ПСИХОПАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПАРЫ - "контроль-доверие"/"сопротивление-уступание" Двойной узел: Я прав/права, или я умру/Будет по-моему,или я умру.
Пройдя в детстве через мясорубку обольщения и обмана,психопат решает, что он теперь будет контролировать все вокруг себя,чтобы,не дай Бог, опять не повторилась подобная ситуация.Обман порождает обман.Человек с психопатическим характером готов на все, в том числе на ложь и подлог, чтобы сохранить нужное ему положение вещей.
Поскольку в нем живет страх обмана, он все-таки время от времени притягивает к себе ситуации, когда в его жизни, планах или начинаниях наступает черная полоса - его все равно обманывают, предают. Его стремление усилить контроль и старания, ни в коем случае не допустить иного поворота дел, подталкивает ситуацию к срыву. Некоторое время после крушения он приходит в себя, потом опять начинает действовать, и все повторяется сначала. Контроль-Доверие/Сопротивление-Уступание Эти пары близки друг к другу, поэтому мы будем говорить о них вместе. Обратите внимание на следующее свойство контроля - чем больше вы стараетесь что-то контролировать, тем вернее руль выскальзывает из ваших рук. Это происходит потому, что вы напрягаетесь. Так человек понимает контроль - он думает, ему надо напрягаться, чтобы достичь желаемого результата. Также он считает, что надо сопротивляться и ни в коей мере не впускать в жизнь то, что нежелательно иметь. Контроль, таким образом, включает в себя и сопротивление. Вы действовали так до сих пор, и, если исходить не из сиюминутной выгоды, а из достаточно длительного периода времени, эта тактика вам не помогла. Попробуйте теперь действовать наоборот. Начинайте расслабляться, учитесь доверять тому, что происходит, решениям и опыту других людей. Начинайте снимать сопротивление новому, учитесь уступать, принимать происходящее с вами как должное. Если Внешнее Равно Внутреннему, то, уступив, вы позволяете тому, что внутри вас, подняться на поверхность и проявить себя в виде незначительной ситуации или легкого на данный момент недомогания. Тогда вы видите наяву то, что находилось у вас внутри. Тогда с этим можно иметь дело непосредственно. Сопротивляясь и не позволяя вещам происходить, вы загоняете блоки внутрь, в подсознание. Они все равно будут отражаться во вне, но вы не будете замечать этого, потому что присвоили оценку "плохо" и не хотите впускать их в свою жизнь. Блоки станут набирать силу, а ситуации и подаваемые телом тревожные симптомы будут скользить по поверхности вашего сознания незамеченными. Так будет продолжаться до тех пор, пока они не достигнут критической точки, когда их невозможно будет не заметить. Следовательно, быть прагматичным, уступать и позволять вещам происходить - это выгодно для вас же. Настанет момент, когда вы начнете понимать, что такое уступать и давать вещам происходить, не присваивая им никаких оценок. Вы увидите, что ничего ужасного не происходит. Мало того, происходят даже полезные для вас вещи. Потом исчезнет всякое понятие о сопротивлении и уступании. Останетесь вы и этот мир, с которым вы действуете как одно целое. Чтобы лучше понять, что такое уступание, задайте себе вопросы: А как бы я чувствовал/чувствовала себя, если б в моей жизни не было сопротивления? Как бы я вел/вела себя, если б в моей жизни не было сопротивления?
Когда вы начнете работать с сопротивлением, ваш стремление контролировать все и вся также уменьшится. Вы начнете понимать, что наилучшего контроля можно достичь, когда вы расслаблены. Попробуйте внимательно понаблюдать за человеком или каким-нибудь животным. Вы тут же заметите, что ваше зрение и внимание сконцентрировано только на цели и вы потеряли из виду то, что происходит вокруг. То же самое происходит и с вашими делами. Пытаясь уследить за всем, вы теряете перспективу и обязательно пропускаете что-то очень важное. В такой ситуации вы неспособны улавливать знаки.
Может ли что-нибудь с вами произойти без вашего ведома? Может ли хоть самая маленькая вещь случиться с вами без вашего ведома? Если вы понимаете, что Внешнее Равно Внутреннему, ваш ответ будет: "Нет". Отсюда следует вывод, надо доверять тому, что с вами происходит в настоящий момент, и не сопротивляться. Надо доверять тому, что с вами может произойти, надо довериться процессу жизни. Просто будьте здесь и сейчас, переживайте происходящее с вами, не присваивая никаких оценок и стараясь понять послание. Когда-нибудь у вас появится ощущение, что есть только жизнь и в ней имеют место какие-то события, а вы идете по жизни, спокойно переживая то, что с вами происходит. Здесь вы также можете задать себе вопросы:
А как бы я чувствовал/чувствовала себя, если б в моей жизни не было обмана и предательства? Как бы я чувствовал/чувствовала себя, если бы в моей жизни не было контроля? Как бы я действовал/действовала, если бы доверял/доверяла себе и миру?
МАЗОХИСТСКИЙ ХАРАКТЕР ПАРЫ - "свобода-тюрьма", "действие-бездействие". Двойной узел: Если я взорвусь, я буду унижен/унижена; если не взорвусь, меня все равно унизят. В классическом случае контроль над таким человеком и над его действиями в детстве (ему не позволяли ничего делать и всячески ограничивали свободу) - был настолько тотальным, что ненависть просто кипит внутри него. Позволить ей выйти наружу он не может, потому что боится, что опять подвергнется унижению, как это случалось в детстве, но и имеющееся положение дел подсказывает ему, что его унижают. На самом деле, конечно же, его никто не унижает и не собирается унижать, он видит происходящее сквозь призму детства и поэтому думает, что его унижают. Поскольку его свобода и действия ограничивались, он боится действовать, его творческая энергия тормозится. Мы получаем наслаждение, когда наша творческая энергия свободно изливается во вне. Чтобы лучше понять это, вспомните моменты, когда вы занимаетесь любовью. Сексуальная энергия и творческая энергия - это почти одно и то же. Раз мазохист тормозит свою творческую энергию, он овладевает искусством получения наслаждения от ничегонеделания. Это называется негативным наслаждением. Люди овладевают негативным наслаждением, когда тормозится их творческий импульс, в каком бы виде он ни выражался. Это, конечно, касается не только мазохистского характера, но и остальных тоже. Теперь вы понимаете, что на мазохиста бесполезно давить, чтобы получить какие-нибудь нужные вам результаты. Он все равно будет тормозить процесс. От него можно что-то добиться, если вы не будете кричать и ругать его за то, что он ничего не делает, а отнесетесь к нему с вниманием, лаской и любовью. Помните об этом, когда будете ходить по кабинетам госучреждений, решая свои вопросы. Свобода-Тюрьма/Действие-Бездействие. То, что вы проговариваете про себя, то и является для вас правдой. Боль и страдания, испытанные в детстве, записались в ваше тело и теперь непрерывно посылают в мозг сигналы, что вы в тюрьме, что вы жертва чьей-то злой воли, что вас могут в любой момент унизить. Убеждение, что вы жертва, обязательно привлечет того, кто станет вашим палачом. Не верьте ни одной своей мысли, потому что это всего лишь шаблоны детского мышления. Подвергайте сомнению любые мысли, касающиеся запрета на действие и дурного отношения к вам других людей. Это все не более чем иллюзия. Еще один способ работы с собой заключается в беседах с окружающими людьми. Начинайте спрашивать у них, что они на самом деле думают о вас, действительно ли собираются унизить и причинить вам вред. Спрашивайте у них все, что может волновать вас. Каждая ваша мысль может быть проверена непосредственно. И вы с каждым разом будете убеждаться в собственной неправоте. У вас есть два выхода: ожидать ситуаций, чтобы потом их анализировать и находить, что внутри вас порождает их, или начать самому/самой создавать небольшие ситуации и проверять мысли и ощущения непосредственно в беседах с людьми. Вы увидите, что большинство ваших мыслей - неправда. Выбирайте. Если прислушаться к своим ощущениям, то можно обнаружить, что внутри живет чувство, говорящее: вы заперты в этом мире с его "ужасными" законами; вы заперты в своем теле, от которого не так-то легко освободиться. Из этого мира и из тела не так-то легко уйти - внутри зашифрован механизм, который намертво привязал вас к этой физической реальности. Внутри же существует и другое желание - стремление выдернуть себя из этого мира и тела, из тюрьмы, в которую вы попали, вы даже не помните как и когда. Вы, наверное, не раз оказывались в ситуации, из которой пытались вырваться - например, какая-нибудь компания. Вы старались вырваться из нее, а тем временем все складывалось так, что вы вынуждены были оставаться в ней. Какая-то сила удерживала вас. Это сила ненависти. Вы уже знаете, как она работает. Чем больше вы будете говорить себе, что вы в тюрьме, чем больше будете страдать от этого, тем дольше вы будете оставаться в ней и тем горше будут ваши страдания. Вы пришли в этом мир стать свободным. Как это сделать? Самый короткий и эффективный способ - это сказать себе: "Да, я в тюрьме, да я смиряюсь с тем, что я в тюрьме, что мои свободы ограничены и мне не позволяется делать все, что хочу". Когда вы скажете себе это, принимая происходящее как данность, произойдет перекидывание монады, и вы окажитесь на свободе. Ваше тело, которое, по вашему мнению, ограничивало вас, станет верным помощником. Законы этого мира, столь несправедливые и жестокие в начале, будут служить вам. Мир станет восприниматься как место, где вы можете реализовать себя до конца, и все будет помогать вам в этом. Вы можете задать себе следующий вопрос: А как бы я чувствовал/чувствовала, как бы вел/вела себя, если бы меня в детстве не контролировали и не запрещали действовать? Дайте себе время для проявления этого состояния. Настанет час, когда вы поймете, что нет таких понятий, как тюрьма, свобода, действие, бездействие. Есть вы, есть этот мир, и вы не разделяете себя с ним. Вы слились с ним в непрерывном танце.
ЖЕСТКИЙ ХАРАКТЕР
ПАРЫ - "вера-безверие", "открытость-закрытость"
Двойной узел: Любой мой выбор ошибочен.
Пережитые случаи предательства блокируют систему "ум- тело", прочно закрывая чувства и не позволяя человеку наслаждаться жизнью во всей ее полноте. Надо сказать, что женщины в большинстве своем умеют на некоторое время впускать чувства в свою жизнь, но потом снова закрываются.
Как мужчины, так и женщины, чтобы дать чувствам течь, создают с помощью блока предательства - а это и есть жесткий тип характера - всевозможные ситуации, чтобы открыть свои чувства. Это может быть несчастная связь, несчастный случай, болезненная ситуация, болезнь или сердечный приступ. Тогда у них есть оправдания своим чувствам. Они тогда ощущают, что имеют право чувствовать - "Ведь мне же больно", - говорят они себе подсознательно; "Можно проявить некоторые чувства", - дают они себе разрешение, опять-таки подсознательно. Короче, благодаря таким ударам, которые они наносят себе, блоки размягчаются. В этом свете становится понятной народная мудрость, которая говорит, что жизнь обкатывает всех.
В двойном узле речь идет о том, что, какую бы женщину или мужчину ни встретил человек с жестким характером, он все равно сделает вывод, что этот выбор ошибочен. Создается впечатление, что львиная доля разводов и, разумеется, расставаний, обуславливается именно этим двойным узлом. Этот двойной узел распространяется и на другие сферы жизни. Вера-Безверие/Открытость-Закрытость Вы прекрасно знаете, что такое не верить никому и ничему. А что такое верить? Для меня веры без знания не существует, они едины внутри меня. Проверить можно все, надо только дать себе время и иметь непредубежденный взгляд на мир. Если у вас внутри блок, какие бы доказательства вам не предоставляла жизнь, вы все равно не поверите. Ваш блок все доказательства будет сводить к нулю. Следовательно, сначала необходимо поставить под сомнения то, что вы видите перед собой. Это ваш блок доставляет вам информацию, рисует картинки о том, как выглядит этот мир. Это иллюзия, а не реальность. Когда вы поставите под сомнение все, с чем встречались в жизни, понимая, что все это вы породили, чтобы постичь некоторые стороны бытия, неизвестные вам до сих пор, вы станете открыты и своему прошлому опыту и тому, что происходит с вами в настоящий момент. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с чем-нибудь или, в особенности, с кем-нибудь, помните, что вы скорее всего видите не то, что есть на самом деле. Это можно было бы рассматривать как тотальное неверие. Но на это же самое можно посмотреть и как на веру. Ваша вера подпитывается совершенно конкретными знаниями о природе вещей и о том, как работает ум, создавая для вас иллюзии. Поэтому вы всегда полны энтузиазма, чтобы пойти вперед и открыть истину.Ваша вера подпитывает вас, как вода питает цветы. Безверие не желает иметь дело ни с чем. Оно убивает всякое движение. Оно использует вещи и людей для ублажения собственного "я", а затем выкидывает их как ненужные. Конечно же, вы сможете найти веру и пройти к истине. Вера включает в себя открытость. Когда вы открыты, вы способны собирать информацию и осмысливать ее. А дальнейшее - только вопрос времени, потому что все приходит тогда, когда вы готовы. Смотрите на противоположный пол и спрашивайте себя: "А действительно ли они черти с рогами, действительно ли им нельзя верить?" Если получаете ответ "да", тут же ставьте его под сомнение. В природе не бывает однозначных решений. Поэтому люди - разные. Возрастание веры будет стимулировать открытость. Возрастание открытости будет стимулировать развитие веры. У вас два пути - либо верить, либо не верить, либо открыться, либо быть закрытым. Вы пробовали не верить и быть закрытым, теперь настала пора попробовать другой путь. Потом вы соедините это в себе, и как всегда останется только жизнь и то, с чем вы имеете дело в настоящий момент. Будет жизнь в каждом ее мгновении. Вы можете задать себе вопросы: А как бы я себя чувствовал/чувствовала, если бы меня не предали? А как бы я себя вел/вела, если бы меня не предали? А как бы я чувствовал/чувствовала, как бы я вел/вела себя, если бы не закрылся/закрылась в свое время?
РЕШЕНИЕ ДВОЙНЫХ УЗЛОВ Теперь давайте рассмотрим, как работать с двойными узлами. Это очень просто, проще, чем может показаться с первого взгляда. Вы выбираете узел, с которым хотели бы поработать. Далее необходимо одну половину узла мысленно поместить с одной стороны себя, а другую - с другой. Затем расслабьтесь и дайте им зажимать вас. Все, что от вас требуется, это чувствовать, как узел зажимает с двух сторон, и мысленно смотреть прямо между петлями, прямо в середину. Через некоторое время узел лопнет, рассыплется. Разумеется, всякое подстегивание процесса, желание ускорить его и получить быстрый результат запрещается. Ничего, кроме вреда психике и здоровью, это не принесет. Важно просто смотреть между.
Как в случае работы с дуальными парами, для вас исчезнут понятия, которые содержались в узле. Они перестанут иметь значение. Например, если вы решите мазохистский узел, то исчезнет всякое понятие об унижении. Вам придется прикладывать усилие, чтобы понять, о чем ведет разговор ваш собеседник. Потом, спустя некоторое время, вы, конечно, все вспомните, но этот блок уже потеряет над вами власть. Кстати, желание взрываться тоже уйдет навсегда, и вы почувствуете свободу действовать. Решение двойных узлов помогает решению дуальных пар, и наоборот.
На мой взгляд, работа с двойными узлами намного эффективнее и проще, чем усиленное копание в себе. Кроме того, она позволяет человеку обойтись без помощи психолога и психоаналитика, что в значительной степени повышает степень свободы и уменьшает зависимость от врачей. Необходимо только научиться распознавать двойные узлы, после чего следует посвятить некоторое время их решению. Почему так происходит?
При традиционной работе с собой или с психоаналитиком человек шаг за шагом приближается к вызвавшей дискомфорт причине, вспоминая по крупицам, что с ним происходило, кто что и кому сказал и так далее. Но все равно масса необходимой информации остается вне сферы достижения сознания. При таком режиме распутывание незначительной проблемы может занять целые годы.
Когда вы берете дуальный узел, разделяете его на две части и помещаете их по обе стороны тела, вся связанная с ними информация мгновенно вступает в действие. Если вы заметили, каждый двойной узел состоит из двух частей. Одна из них имеет дело с страхами последствий за свои действия в будущем, а другая - с эмоциональной болью, испытанной в прошлом. Решение каждого двойного узла помогает человеку сосредоточиться на здесь и сейчас.
Когда вы разрешаете узлу действовать, даете ему зажимать вас, начинают подниматься обиды и испытанная в прошлом эмоциональная боль, с одной стороны, и страхи перед последствиями своих действий, с другой. То есть зашевелится и поднимется огромная масса блоков с записанными в них негативными эмоциями. Например, если вы будете работать с мазохистским двойным узлом, поднимется весь гнев и накопленная за долгие годы ненависть за то, что вас контролировали и не давали действовать, все унижение. Затем начнут подниматься страхи, которые образовались за это время. Вся эта масса приходит в движение. Ясно, что, работая традиционными методами, потребуется очень много времени, чтобы эту информацию вывести на уровень сознания. Обратите внимание, все это не входит в ваш ум так, чтобы вы могли осознать каждую деталь происходящего. Вы просто ощущаете две петли или две силы, которые давят на вас, зажимают с двух сторон. Не бойтесь испытать неприятные чувства во время работы с узлами. Если они и будут, то в небольшом количестве. Я, по крайней мере, ни разу не ощущал ничего подобного; это не сравнить с выведением отдельного страха или эмоционального блока. В последнем случае, как, по-моему, я уже говорил, вас может тошнить, рвать, вы можете обливаться потом, переживать нестерпимую эмоциональную боль и тому подобное.
Глава 7 КОАНЫ Это одно из самых удивительных изобретений человечества. Они были изобретены где-то в середине первого тысячелетия в Китае, и честь изобретения принадлежит чань-буддистским монахам, а точнее патриархам. Сейчас чань-буддизм больше известен под его японским названием-эквивалентом "дзен- буддизм". Если охарактеризовать его в двух словах, то можно сказать, что это один из способов преодоления дуализма и соединения с Первоисточником. Но нас сейчас больше интересуют коаны, чем сам дзен- буддизм, тем более что никто так и не смог толком описать его, объяснить, что это за учение. И это правда. Как можно описать, что такое истинная реальность? Слова и интеллект бессильны, ее можно только переживать. Коаны были созданы для того, чтобы проникнуть за слова и разделяющий ум и соприкоснуться с непосредственным переживанием реальности, то есть с самой реальностью. Таким образом, можно утверждать, что коаны - это средство, с помощью которого вы преодолеваете иллюзорную природу ума и знакомитесь с состоянием "не-ум", состоянием, когда ум перестает генерировать мысли и замолкает. Чем так интересны коаны? Существует несколько видов коанов, но некоторые из них очень напоминают дуальные пары и двойные узлы. Чань-буддизм вытекает из буддизма, а буддизму уже около двух с половиной тысяч лет. Следовательно, решая дуальные пары и двойные узлы, вы будете идти по пути древних, а эти пути опробованы и доказали свою эффективность. Практически все, что известно на данный момент в психологии, давным-давно было открыто буддийскими практиками, а новейшие открытия только подтверждают их правоту относительно сути протекающих в человеке процессов. Решая коаны, вы одновременно будете решать задачи, стоящие перед вами. Давайте рассмотрим несколько коанов, чтобы было понятно, о чем идет речь. Однажды один человек встретил в поле тигра. Он побежал, тигр - за ним. Добежав до края обрыва, человек прыгнул вниз и, зацепившись за виноградную лозу, повис. Подняв голову, он увидел преследовавшего его тигра, который смотрел на него, обнюхивая лозу, на которой человек висел. Посмотрев вниз, он тоже увидел тигра, который поджидал, когда человек упадет. Тут появились две мыши, черная и белая, которые начали грызть корни лозы. Так человек висел, глядя то вверх, то вниз, то на мышей и дрожа от страха за свою жизнь. Вдруг он увидел рядом с собой сочную, спелую землянику. Держась одной рукой за лозу, он протянул другую к землянике, сорвал ягоду и съел. Ах, как она была вкусна! Данный коан имеет дело с парой "жизнь-смерть". Ясно, что никакие слова не смогут передать переживаний, которые испытал тот человек. Вы будете только удаляться от истинного смысла. Если вы сможете пережить то же, вы решите эту дуальную пару. У этого коана, как, впрочем, и у любого другого, есть и другие уровни, которые вы, если захотите, найдете.
Другая история на тему, как спокойно принимать то, что с вами происходит, как доверять себе и процессу жизни. Жил-был Мастер Дзен, который славился праведной жизнью. Рядом жила одна семья, в которой была красивая дочь. Однажды родители узнали, что она беременна. Они очень рассердились этому и принудили дочь сказать, кто это сделал. Она указала на Мастера Дзен. Кипя о ярости, они устремились к нему. Когда они выложили ему все факты, он только сказал: "Неужели?" Когда родился ребенок, они принесли его к Мастеру Дзен. Ни слова не говоря, он начал ухаживать за мальчиком, кормить и растить. Все необходимое он брал у этих же соседей, которые держали продуктовую лавку. Через год юная мать не выдержала разлуки с ребенком и созналась родителям, что отцом мальчика был другой человек. Родители побежали к мастеру и, умоляя простить их, попросили вернуть ребенка. "Неужели?" - ответил он и отдал дитя. Еще одна история о том, как ум может морочить нам голову и строить иллюзии. Напоминаю, что коаны имеют несколько уровней понимания. У одного мужчины умерла жена. Умирая, она строго-настрого приказала ему не жениться и всегда хранить ей верность. Потосковав некоторое время, он все-таки нашел себе женщину, на которой спустя некоторое время решил жениться. Но после каждой встречи с ней ему являлась умершая жена в виде привидения и в точности пересказывала то, о чем он говорил с этой женщиной и что дарил. В конце концов, человек так измучился, что решил оставить все мысли о женитьбе, но тут соседи посоветовали ему обратиться к Мастеру Дзен, который жил неподалеку. Когда человек рассказал ему о своей жене, которая стала привидением и преследует его, Мастер Дзен восхитился тем, какое это умное и знающее привидение, и даже посоветовал мужчине гордиться им. А еще он посоветовал договориться с привидением - пусть оно ответит на один вопрос, и человек расторгнет помолвку, навсегда оставшись вдовцом. Мастер посоветовал, чтобы в следующий раз, когда оно явится, мужчина взял горсть бобов и спросил, сколько в его руке бобов. "Если привидение - плод твоего воображения, оно сразу исчезнет", - сказал он. После визита к Мастеру ночью к человеку опять пришла умершая жена. Он поговорил с ней, похвалил за всезнание, а потом спросил, сколько у него в руке бобов. Не ответив, привидение исчезло. Таких историй множество. Медитируя над ними, вы сможете многое понять о себе, об уме и природе окружающего мира. Когда вы будете это делать, не позволяйте мыслям и словам определять то, с чем вы имеете дело. Просто смотрите и переживайте, вот и все. Существуют и другие коаны, целью которых является заклинить ум, чтобы он не мог породить ни одной мысли. Если же мысль или определение все-таки появляется, ее безжалостно выбрасывают, потому что она есть ложь. Например: Вы знаете, что такое хлопок двумя руками. Что такое хлопок одной рукой? Все вещи возвращаются к Единому, куда возвращается Единое? Когда вы не думаете о том, что плохо, о том, что хорошо, где ваш ум находится тогда? В последнем коане речь идет о том, что каждая наша мысль дуальна, она несет в себе либо оценку "плохо", либо оценку "хорошо". Вы всегда думаете в терминах "плохо" или "хорошо", выигрыша или проигрыша. Итак: Когда вы не думаете о том, что плохо, о том, что хорошо, где ваш ум находится тогда? Этот же коан может звучать по-другому: Когда вы не думаете ни о Добре и ни о Зле, где ваш ум находится тогда? Обратите внимание на то, как ваш ум начинает заклиниваться и пытается породить мысли, чтобы объяснить то, о чем он не имеет ни малейшего понятия - я имею в виду логический ум. Он начинает напрягаться и искать выхода. Часто, практически всегда, он все-таки выбирает какое-то понятие, которое, по его мнению, лучше всего подходит в качестве решения коана и на этом успокаивается, то есть вы успокаиваетесь. Не дурачьте себя и продолжайте поиски невербального решения. Мой учитель часто говорил мне: "Не прикладывай того, что знаешь, к тому, чего не знаешь". А вот коаны, которые, по моему мнению, начисто лишают ум способности рождать мысли, заклинивая его намертво. Если у тебя есть посох, я тебе дам посох; если у тебя нет посоха, я у тебя отберу посох. Великий квадрат не имеет углов. Откуда приходит мысль, и куда она уходит? Что такое промежуток между мыслями? У этих коанов, конечно же, есть решение и вы найдете его, если постараетесь. Таким образом, вы познакомитесь со состоянием "не-ум". Как говорили древние Мастера: "Будьте подобны мыши, попавшей в гроб. Она не кидается с одного места на другое; она грызет дыру в одном месте, пока не выберется наружу". Еще они говорили: "Прилепи сомнение ко лбу и так иди с ним", подразумевая, что бы вы ни видели, какой бы ответ ни получили, подвергайте его сомнению. Тогда вы будете разрушать все мысли, которые могут прийти в качестве объяснения или решения. Тогда вы постепенно будете продвигаться к настоящему решению, решению без слов. ЮМОР Заканчивая разговор о коанах, мне хотелось бы немного поговорить о юморе. Он к нашей теме имеет самое непосредственное отношение. У вас в жизни наверняка бывали моменты, когда вы пытались что-то понять, возможно, затрачивая много труда и времени, а потом, когда решение приходило, вы разражались хохотом, настолько оно было просто и очевидно, а вы не могли его сразу увидеть. Часто такой хохот сопровождают слезы. Ведь это было у вас, не правда ли? Это обычные житейские ситуации. Например, одна женщина, обучающая детей музыке, долго пыталась понять, что ей делать в ситуации: Если на детей нажимать, они не учатся, если не нажимать, они тоже не учатся. Как вы поняли, это коан-двойной узел. Наконец она собралась и направила свои силы на то, чтобы найти выход из этой ситуации, которая встала ей поперек горла. Разумеется, тогда она не знала, что решает двойной узел. Она решила его ценой огромных усилий за десять дней. И, решив, рассмеялась, потому что все было очень просто и очевидно. Когда она попыталась объяснить решение другим, это оказалось невозможным. Таково свойство коанов - очень редко решение можно объяснить логическим путем. Все равно что-то остается недосказанным. Хочу здесь еще отметить, что хороший учитель всегда владеет решением двойного узла. Я немного отвлекусь от юмора, чтобы обратить ваше внимание на следующий факт. Как уже говорилось, у каждого человека свои дуальные пары и узлы, которые он должен решить в течении жизни. Рядом с вами всегда находятся те, кто уже решил ваши пары и узлы. Их можно узнать по тому, что вы перестаете понимать их, когда они отвечают на волнующий вас вопросу. Для них такой проблемы не существует. Но при разговоре с ними у вас создается впечатление, что они вас не понимают, и вы, обидевшись, рвете с ними. Это ваши учителя. Вы пытаетесь понять логически, что они хотят сказать вам, а это невозможно постичь логическим умом. Надо слушать и понимать сердцем. Откройтесь и впустите в себя то, что они говорят вам, впустите в себя понимание. Просто откройтесь и дайте пониманию проявиться в вас. Раз мы все связаны, понимание уже в вас. Дайте ему проявиться. Когда вы находите решение какой-то проблемы, вы облегченно смеетесь. Когда вам не смешно? Когда вы внутри проблемы или мыслеформы, когда не можете увидеть оборотную сторону. Тогда вы становитесь бесконечно серьезным и к вам не подступиться. Даже когда вам пытаются помочь, вы с раздражением отказываетесь от помощи, потому что преисполнены значимости выполняемой вами миссии. Никто другой, конечно же, не может понять и оценить ее. Только вы. Вы воздвигли железобетонный небоскреб внутри себя и одновременно с тем сидите внутри него. Вы застываете в своих мыслях, которые, специально отмечаю, принадлежат к той или иной противоположности. Тогда вы становитесь смертельно серьезны относительно своей жизни и того, что делаете в ней. Вы вмораживаетесь в свои мыслеформы и превращаетесь в истукана. Они всегда серьезны и преисполнены собственного значения. А теперь вспомните ситуации, в которых вы оказывались. Когда вы видели перед собой серьезного человека, вам хотелось смеяться. Мало того, чем серьезнее он становился, тем больше вам хотелось смеяться. Когда рассуждающий высокопарно и много мнящий о себе человек падает со стула, тут можно взорваться от хохота. Что же происходило? Вы видели обратную сторону. Находясь вне его мыслеформы, вы были способны видеть обе противоположности одновременно. Вы на мгновение оказывались в состоянии, когда обе противоположности объединены. Вы были свободны. Видеть картину целиком означает жизнь и свободу. А жизнь и свобода - это Легкость, Радость, Смех. Преодоление привязанностей, оценок и объединение противоположностей - это есть Легкость, Радость, Смех. А теперь начинайте вспоминать, когда вы бываете серьезны. Если найдете, это означает, что в данном вопросе вы привязались и застыли, вы в некотором смысле умерли. Если над вами подшучивают, а вам не смешно, следовательно, вы, застыв, умерли в данной части своего "я". Если вы относитесь к смерти серьезно, вы застыли в своем страхе перед ней, вы понятия не имеете, что такое жизнь. Единственный совет, который здесь можно дать - узнайте, что такое жизнь. Относитесь легко к тому, что с вами происходит. Радуйтесь. Радуйтесь жизни. Радуйтесь тому, что с вами происходит. Смейтесь, особенно когда бывает больно. Пытайтесь увидеть все с другой стороны. Так вы будете продвигаться к свободе. Если вы мало видите смешных ситуаций в жизни, прибегните к помощи анекдотов. Очень многие из них напоминают коаны, дуальные пары и двойные узлы. Как видите, знания разбросаны кругом и не надо ехать за ними куда-нибудь в Гималаи. Что есть здесь - есть везде, чего здесь нет - нет нигде. Выкиньте свою серьезность в мусорную яму. Просто откройтесь жизни. Смейтесь. Однажды один Учитель Дзен собрал своих учеников и сказал им: - Вы все видели, как умирают лежа. - Да, - ответили ученики. - Вы также видели, как умирают сидя и стоя. - Да, - ответили ученики. - А видели ли вы когда-нибудь, как умирают, стоя на голове? - спросил он. - Нет, Учитель, - ответили они. - Завтра приходите, я вам покажу, - сказал он и ушел. На следующий день, когда ученики собрались, он встал на голову и умер. Когда ученики попытались положить его на землю, у них ничего не вышло. Что они ни делали, у них ничего не получалось, он прочно стоял на голове. В это время мимо проходила сестра Учителя. Увидев, что происходит, она подошла и, плюнув, сказала: "Обормотом жил, обормотом и помер", - ткнула его пальцем, и он упал.
|