Кроме кармических причин для будущих воплощений имеют большое значение устремления людей,
особенно настойчиво проявленные желания в жизни,и,если последняя предсмертная мысль была ярко наполнена настойчивым желанием,то это желание может повлиять на новое воплощение.Так в книге Учения сказано:«...даже воплощается дух по желанию».(А И.§259).В письмах Е.И.Р.находим пояснение этой мысли. «На качество нового воплощения большое влияние оказывает последнее предсмертное устремление предыдущей личности,дающее направление освобождающемуся потоку» (сил/Е.Б.).(Письма Е.И.Р.том I,стр.480). Постараемся понять это указание: в момент смерти,силы входящие в состав человека распадаются, освобождаются от связи между собой.Вот в этот момент наше последнее предсмертное желание дает уже направление новому соединению этих свободных сил и они в новом воплощении дадут такое сочетание,при котором будет возможно достигнуть последнего устремления. Богатства желают многие люди и узнав о значении неотступного желания,о значении последней предсмертной мысли,возможно устремят свое сознание к достижению его.Здесь полезно напомнить важное пояснение Оригена о значении богатства в развитии человека.Из пояснений видно,что неправильно думать, будто богатство дается только как какая-то награда за поступки.Оно дается и для испытаний,как возможность проявить свои скрытые влечения,свой характер.Пороки,неудержимые страсти,эгоизм,гордость и многое другое в условиях богатства развиваются во всю ширь и создают карму,которая будет «врачеванием души» по словам Оригена.Изживать свои страсти,т.е.погашать ту карму,которую создают условия богатства,будет трудно.Будет мучительно отвыкать от привычных страстей,настолько трудно,что человек и не захочет больше богатства.Семена этих страстей были в скрытом состоянии,потому человек и стремился к богатству,и они должны были быть проявлены и изжиты.Бог заботится о вечной душе,а не об одном существовании человека,и потому допускает этим настойчивым и скрытым желаниям богатства достигнуть. То же богатство,полученное по кармическим причинам прежней жизни,так сказать в «награду»,может служить к выявлению прекрасных качеств души.Богатый имеет больше возможностей служить на общее благо,тем восходя по лестнице совершенствования своей души. Вообще,все устремления,не только устремления к богатству,но и другие действительно сильные желания,последней предсмертной мыслью влияют на будущее воплощение,и могут выявить семена, как зла,так и добра. Мудрость учит очень обдуманно запасаться желаниями. Теперь перейдем к вопросу о смене воплощений. «Можно рассматривать ряд воплощений,как ряд отдельных жизней,но лучше смотреть на смену воплощений,как на одну жизнь.Правда,жизнь одна,и с момента овладения человеческим сознанием жизнь не прекращается со всеми последствиями,и окружающие космические токи вызывают единообразные ощущения в разных фазах жизни.Это одно из самых связующих жизни обстоятельств,доказывающее одно природное начало. Промежутки воплощений можно назвать сном или днем,это зависит от точки зрения.В прошлом может быть это сон,в будущем может быть—день.Это зависит от успеха эволюции».(Письма Е.И.Р.том I,стр.429). Когда поймем и оценим назначение земной жизни и ее значение для нашей эволюции, то переход в Невидимый Мир будет для нас «днем»,а не пугать мраком «ночи»,как пугают теперь. Так как душа пола не имеет,то проявляется в телах мужских и женских для того,чтобы приобрести качества, способности,легче приобретаемые в одном поле,чем в другом.Самые разнообразные качества как: мужество, нежность,храбрость, доброта,чуткость,самоотверженность,терпение...все женское и все мужское должно сочетаться в одном духе. Развитие качеств души сравнивают со шлифовкой граней алмаза.Каждая грань достигает блеска путем многих и многих усилий и трудов и чем больше граней отшлифовано,тем больше излучений алмаза души. Потому и рождается человек среди разных народностей,среди разных социальных групп,профессий, ибо каждое условие рождения даст своеобразную грань его душе. Царские воплощения легко сменяются на воплощения ремесленников и т.д. В будущем,просматривая свою «Книгу жизней»,чтение которой когда-то станет нам доступным,человек будет удивляться своему,как будто,незначительному воплощению,которое найдет на страницах книги. Но все воплощения определены «Владыками Кармы»—высокими божественными Сущностями,направляющими наше развитие.Может быть,в том незначительном,на наш взгляд,воплощении,вырабатываются недостающие нам качества —например: навыка к ритму работы.Работа земледельца всецело подчинена ритму природы,смене времен года,дня и ночи; работа определяет время отдыха и за долгие годы привычка к ритмическому труду проникает в сущность души. Иногда дается воплощение,при котором требуется педантичный порядок,исключительная внимательность, усидчивость— работа,как будто,мало обогащающая душу,но при этом вырабатывается аккуратность, терпение, побеждается чувство скуки — качества необходимые для восходящего ученика. Так научимся уважать труд каждого труженика и вырабатывать лучшие качества своего,как будто, мало приметного труда. Вопрос—почему не все способности проявляются в каждом отдельном воплощении? «Каждое воплощение несет связь с известным характером,как по связи времени ближе».(«Листы Сада М.стр.101),и как удобнее встретиться связанным кармой Встретиться со всеми людьми,с которыми связывает нас карма невозможно за одну жизнь и погашение кармических счетов растягивается на многие воплощения. «При каждом новом воплощении мы получаем организм ограниченный,как по причине общего уровня человеческого развития,так и в силу наследственности предков,кроме того,еще обусловленный нашей кармой.Мы привлекаемся в ту среду,которая доступна нам,именно,по карме.Потому зерно духа нашего, несмотря на его многие накопления, может лишь частично проявляться в каждой новой земной оболочке.Можно наблюдать,как большой музыкальный виртуоз в своем новом теле,в котором нет необходимых координации центров для особых музыкальных способностей, сохраняет понимание и большее или меньшее влечение к этому искусству,но виртуозом он уже не будет».(Письма Е.И.Р.том II,стр.318).Например—музыкальный критик. Это указание,\что зерно духа в каждом воплощении может лишь частично проявиться и некоторые способности,проявленные в предыдущем воплощении,как указано в примере жизни Виртуоза-музыканта, не проявляются, именно,это ограничение пробудит движение других способностей, недостаточно развивавшихся до сих пор.Именно для того,чтобы добиться движения духа в определенном направлении, прикрываются способности,уже достаточно развитые.Необходимость разностороннего развития посылает нас воплощаться в разных условия,в разных сочетаниях наших духовных сил,наших склонностей,чтобы засветились все грани духа человека. Узнав о Законе Бытия — Законе Воплощения,сознательный ученик приложит все силы,чтобы жизнь не прошла бесплодно: «К чему сотни воплощений,если десятью можно переступить порог».(Л.С.М.стр.84). «Если кто утверждает,что воплощения могут быть через три тысячи лет,он будет также прав, как утверждающий о сроке трех месяцев».(Момент зачатия считается началом воплощения,а не момент рождения.Е.Б.).(«А.И.§ 330). «Частые воплощения могут быть не под силу».(А.И.§312). Время рождения определяется окончанием жизни в невидимых мирах. Время смерти назначается, обыкновенно,заранее теми Ангелами Божьего Плана,задача которых привести в соотношение добро и зло в наших прошлых жизнях.«Великие Сущности»,разумные и божественные,направляющие наше развитие, на Востоке называются «Владыками Кармы» соответствуют нашим христианским Ангельским чинам.Ориген,говоря о Законе Воплощения,указывает,что—«существуют некоторые ангелы Божьи и добрые силы,которые служат Богу при устроении спасения людей,но когда они сотворены или каковы они,или как существуют не обозначается с достаточной ясностью».(«О Началах»,стр.49). Это упоминание об «Ангельских Чинах»,руководящих в Невидимом Мире развитием человечества,не должно смущать нас.Ведь жизнь после смерти—т.е.после уничтожения физического тела — продолжается:«на Небе,как и на Земле».Физического тела нет,но душевное тело живет и продолжает работать над собой,учится помогать другим,и,видя несчастного,страдающего спешит помочь ему,т.е.исполняет «ангельскую работу» в размере своих знаний и возможностей.Естественно,что далеко продвинувшиеся Божественные Сущности помогают и руководят эволюцией человечества. На один,наиболее часто задаваемый вопрос, отвечу письмом Е.И.Р.: «Вы спрашиваете—«если я не желаю больше возвращаться на Землю,что может заставить меня это сделать?»— Отвечу—закон космический. Как голод толкает голодного к пище, так закон воплощения устремляет готовый дух,к сроку его воплощения. Дух,достигший при земной жизни большей трансмутации (развития,улучшения– Е.Б.) своих энергий может значительно продлить свое пребывание в мирах надземных,но все же до известного предела,а затем наступает момент,когда он начинает остро чувствовать магнитное притяжение к земному воплощению,ибо лишь Земля есть то горнило,в котором трансмутируются наши энергии и получается обновление и накопление новых».(Письма Е.И.Р.том II стр.310). Что мы узнали из этой выписки?—Прежде всего—что,хотя мы уходим с Земли без желания возвращаться, но после проведенного в Невидимом Мире продолжительного времени,под влиянием Космического Закона,в нас появится тяга к новому земному воплощению, мы потянемся к Земле,«как голодный тянется к пище». Только на Земле,в жизненном трудном опыте,который назван «горнилом»,выковываются новые способности,новые устремления.Приобрести новые устремления в Невидимом Мире нельзя.Они должны зародиться на Земле. «Не следует рассматривать нашу жизнь на земном плане,как не реальную или менее реальную нежели в других мирах.Ибо лишь земная жизнь дает нам основу для дальнейших усовершенствований и сознательного существования в Тонком Мире.Лишь здесь,в этой жизненной лаборатории можем мы почерпнуть новые стимулы и энергии для трансмутации их здесь же на Земле в высшие накопления для последующей жизни в Тонком Мире...Дух должен особенно знать, как священно это пребывание в материи».(«М.О.» III § 304.). А люди,не зная об этой единственной возможности развиваться,бегут,страшатся земной жизни, стараются укрыться хотя бы в темноте. Есть в Тонком Мире души,которые хотят укрыться от возвращения на Землю—такое состояние названо «безумием сознания». «В Тонком Мире можно быть в низших слоях очень долгие столетия...Несомненно Закон настаивает на сроке воплощения,но может быть такое безумие сознания,что только зло может породиться в большем размере.Как трусливые воины отрубают себе пальцы,чтобы избежать сражения,так и безумцы,обитающие в Тонком Мире,ухитряются избежать призыва под знамена труда.Нельзя совсем избежать закона,но укрываться временно можно».(«Аум»§257). Жизнь на Земле названа—«призывом под знамена труда»—трусливые воины,они испугались призыва,но обрекли себя на еще большие страдания,ибо в нижних слоях Тонкого Мира трудно,очень трудно. Многие люди считают себя в праве распоряжаться своей жизнью и кончать ее самоубийством.Они считают,что это их личное дело, выбор их свободной воли.Не зная Законов Космоса,не веря, что такие существуют и регулируют жизнь,самоубийцы хотят выпрыгнуть из «Колеса рождений». Причины,толкающие на такой ответственный шаг,бывают самые разные—как действительно горестные, кажущиеся безвыходными,так и самые легкомысленные,часто желание кому то отомстить,причинить страдание,бывает и просто скука жизни. Многие видят в решении покончить жизнь самоубийством—смелость,геройство,бравурство. Смелыми геройскими можно назвать только такие поступки,на которые идешь сознавая всю их опасность,принимая всю ответственность за них,учитывая все последствия. Знает ли самоубийца, что его ждет за порогом смерти? Разве можем мы сказать,что законы жизни и смерти исследованы, изучены? До сих пор учеными не дано ответов, что находится за порогом смерти.Только догадки, только не на чем не основанные предположения. Материалисты утешают себя думая,что после смерти физического тела, он освободился от всех горестных переживаний,от страшных воспоминаний преступной совести, от всего, что толкает его к самоубийству но он не знает, что, убив свое тело, он только лишился аппарата, через который воспринимал впечатления земной жизни. Но жизнь чувств, жизнь душевного тела продолжается, сохраняется личное сознание и память, все чувства особенно усиливаются, обостряются и тело, не изжившее своего магнитного земного притяжения, не может оторваться от Земли и остается в слоях близких к ней. Жизнь остановлена на переживаниях безнадежного отчаяния и ничто новое,что в движении жизни постоянно происходит, не доходит до него, ведь он убил тот аппарат—физическое тело,которым он приобщался к жизни Земли. Страдания остановлены,как,стрелки часов,на неподвижной точке последних переживаний и будут оставаться в том положении,пока энергия памяти не иссякнет. Бросаться в «неизвестность»,в «пустоту»,не зная законов жизни, можно назвать безрассудством, недомыслием,трусостью,отказом нести ответственность,но никак не выходом из тягостей. Эти сведения взяты из письма Е.И.Р.(т.2,стр.345) и здесь же найдем указания,какую помощь могут найти эти несчастные. «Самоубийцы обычно находятся в слоях ближайших к Земле,ибо магнитное притяжение их энергий к Земле еще не было изжито.Их эфирное или низшее астральное тело особо приобщает их к земным ощущениям.Конечно,сфера,ближайшая к Земле,очень тяжка,но если при жизни дух хотя бы иногда стремился к Свету,то и здесь он может найти,если он сумеет собрать и направить свою волю, воздействие Сил Высших и с Их помощью может улучшить свое положение.Но,большей частью,именно самоубийцы никогда не думают о мирах надземных,и потому они не могут понять,что произошло с ними?» Они думали,что освобождаются от жизни,уходят от всех своих страхов,страданий,а память и мысли воскрешают все в видимых формах и переживаются еще более обостренными чувствами.Не ушли от жизни,а приковали себя к застывшим формам до времени,пока не будут изжиты энергии памяти. Самоубийство ни в коем случае не входит в план человеческой жизни,хотя бы все видимые обстоятельства казались непосильными,но они созданы причинами прошлой и настоящей жизни и нужно найти мужество принять их,тем уплачивая старые счета.Кроме того,никогда не забывайте,что помощь приходит в последний момент,и потому не спешите с последним шагом! Повремените! Все меняется! Все движется! В план человеческой жизни входит борьба с огорчениями, трудностями, тревогами, а не бегство от них. Такой заменой мы только ухудшаем свое положение и лишь обращение за помощью к Руководителям, Ангелам-Хранителям, Высшим Силам может облегчить их положение.Но ведь этой веры в Силы Незримого Мира у кончающих самоубийством как раз не бывает и остаются они притянутыми земными энергиями со всеми страданиями до срока естественной смерти. Религиозные учения самоубийства называют «грехом»,желая, этим удержать от него.Современному сознанию слово «грех» мало что говорит.Но ведь древние религии «грехом» называли всё,что вредно для человека,что может доставить страдания,болезни,мучительные переживания,как последствия совершенного поступка. Если бы эти сведения,что—самоубийство не выход—дошли бы до сознания людей,как много несчастных было бы удержано от легкомысленных поступков.Карму ответственности несут и те,кто был причиной к самоубийству. Знающие должны предупреждать и разъяснять,— что влечет за собой самоубийство. «Вопрос об абортах очень своевременен,ибо сейчас по этому поводу распространяется столько гнуснейшей литературы и даже с благословения духовных пастырей,некоторые даже откровенно высказывались за предотвращение рождений.Приведу строки из Учения.«Дух получает связь с плодом в момент зарождения.Он начинает входить с четвертого месяца, когда формируются первые нервные и мозговые каналы.Утверждение позвоночника создает следующую ступень овладения. Замечателен момент рождения,когда сознание духа вспыхивает ярко,а затем вливается в материю. Были даже случаи произнесения слов.Окончательное овладение телом происходит на седьмом году жизни ребенка».Так же сказано, что «как голод толкает к пище,так же летит дух к воплощению,ибо только материя дает новые импульсы».Следовательно,нетрудно представить себе,сколько страданий приносит духу,готовому к воплощению,насильственное пресечение его,уже начавшейся жизни или даже хотя бы предотвращение зарождения духа,привлеченного кармой.Какую тяжкую карму готовят себе невежественные и преступные родители!» (Письма Е.И.Р.том I,стр.174). Боязнь,что Земля не сможет прокормить население — неправильна!Надо только прекратить войны, заняться оздоровлением Земли,улучшением плодородия, использовать то, что еще не было взято. Какой позор! когда для увеличения своих прибылей, уничтожаются продукты питания в одной стране, тогда как в мире и сейчас есть миллионы голодающих. Как смотреть на жизнь идиота? — Несомненно,это карма,карма излишеств,неудержимых животных страстей,когда разрушалось человеческое сознание, и те, кто содействовал разрушению сознания, могут получить родительскую заботу о ребенке с таким разрушенным сознанием. На это воплощение приходится смотреть,как на пустую страницу в «Книге Жизней».В Учении Жизни есть указание,что просматривая «Книгу жизней»,в которой каждая страница—это земное воплощение, обогатившее нашу сущность,мы увидим,что будет недоставать некоторых страниц,именно потому, что эти жизни не обогатили наше духовное сознание.Такой опустившейся душе придется снова восстанавливать упущенное и снова проходить уже пройденные ступени,ибо «зерно духа» всегда остается в своей нетронутой чистоте,а только накопления потерялись. Мы уходим с Земли усталыми,изношено тело,утомлен дух и неудивительно,что нас пугает новое возвращение на Землю.Видя столько глубокого страдания земной жизни,не понимая,что все трудности созданы самими людьми — поступками в прошлой и настоящей жизни — новое воплощение пугает нас. В Учении сказано: «Частые воплощения не под силу». («А.И.» §312).И только наше долговременное пребывание между смертью и новым рождением в Высших Мирах дает силы уставшему духу. Изгладятся из памяти страдания прошлого, перенесенные страдания укрепят силы,душа обогатится духовными энергиями и когда появится желание к новому земному опыту — снова вернется на Землю.Вернется жизнерадостным ребенком,бодрым,смелым, энергичным,с желанием всё сделать самому,всего достигнуть.Так постепенно улучшаясь,развиваясь,будем приближаться к концу цикла наших земных воплощений. «Мы освобождаемся от земных воплощений лишь,когда все наши энергии настолько сублимированы (возвысились),что дальнейший пребывания на Земле ничего не могут дать нам.Именно,окончание одного цикла кармы наступает для человека,когда все элементы или энергии,входящие в состав его существа объединились в одном устремлении и в таком напряжении достигли состояния совершенства, положенного для этого цикла. Не следует страшиться перевоплощений, наоборот, истинный ученик с радостью принимает новый опыт, новые возможности ценнейших накоплений. Именно, ученики Белого Братства идут кратчайшим путем и с помощью Старших Братьев ускоряют свои воплощения,чтобы изжить свою карму и помочь отстающим братьям». (Письма Е.И.Р.» т.II,стр.310). «Пусть все,могущее восходить,тянется в высь!» Глава XII Радость бытия Прочитав эти первоначальные сведения о воплощении, невольно задумаешься — стал ли ты счастливее или жалеешь,что нарушено твое усыпленное спокойствие? Радуешься ли,что узнал об этой «Тайне Царства Божия»,как оно называется в Евангелии,или лучше было не знать? Ведь Христос не всем ее открывал.Только тем,кто был готов к принятию «твердой пищи»,как говорит ап.Павел в I послании к Коринфянам,гл.3,стих 1–2. В «Учении Жизни» сказано,что по одному ответу на вопрос—«чему радуешься?»— можно определить ступень развития человека. Проверим себя,узнав об «Учении воплощения», можем ли радоваться радостью, правильно найденного пути? Поймем ли,что «пустоты» нет? Что «Искра Огня Жизни» неугасима,вечна,как вечен Источник,от которого она отлетела? «Так как все мы частицы Абсолюта,и каждая частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого целого,то мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных воплощений и тысячелетий,уходящих в Беспредельность».(Письма Е.И.Р.,том I,стр.393). «Вдумайтесь в слово—человек—оно означает дух или «чело»,преходящий веками.Вся смена воплощений,вся ценность сознания выражена в одном слове.Можно ли назвать другой язык,где житель —воплощенный назван так духовно».(Община,§23). Как кратко и точно это определение — «вся смена воплощений»,через которые проходит человек, развивая свое сознание,требует века.Великий Ориген,хранивший данное Христом учение о воплощении в первые века христианства,тоже говорит,что дух развивается «на протяжении многочисленных и бесконечно-огромных и разнообразных веков».(О Началах,стр.277). А человечество мечтает«иметь спокойствие и завершение одной оболочкой»,(одним воплощением.—Е.Б.) (Беспр.,§ 71). С осознанием,что ты вечен,надо примириться; надо принять хочешь или не хочешь,нравиться или не нравится.Космического Закона не изменить! Надо собрать все мужество! Истина — единственный источник мужества! «Как тяжкий рок висит над человечеством сознание мысли о смерти.Как неминуемая чаша стоит призрак смерти и,пройдя весь жизненный путь,дух приходит к заключению,что здесь нужно кончать явление жизни.Таково хождение духа разобщенного с Космосом.Не зная начала и видя лишь конец,дух разобщенный проходит жизнь бесцельно».(Беспр.§70). «Разобщение с Космосом»— вот причина нашего непонимания цели жизни. «Когда сознание ограничивается одним видимым миром,то нет связи с Космосом».(Беспр.§787). Религии запугали людей судом и всевозможными запретами,тогда как Учителя человечества говорят: «Мы веками прилагаем Наше устремление дать человечеству радость Бытия».(Беспр.§71). «Наше Учение представляет мир богатым, радостным и увлекательным,нигде не указаны вериги и бичевания».(Община,§263). «Мы не обречены на вечный труд,но устремлены красотой Беспредельности».(Беспр.§61). Примитивные,мало-развитые люди живут настоящим днем,не задумываясь,не углубляясь в проблемы Бытия. И,только приходя в возраст (духовный),человек начинает осознавать все глубокое страдание земли и,понятно, возникает вопрос, о котором говорит Учитель:«Чему радоваться?— Неизбежности воплощений? Но без представлений о будущем,— продолжает Учитель — воплощения будут бессмысленным отрывом листа жизни».(Агни Йога,§ 152). Действительно,должна же быть цель,светлая,устремляющая к которой приведут наши воплощения. Страдания,труды должны быть оправданы и только тогда,спеша к этой светлой цели,можно вместе с Учителем сказать: «Много ли значат страдания земной жизни,когда дальние миры стали для нас действительностью».(А.И.§ 152).
Мы должны понять,не повторяя ошибочно с Иваном Карамазовым,что страданиями,слезами мы покупаем право на рай (дальние миры),должны понять, что страданиями, этими кармическими последствиями нашей свободной воли очищается,воздвигается наша душа,а вместе с тем совершенствуется, претворяется «трансмутируется» наше тело; а работая для Земли, усовершенствуем ее не только для будущих поколений,но среди них будем и мы воплощаться.Так — мы подготовляемся к жизни на дальних мирах.Они не только далеки от нас по расстоянию, но и далеки от нас по своей эволюции. Указывая на глубокие страдания земной жизни, Учитель в то же время «твердит» о радости.Вот слова Учителя:«Чем совершеннее дух,тем неизбежнее он сознает все глубокое страдание земли.Между тем Сам я твержу о радости.Такая радость может быть в осознании дальних миров». (А.И.§ 152). Взглянем на звездное небо — это все миры,целые солнечные системы,«...но ведь наша солнечная система в Космосе, как атом в Солнце. Когда наука открывает биллионы миров и целые системы, уже за пределами Млечного Пути,то можно ли вместить это Необъятное Величие в какие-либо пределы». (Письма Е.И.Р.том I,стр.398). А мы хотим свою жизнь—эту частицу Абсолюта—вместить в пределы шестидесяти—семидесяти лет. Взглянем на звездное небо и поймем,что среди них бесчисленные «миры населенные» — «дальние миры».«Много домов у Отца Моего»— записаны слова Христа в Евангелии,а ведь,в «домах»— живут! Разве можно назвать нашу жизнь на Земле здоровой? Бесконечные,бессмысленные войны между государствами, народами, классами...и в семьях войны.Изнурительные болезни,эпидемии, стихийные бедствия, катастрофы, бессмысленные убийства, мучительства, издевательства,голод... всепоглощающий эгоизм, огрубение... Наша планета больна! Отравлены воздух, недра и воды. «Увидев болезненную окраску нашей планеты,вы поняли целесообразность перехода туда,где прекрасная действительность живет»,(А.И.§ 154) — говорит Учитель своей сотруднице,записывавшей Учение Жизни. «Почему не обогатить жизнь принятием в сознание,что дух имеет,кроме Земли,убежища,сокровища, куда устремляться? Почему не принять,что миры примыкают к цепи,ведущей от зарождения к нескончаемой эволюции». (Беспр.§61). «...представим себе,что земное переходит в высшее.Нет конца устремлению ввысь». (Беспр.§3). Целые цепи миров с различными ступенями развития.На нашей Земле мы проходим свою человеческую эволюцию и формы настоящего времени могут быть названы — «ищущими достижения совершенствования». (Беспр.§ 44). Окончив свою эволюцию на нашей Земле,мы перейдем к дальнейшему развитию на планету высшего состояния.Эволюция бесконечна! «Мы,Братья человечества,знаем,что есть действительность,великая,неприкрашенная и неуничтожимая.Остановитесь на принятии великой красоты Беспредельности! Как царство прекрасное пусть дальние миры живут в сознании людей.Это неопровержимо и так же действительно,как семя,растущее и дающее цветы.Дальние миры так истолкованы,что оправдывают только понятие дальних.Но посмотрим на миры дальние,там жизнь утверждена красотой и устремлением достижений.Там огонь духа,там огонь любви, там кажущиеся наросты земли превращаются в творчество Огня». (Беспр.§ 44). Учение Жизни говорит, что: «Очередная задача эволюции — сношения с дальними мирами».(Община,§ 4). «Успейте немедленно осознать путь ваш в дальние миры.Только это расширение понимания жизни даст духу основание радости».(А.И.§ 152). Вопросы, разбираемые в этой главе, касаются будущего направления эволюции земного человечества. Они настолько поразительны,новы для нашего сознания,что говорить о них могу только выборками из книг Учения и вся глава составлена из фрагментов «Учения Жизни».Выписки взяты,главным образом,из книг: «Знаки.Агни Йоги»,«Община»— издания 1926 и 27 годов,«Беспредельность»,«Аум»,«Озарение». Все эти книги записаны и изданы в 20-х и 30-х годах текущего столетия,когда еще никто не интересовался завоеванием Космоса,но уже тогда Учитель говорил: «Такая очевидность,как дальние миры,совершенно не привлекает человечество.Пора бросить это зерно в мозг человечества». (Община,стр.44,изд.1927 г.). С тех пор прошло почти 45 лет.«Брошенные зерна» — проросли! Непонятно,но факт! Два государства-гиганта в деле освоения Космоса начали сотрудничать, тратятся миллиардные суммы,сотни тысяч научных работников брошены на разработки проектов освоения Космоса.Достигнуты поразительные результаты— на Луне побывало несколько человек с Земли.Космические условия сопутствуют. Эти дерзновенные исследования, видно, входят в план развития Земли.Земля должна выйти из изолированности,в какой жила до сих пор. «Когда человек приближается к правильному течению эволюции,он чудесно легко проходит препятствия. Дело лишь в том,чтобы здраво определить конструкцию Эволюции».(Община— § 225). «Обитаемость небесных тел до сего дня остается под сомнением.Даже лучшие астрономы не решаются высказаться по этому вопросу.Причина,главным образом,лежит в самомнении человека.Он не желает допустить воплощения в иных условиях,кроме земных». (Аум,§ 137).
Отрицать возможность жизни на иных небесных телах,только потому,что там нет земных условий в Учении названо —«самомнением человека». «Почему считать,что формы дальних миров будут иметь,как основание,странности форм и все неприемлемые проявления на Земле»? (Беспр.§67). «Пространство наполнено основной материей или космической субстанцией дух-материя....Как основа, как потенциал всего сущего,субстанция эта всюду едина,но дифференциации ее беспредельны.Так каждое тело,каждое светило,каждая солнечная система имеет свою собственную атмосферу со всеми, лишь ей принадлежащими свойствами,и напряжение этой атмосферы и степень ее развития и утончения, или усовершенствования будут разниться от атмосфер,окутывающих прочие тела или системы,но космический субстратум этих дифференциаций будет един на протяжении беспредельного пространства. Так же как и монада,будет ли она заключена в минерале,растении,животном или человеке,едина в сущности своей.Следует очень вдуматься в понятие основного Единства Космоса».(Письма Е.И. Рерих,том I,стр.386). На нашей Земле,уже с самого начала её образования,вырабатывались формы жизни для воплощающегося духа, соответственно земным условиям.Формы жизни на других планетах также вырабатываются соответственно с условиями жизни той планеты. «Явление штурма неба легко обратить на поиски жизни на дальних мирах». (Община,стр.26). Привожу заметку (сокращенно) из последних научных открытий об органической жизни во Вселенной.«В 1969 году в Австралии упал метеорит, названный— марчинсонским. Ученые определили,что метеорит выпал из пояса астероидов между планетами Марс и Юпитер. Ученые нашли, что химический состав марчинсонского метеорита можно считать доказательством возможности жизни во Вселенной,а не только на Земле». (Н.Р.Слово,дек.3,1970 г.).
И,конечно, жизнь там будет развиваться в формах,соответствующих,приспособленных к условиям тех планет. В Учении Жизни говорится: «Пусть отыщут признаки жизни в дальних мирах.Нашу позицию невозможно оскорбить.Если мальчик утверждает,что дважды два — пять,он не оскорбляет математика».(Община, стр.26). Как на мальчика не обижаются математики,так не оскорбляются ученые Востока,когда западные ученые доказывают,что жизнь на некоторых планетах (Венера) невозможна.Духовная наука Востока уже давно изучает дальние миры, которыми только теперь заинтересовались ученые Запада: «...ибо не гипотезы,но лишь знание духа ведет к звездным путям. Сожалею, что никакие астрономические вычисления не подвинут момент сношения». (Община,§ 3.)
«Наука земная,с трудом помнящая вчерашний день и не знающая завтра,ничтожна в течении нарождающихся светил». (Община,стр.7.). «Люди не могут приблизиться к ним (дальним планетам) в земном состоянии*, но в тонком теле лучшие духи уже приближались к таким планетам и уносили воспоминания о строении поверхности, о красочности,о населении. Редки такие опыты,но они существуют.Они укрепят сознание о беспредельной действительности...» (Аум,§ 137). Эта выписка должна очень многое нам разъяснить и сгладить расхождения с научными утверждениями Запада.Ученые Востока говорят ясно,что— «люди не могут приблизиться к ним (дальним мирам) в земном,состоянии»,ибо земное тело не приспособлено к дальним полетам и к условиям жизни на других планетах.Расхождений нет — полная солидарность с западной наукой.Но когда западная наука утвердится в существовании у человека «тонких тел» и в возможности выделения уплотненного астрала и ментала при жизни,то пересмотрят вопрос о непосредственных сношениях с дальними мирами. Что говорит Учение о выходе астрала и ментала из физического тела,т.е.«тонкого» — «легкого» тела. «Полеты легкого тела бывают двоякие: или оно истекает из ног и бесцельно блуждает,или оно, проходя верхними центрами, летает по духовным задачам.Мгновенно переносится через океан, учит людей,напитывает ауры. Не только астрал,но и ментал действует.Конечно, и астрал выходит,но Мы не ценим действия астрала; для Нас сознание ментала важнее».(Озарение,вторая часть,VI / 20). «Полет духа не исчисляется часами, явление вне времени, когда дух мчится между планетами. Момент, ибо не может быть продлен,иначе явление разрыва между уплотненным телом и менталом. Но надо помнить,что дух,действуя вне времени,постигает тоже без числа». (Озарение,часть вторая,VI/8). «Можно в ментале посещать разные планеты.Так намечается будущий этап,когда сознание не должно быть привязанным к одной планете.Если мы теперь переходим из одной части света в другую, то тот же принцип может быть междупланетным.Только при устремлении к междупланетности можно рассчитывать на эволюцию человечества». (Агни Йога,§6). «Уплотнение астрала само по себе незначительно в сравнении с сознательной деятельностью ментала. Для задач планеты ментал не должен быть выводим из сокровенного состояния, но междупланетная деятельность соответствует высшему телу».(А.И.§7). В предыдущих главах речь шла о жизни души после смерти тела в мирах незримых,но Учение говорит, что: «К трем мирам невидимым надо осознать и миры населенные...» (Аум, § 137),т.е.о планетах в необъятных просторах видимого Космоса,которые Учение называет — «дальние миры». Учитель указывает,что «дальние миры стали для нас действительностью». (А. И., § 152). Естественно, возникает вопрос: почему они стали действительностью, ведь они существовали и раньше? Неправильно понимать — потому,что человек вступил на поверхность Луны.На поверхность Луны человек вступил в 1969 г.,а записи Учителя относятся к двадцатым годам.Книги «Озарение» и «Община» изданы в 1925-1926 годах. Привожу записи из книг Учения,освещающие этот вопрос. Учитель говорит: «Я пишу Мои заметки возможностей и прихожу к выводу,что всё возможно сейчас. Редко,когда высшая вера идет по пути с высшим неверием... Пора собираться Земле в новый путь». (Община, § 36). «Важно наступление очень великой эпохи,которая существенно изменит жизнь на Земле.Великая — Я так радуюсь,видя,как новые лучи пронизывают толщу Земли.Если даже они сначала тяжелы, то их эманации вносят новые элементы,так нужные для толчка.Новые лучи достигают Землю в первый раз от ее сформирования.Радостно ощущать приближение новой эпохи!» (Озарение,часть вторая,IV/11). «Истинно,вот опять сходят струи Космоса на готовую Землю,вот почему ценно знание духа... Как чеканные струи,стремятся волны светоносной материи».(Община,§42). Эти указания о новых лучах,сходящих на Землю из Космоса,впервые с ее сформирования,объясняют, именно,почему дальние миры стали теперь для нас «действительностью». «Утверждение новых лучей позволит сохранять сознание в разнородных слоях.Раньше лишь некоторые слои атмосферы способствовали сохранению сознания,но могли быть пересекающие течения газов. Новые лучи могут прободать эти препятствия, создавая,как бы воздушные туннели и тем расширяя сознательную деятельность». (А.И.,§7). Так как полеты между Землей и планетами могут быть только в ментальном теле,то вопрос сохранения сознания в разных слоях атмосферы вызывал затруднения,но,как видно из этой записи,утверждение «новых лучей» сделает общение с дальними мирами действительной возможностью для тех,кто готов к полетам уже в настоящее время. «Наше желание ускорить этот процесс.Чую,что может быть скоро космические условия позволят начать эти работы по сношению с дальними мирами». (Община,§35). «Течение планет позволяет ускорить общение между мирами и развитие человеческого духа пойдет по новым путям».(Озарение,часть третья,VIII/12). «Небывалые уклонения планет помогают пробуждению сознания.Пространство уплотняется и луч Марса будет затоплен светом Матери Мира».(Озарение, часть третья,VIII/12). Учение говорит, что эти утверждения могут вызвать недоверие и «насмешки невежества», но — «взор и ожидания человечества должны быть обращены к дальним мирам. Потому, все касающееся этого предмета,должно быть изучаемо без предрассудков.Если нужны точные знания,то астрономия ими поражает».(Озарение,часть третья,V/5). «Ведь и Галилей в свое время рассказывал опасные сказки.Неужели вы желаете уподобиться кардиналам, противникам Галилея?» (Озарение,часть третья,гл.V/7). «Вся история человечества указывает,что угадывало эволюцию меньшинство.И это меньшинство откуда то черпало силы, преодолевая препятствия». (Община,§225).
«Утеряв представление о великих мирах,люди отошли от сознания совершенства.Миры стали для них ненужной и опасной забавой.Как рабы поденные,люди надеются лишь кончать путь.Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний». (А.И.§245). Из всего сказанного видно,что в нашем теперешнем состоянии мы не можем существовать на дальних мирах. Мы должны развить в себе все энергии,которые может нам дать существование на Земле. Устремление к дальним мирам вернет человечество на путь совершенствования,которое пойдет ускоренным путем благодаря сношению с дальними мирами «лучших духов». Они обогатят познание мира и сблизят утверждения духовных источников с научными знаниями — и двинется человечество. «Пробуждение стремления к высшим мирам преображает жизнь».(Беспр.§ 149). Прежде всего надо:— «Растолковать людям,что без единения миров жизнь на земной коре — нелепость?! Сознание малости и несовершенства Земли может помочь к тяготению к дальним мирам».(Община,§ 135). Что даст нам общение с дальними мирами? «Явление Беспредельности даст прогресс знанию и двинется человечество».(Беспредельность, §118). «Только при устремлении к междупланетности можно рассчитывать на эволюцию человечества».(Беспр. §54). «Необходимо направить человечество на путь к дальним мирам. Такое направление может провести через все насмешки невежества до настоящей действительности. Явление дальних миров преобразит жизнь на коре планеты. Сужденная реальность даст отлив застою мелких мыслей. Так будем прилежно направлять нашу мысль к дальним друзьям и сотрудникам и Покровителям. Не сверхестествена мысль о населенности дальних миров. Человек твердо пройдет свой земной путь, зная об окружающем Величии». (Аум,§ 137). Сколько энергии и радости духа дают эти указания! Какое утешение и поддержку получает дух, узнавая,что человечество не брошено,у него есть на дальних мирах друзья,сотрудники и Покровители.Они помогают человеческой эволюции.Ведь это — ИЕРАРХИЯ Знания,которую утверждает Учение Жизни,как наше спасение и упование! Старшие Братья человечества! «Истинно,существам других миров легче было бы прободать душную атмосферу Земли,если бы им навстречу неслись призывы земных воплощенных».(Община,стр.18). «Работа на соединение с высшими планетами требует,чтобы на планете были духи сгармонизированные в сознательной работе.Обычно запрос снизу и ответ сверху.Создавшаяся изолированность должна быть,наконец,введена в сужденный круг. Иначе не только Земля, но и Марс и Сатурн отстают в развитии».(Озарение,часть вторая,гл.VIII/15). «Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами. Эта кооперация,начатая сознательно,вовлечет в свою орбиту новые миры и этот небесный кооператив будет расширять свои возможности».(Община стр. 15). «Важна эволюция не только человечества земного, но человечества всего Мира. Если бы эта простая формула могла быть вмещена человеческими сердцами, весь свод земной сделался бы осязаемым». (Община, стр. 18). «Миры откроют друг другу мудрость свою».(Община,стр.15). «Где же ближайшие миры,куда мы могли бы направить наше сознание? — «Юпитер и Венера».(Община, стр. 18). «Вы понимаете, что без общины Земля жить не может!» (Община,стр.15). Не совсем ясно — если люди в земном состоянии не смогут даже приблизиться к дальним мирам, то почему высшие силы поддерживают развитие космонавтики, изучение космического пространства и дано определенное указание на устремление сознания к дальним мирам? Следующие выборки из книг Учения осветят этот вопрос. «Сущность устремления к дальним мирам заключается в усвоении сознания нашей жизни на них. Возможность жизни на них является для нашего сознания, как бы каналом притяжения.Именно это сознание — как канал — должно быть прорываемо».(Община,§ 44). Все успехи космонавтики служат этой же цели: «Эти пожирания пространства,уже некоторая победа над сферами надземными». (Община, § 15). «Потому будем радоваться каждому движению по коре Земли — в них как бы летать учимся».(Община,§ 82). Летать в теле не сможем,но пробовать в теле отрываться от Земли очень важно для развития «устремления»,которое должно начать развиваться уже во время земной жизни. «Лишь земная жизнь дает нам основу для дальнейших усовершенствований и сознательного существования в мирах тонких.Лишь в этой жизненной лаборатории,можем мы почерпнуть новые стимулы и энергии для трансмутации (претворения) их здесь же на Земле в высокие накопления для последующей жизни в Тонких Мирах». (Письма Е.И.Р.том I,стр.268). Именно,тем ценна наша земная жизнь,что все устремления и развитие должны зачинаться свободной волей на Земле. «Дух должен особенно знать,как священно это пребывание в материи»,(Мир Огненный,III.§ 304). потому что только на Земле можно запасаться устремлениями.В незримых мирах будут продолжать развитие те устремления, которые зачались на Земле. Для укрепления нашего устремления к дальним мирам еще одно указание дает Учение: «...астрал покидает тело гораздо чаще,нежели мы думаем,но с различными значениями.То он без смысла толчется не вдали,то может поучиться многому полезному.Прямая обязанность каждого создать для своего астрала лучшие условия».(А.\Йога.§ 196). «Учение может сказать чутким — пробуждаясь,помните о дальних мирах,отходя ко сну — помните о дальних мирах». (Община,стр.15). Этим постоянным устремлением к дальним мирам мы даже во сне направляем свое тонкое тело к полетам на дальние миры. В промежутках между смертью и новым рождением, находясь в мирах незримых, устремление, заложенное в земной жизни, направит дух к междупланетным полетам, ибо они стали доступны легкому телу.Эти полеты настолько много могут дать,что Учение учит даже исправлять наши молитвы об умерших — не об упокоении их молиться, но о развитии в них устремления к полетам за Светом: просим Высшие Силы — «Научи их в пространстве Света»! (Озарение,часть вторая,IX/I). Так важно для скорейшего прохождения земного пути закреплять свои мысли на устремлении к дальним мирам, память о которых сохранится в душе. Ведь Лермонтов проник в эту тайну общения с дальними мирами. В стихотворении «Ангел» говорит, что в душе младенца, возвращающегося на Землю: «звуки небес остались», «без слов»,но «живые» и «звуков небес заменить не могли скучные песни Земли» — душа тоскует по небесному. Невозможно передать всех указаний, которые дает Учение о необходимости направить мысль человечества к дальним мирам. Это устремление ускорит эволюцию Земли. В связи с космическими полетами, можно сказать, все население Земли устремило свой взор к дальним мирам, о которых раньше даже не задумывалось. Какие мощные волны мысли посылаются в космическую Беспредельность! Уже в этом важно развитие космонавтики. Устремлять мысль к дальним мирам Учение называет — «прорыванием каналов» через сферы, отделяющие нашу планету от дальних миров. Эти каналы нужны для возможности сохранения сознания при полетах «лучших духов», которые уже готовы для них. Принесенные ими знания насыщают мыслью сферы Земли и прогресс науки свидетельствует о начавшемся общении с дальними мирами. Сколько новых знаний, новых открытий обогатило земную науку.Новое мировоззрение озарит человечество и «даст отлив застою мелких мыслей. Человечество твердо пройдет свой земной путь».(Аум,§ 137). Воплощения,озаренные мыслью о прекрасном будущем,будут приняты,как необходимый путь к развитию прекрасных способностей человеческого духа,которые должны развиваться в земных условиях. Дополняю эту главу словами Учителя: «Возьмем простой пример. Среди мрака ночи ваша повозка спешит домой, окружающее ненастье должно привести вас в уныние, но дух ликует радостью! Откуда она? — Только от сознания, что дом близок и самая темнота не препятствует различать дорогие сердцу существа. Много ли стоят страдания земной жизни,когда дальние миры стали для нас действительностью! Успейте немедленно осознать путь ваш в дальние миры.Только это расширение понимания жизни даст духу вашему основание пути радости!» (А.И.§152). «Конечно жизнь прекрасна,но прежде судили животными инстинктами,потому нельзя было указать красоту жизни».(Озарение,ч.3,1/2). В нашей душе заложены корни всех страстей,но также и великих возможностей. Можно жить в полном рабстве своих страстей, но можно и устремлять себя к высшим возможностям.Судящий «животными инстинктами» все радости жизни понимает, прежде всего, как удовлетворение желаний плоти, ищет лишь чувственных наслаждений и возбуждений, или является дельцом-эгоистом,погруженным в круг своей деловой суеты. Такие люди погрязают в тине беспросветного мещанства.Обыкновенно у них и не хватает времени задуматься над собственной сутью. Но, приходит время, особенно после разных «крушений» или когда все,что было доступно,изведано, все испытано, а другие радости неизвестны,наступает скука,пустота,«пресыщение всем бывшим», тогда должно наступить время переоценок ценностей. Дело не в том,чтобы отказаться от внешнего мира,а в том,что надо по-новому понять этот мир и наше место в нем. Истинная духовность не требует гонения на плоть, но и не обожествляет плоть,когда человек живет в полном рабстве у своих физических вкусов,прихотей, влечений.Страсти не убиваются, не уничтожаются,но уравновешиваются, и качество их утончается,а также в некоторых случаях усиленная физическая работа дает прекрасные результаты. Только тот,кто,хотя бы смутно,чувствует свою «запредельность» от внешнего,видимого мира,может по новому взглянуть на мир,в котором живет,как существо разумное,но без сознания ответственности. Мир не так прост! И как ни велики достижения человеческого ума—они ничтожны перед «Премудростью»,которой сотворен мир! Убог и жалок человек,когда он не видит и не чувствует чудес жизни! Как осмысленна и радостна жизнь того,кто в простом цветке придорожной травинки заметил чудо! Он начинает видеть все, окружающее его, в чудном свете нового понимания.Он начинает встречать явления природы,как бы в первый раз,улыбкой изумления и восторга.И каждый час,каждую минуту осознавать,как изумителен и богат мир в этом,новом для него,внутреннем озарении.Новые радости бытия заполняют пустоту. Рассмотреть,изучить,понять этот новый мир — жизни не хватит, но ведь буду жить снова! Ведь Учение говорит о «дальних мирах»! Как много нам обещают сношения с дальними мирами — обогащение знаниями, неисчерпаемые возможности новых открытий, по новому освещающие и человека,и смысл жизни и «будущее»,но для этого нужна работа над собой.При таких перспективах работа над дисциплиной своих желаний,чувств и мыслей, этого необходимого условия для развития внутренних сил человека,не будет казаться оковами,а радостным освобождением. Мы видим,что множество людей устремилось к знаниям, которые идут с Востока,особенно молодежь.До них дошла мысль,что организм человека полон высших возможностей,которые ждут развития-трансмутации.Большинство увлеклось,так называемой «Хатха-йога»,заключающейся в механических упражнениях тела.Привожу выписку из письма Е.И.Р.по этому вопросу «Но нужно помнить,что трансмутация организма,нервных центров,должна происходить здесь,на Земле,среди борений духа,среди всех тягот и трудностей жизни,среди всех раздражающих мелочей обихода.Земная жизнь есть именно чистилище,и,не пройдя через него,нельзя вступить в рай. Не следует преувеличивать достижения Хатха-Йоги и утверждать,что «адепты ее,подобно Раджа-Йогам, пробуждают кундалини,приобретают сиддхи,достигают блаженства и освобождения от оков физической материи».Это не так.Степень блаженства,достигаемого подобными адептами,очень относительна,но никакого освобождения от оков физической материи,в том смысле,как это понимается Великими Учителями, посредством Хатха-Йоги не достигается.Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого,достигшего путем Хатха-Йоги. Даже то развитие низших, сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), не прочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утеряны; и при таком духовном развитии, можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха-Йоге, именно, только самая легкая пранаяма, производимая с большой осторожностью, может укрепить здоровье,в обратном случае,они приведут к медиумизму,одержанию,так называемому,сумасшествию. Совершенно справедливо индусы высокого развития с большим неодобрением взирают на Хатха-Йогу и говорят,что, в лучшем случае,Хатха-Йога годится лишь «для тучных и для больных». Именно,часто упоминаемый теперь Вивекананда был очень против погони за,так называемыми,сиддхи и чудесами.
Высшие формы йоги не нуждаются в пранаяме.Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает ее,но,тем не менее,они далеки от духовных достижений. Потому не полагайтесь на одну пранаяму».(Письма Е.И.Р.стр 210,том I).