это не более чем мимолетная иллюзия, галлюцинация. Чего бы вы ни достигли, вы вскоре снова станете несчастным, или какая-нибудь другая проблема полностью завладеет вашим вниманием. Как мне прийти от понимания того, что является моей внутренней целью, к тому, чтобы узнать, что мне нужно делать на внешнем плане? Внешние цели разных людей очень сильно отличаются, и никакая внешняя цель не бывает вечной. Эти цели существуют во времени, и поэтому одна цель сменяет другую. Степень приверженности внутренней цели, каковой является пробуждение, тоже сильно влияет на ваши внешние жизненные обстоятельства. Вдруг внезапно происходит полный или частичный разрыв со своим текущим состоянием жизни: работа, жизненная ситуация, взаимоотношения — все глубочайшим образом меняется. Некоторые из этих перемен начинаются не как следствие мучительного процесса принятия решения, а как бы сами собой, благодаря вдруг внезапно пришедшему осознанию или пониманию: «Вот что мне нужно делать!» Это решение появляется, так сказать, готовым. Оно приходит через осознанность, не через думанье. Однажды утром ты просыпаешься и бдруг ясно понимаешь, что тебе нужно делать. Некоторые увольняются с безумной и ненормальной работы или находят выход из какой-либо сложной жизненной ситуации. Поэтому прежде, чем вы определите, что на внешнем плане для вас правильно, прежде чем поймете, что для вас по-настоящему работает, что согласуется с пробуждающимся сознанием, вам, возможно, придется узнать, что правильным не является, не работает или не согласуется с вашей внутренней целью. Перемены другого рода могут внезапно прийти к нам извне. Случайная встреча приносит новые возможности и делает жизнь шире. Застарелая преграда или конфликт исчезают. Твои прежние друзья либо вместе с тобой проходят через такую же внутреннюю трансформацию, либо ваши жизненные пути расходятся. Одни взаимоотношения прекращаются, другие углубляются. Вас могут уволить с работы, или вы можете стать фактором позитивных перемен на своем рабочем месте. Либо твоя супруга или супруг уходит от тебя, либо вы вместе переходите на новый уровень взаимотношений. Некоторые перемены могут на первый взгляд казаться негативными, но вскоре вы поймете, что в вашей жизни создается пространство для появления чего-то нового. Может, так же, наступить период нестабильности и неопределенности. Что тогда делать? Поскольку эго перестает руководить вашей жизнью, психологическая потребность во внешней безопасности, в любом случае мнимой, уменьшается. Вы становитесь способны жить и с неопределенностью, даже наслаждаться этим. Когда мы с неопределенностью в ладу, в нашей жизни открываются бесконечные возможности. Это значит, что страх больше не довлеет над нами, не сдерживает нас и не мешает совершаться переменам. Римский философ Тацит верно заметил, что желание безопасности может разрушить даже самое храброе и благородное начинание. Если мы не приемлем неопределенность, то она превращается для нас в страх. Если же она абсолютно принята, то превращается в растущую жизненность, бдительность и творчество. Много лет назад в результате сильного внутреннего импульса я оставил академическую карьеру, которую мир назвал бы «многообещающей», вступил в состояние полной неопределенности, и спустя несколько лет из этого выросла моя новая жизнь в качестве духовного учителя. Много позже нечто подобное повторилось. Пришел импульс оставить дом в Англии и переехать на западное побережье Северной Америки. Я подчинился этому импульсу, хотя не знал, зачем. Из этого перехода в неопределенность родилась книга «Сила момента Сейчас» ("The Power Of Now”), большая часть которой была написана в Калифорнии и Британской Колумбии, когда у меня еще не было собственного дома. Фактически никакого дохода у меня не было и я жил на свои быстро таявшие сбережения. Реальность все превосходно расставила по местам. Деньги у меня кончились как раз в тот момент, когда я заканчивал писать книгу. Я купил лотерейный билет и выиграл $1000, на чем продержался еще месяц. Однако не всем нужно проходить через крутую смену обстоятельств. На другом краю спектра есть люди, остающиеся на своих местах и делающие свое дело. У них меняется только как, а не что. Это происходит не из страха и не по инерции. То, что они делают, уже служит совершенным проводником сознания в мир, и ничего другого не требуется. Они тоже становятся причиной появления новой земли. Должно ли так происходить со всеми? Если реализация внутренней цели — быть одним целым с настоящим моментом, то почему нужно ощутить потребность уйти с сегодняшней работы или выйти из жизненной ситуации? Быть одним целым с тем, что есть, не означает отказаться от перемен или утратить способность к действию. Но мотивация к действию приходит с более глубокого уровня, — она не вызывается эготипическим желанием или страхом. Внутренняя сонастроенность с настоящим моментом открывает ваше сознание и гармонизирует его с целым, неотъемлемой частью которого является настоящий момент. Тогда целое, сама жизненность, действуют через вас.
* * *
|