Зачем же я все это вам рассказываю? Вовсе не для того, чтобы обсудить политическую ситуацию, каким бы заманчивым это ни казалось. Я рассказываю это для того, чтобы помочь вам понять, что мы с вами противостоим массе людей, которые хотят получить что-то ни за что, и правительствам всего мира, которые готовы это устроить. Ваше правительство хочет, чтобы вы были трутнем в толпе других трутней и поддерживали его систему «честного отъема» денег у активных членов общества и последующего распространении их среди неактивных, что существенно укрепляет власть. Этот процесс, естественно, будет сопровождаться всевозможной пропагандой «высшего блага» и вашей «обязанности заботиться о менее благополучных членах общества».
Итак, у нас имеется толпа, государственная религия и правительство, которые хором твердят вам, что вы должны жертвовать собой ради других. И если вы купитесь на эту лажу, вы обречете себя на жизнь в нужде, несчастье и вечном недовольстве собой, на несбыточные мечты и посредственность. Принятие самопожертвования за добродетель позволяет остальным использовать вас в своих целях, и, в случае длительной практики, самоотверженность окончательно разрушает вас. У вас больше нет другой цели в жизни, кроме как улещать окружающих и искать их одобрения, которое вы можете заслужить, только пожертвовав собственным счастьем. Это бред, сумасшествие и совершенно деструктивный опыт, но именно на это множество сил будут пытаться вас запрограммировать. Я знаю это, я сам пытался угождать окружающим целых 30 лет, но такая установка сознания была разбита в одночасье, когда мой ресторан конфисковали за неуплату налогов и продали с аукциона в суде. Понимаете ли, до этого я пытался всем угодить; я хотел, чтобы мои подчиненные любили меня, но они мне не доверяли, потому что я был «богач, на которого они горбатились». Конечно, я был тогда кем угодно, только не богачом, но с их точки зрения я казался довольно состоятельным. Они хотели от меня больше повышений и премий, а я объяснял, что таким образом теряю деньги. Они отвечали мне, что я могу себе это позволить, потому что я богат, к тому же, им было «нужно» заработать больше денег. Тем временем коалиция, состоящая из местного, штатного и федерального правительств, настаивала на том, что я должен платить больше налогов со своих доходов; но, если бы я платил столько, сколько они просили, я не смог бы ничего заплатить своим сотрудникам. Поэтому я урезал налоговые расходы, чтобы раздать зарплату; и вы знаете, чем это для меня закончилось. Однако случилась интересная вещь: как только я потерял ресторан и оказался на мели, мои подчиненные — те, кто никогда не любил меня и не доверял мне, потому что, по их мнению, я был слишком богат — внезапно стали выказывать любовь и доверие. Я стал для них своим, потом, что вступил в братство жертв. Это был очень важный урок для меня. Я отдавал все своим сотрудникам и ничего не оставлял себе. У меня появился долг, достаточный для того, чтобы попасть в тюремную камеру на 10 лет. Я сделал все, чтобы позаботиться о так называемом высшем благе. Но где оно было, это высшее благо, когда из меня выжали все соки? Все сотрудники, ради которых я жертвовал всем, разошлись по другим кормушкам. Вот таким тяжким образом я уяснил, что сначала нужно заботиться о себе. А по мере того как я узнавал все больше о процветании и успехе, я открыл, что человеку не только следует быть озабоченным своими интересами, но это должно быть подтверждено соответствующей целью. Все начинается с фундаментальных, глубоко укорененных ценностей, то есть с того, что для вас наиболее важно, так как именно это ежедневно управляет вашими действиями. А ценности эти обоснованы вашей главной целью в жизни — и вы быстро понимаете, почему люди толпы проводят всю свою жизнь в глупости, болезни и бедности. Говоря это, я не хочу показаться самоуверенным, я просто констатирую реальные факты. Большинство людей проживают жизнь, просто реагируя на события, происходящие вокруг, и не подозревая о том, что они сами способствуют их появлению. Они видят себя кораблем, бросаемым туда-сюда волнами внешних обстоятельств, ничтожной песчинкой в бушующей Вселенной, силами которой управлять невозможно. Большинство людей не обладают отличным здоровьем; на самом деле, можно спокойно утверждать, что 90% страдают от ожирения, отсутствия энергии, различных болезней или от всего вместе. Большую часть человечества даже с натяжкой нельзя назвать богатой. Это может прозвучать необъективно в свете того процветания, которое наблюдается в развитых странах вроде Соединенных Штатов, большинстве стран Европы, Азии и многих других. Без сомнения, налицо большой прогресс: большинство людей, считающихся в этих странах бедными, имеют не только все необходимое для выживания — еду, жилье и одежду, — но и внутренний водопровод, электричество, телефонную связь, отопление, кондиционер и, естественно, телевизор. Однако хотя они безумно богаты по стандартам «третьего мира», правда в том, что большинство этих людей от банкротства отделяет всего один отпуск по болезни или двухнедельный застой на производстве. Личный долг никогда еще не был так велик при таком низком уровне личных сбережений; все эти люди только кажутся процветающими, на самом же деле они бедны. И это приводит нас к «двери № 3»: глупости. Уже сам тот факт, что большинство людей проводит свою жизнь в глупости и болезнях, говорит о том, что они не ученые-интеллектуалы. Теперь, чтобы все стало совсем ясно, скажу: я не настолько черствый человек, каким могу показаться, и я вовсе не рад тому, что люди так живут. И хотя я могу согласиться, что многие из нас рождены жертвами обстоятельств, я не думаю, что нужно ими оставаться. Сам я тоже родился глупым, больным и бедным, и это для меня долго было единственной реальностью. Но в итоге я победил и поднялся над всем этим. Я верю, что каждый способен на это, поэтому и пишу об этом, и работаю для этого — я хочу, чтобы люди научились обретать процветание, которое является их правом с рождения. Я часто называю людей глупыми, но, по правде говоря, это всего лишь маркетинговый ход: это дает СМИ повод для жаркой полемики и язвительной критики, а в итоге мое послание доходит до миллионов людей, которые в нем нуждаются. Большинство людей все же не глупы; они просто не понимают, на что способны, так же, как я не понимал очень много лет. Я хочу, чтобы и вы, и все они ощутили вкус жизни, в которой есть здоровье, изобилие и интеллектуальный интерес, чтобы вы встречали каждый новый день в радостном предвкушении, со страстью и удовольствием. Однако чтобы это случилось, необходимо произвести серьезные перемены в вашем сознании, убеждениях и мнении о жизни. В первую очередь это означает постановку цели в жизни либо изменение той цели, которая у вас есть сейчас. А также это может означать необходимость полностью изменить представление о себе и своей роли в этой жизни. Если вы подобны большинству больных, бедных и равнодушных людей, вы определяете себя соответственно вашей жизненной роли (муж, инженер, руководитель симфонического оркестра и т. д.) и видите свою жизненную цель сквозь призму служения другим, внесения своего вклада в общее дело или помощи окружающим.
www.ellensplace.net/ar_pboy.html
Но ведь это же идиотизм!
Если вы определяете себя своей ролью в жизни (жена Рэя, муж Бекки, директор отдела по работе с персоналом и т. д.), тогда вы лишаете себя личностного своеобразия, а это означает низкую самооценку. А если целью вашей жизни является служение другим, то наверняка на вашей совести основание по меньшей мере трех филиалов Общества анонимной взаимозависимости. Позвольте мне продолжить свою мысль: если вашей жизненной целью является служение другим, тогда у вас чрезвычайно низкое мнение о себе, вы не верите в то, что чего-то достойны, и всю жизнь вас будут преследовать нужда и ограничения. А если вы скажете, что ваша единственная цель здесь, на земле — «служить Богу», я думаю, вам прямая дорога в психушку. Возможно, вы думаете, что я просто язычник и материалист, и ответите мне на это что-то вроде: «На самом деле мне не нужны все эти вещи, чтобы быть счастливым; деньги и прочие материальные ценности меня не волнуют. Машина нужна лишь для того, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, и я был бы вполне счастлив, живя в тропическом лесу и проповедуя христианство аборигенам; я был бы совершенно доволен, добыв достаточно червяков для еды и имея соломенную крышу над головой. Я служу людям, и это благородно; это занятие угодно Богу, и за него мне воздастся после смерти». Если вы, уже так долго читая эту книгу, все еще мыс- • лите подобным образом, — все, дальше можете не читать: вы так далеко зашли, что я больше ничем не могу вам помочь. Срочно продавайте все свое имущество и уходите в монастырь. Если честно, я думаю, что вы ненормальный, но я уважаю ваше право быть таковым. Я бы определил безумие как расстройство разума, которое не позволяет человеку принимать во внимание собственные потребности в эмоциональном благополучии и выживании. Люди, которые всю жизнь беспокоятся только о нуждах окружающих, а не о себе, — не благородны, не великодушны и не высокодуховны, они просто сумасшедшие. И поскольку они не удовлетворяют первым делом свои потребности, они никак не могут продуктивно помочь другим: они могут утешить их, поучаствовать в их несчастье или поддержать их, но не могут предложить реальную, ощутимую помощь. Процитируем одного из персонажей книги Эйн Рэнд «Источник»: «Чтобы сказать "Я люблю тебя", нужно знать, как произносится слово "Я"». Вам известно — для того чтобы полюбить кого бы то ни было, сначала нужно полюбить себя. Но знаете ли вы на самом деле, что это означает на практике? Рэнд учит нас, что в жизни нужно руководствоваться тремя фундаментальными ценностями: 1. Цель 2. Здравый смысл
3. Самоуважение А теперь давайте свяжем эти понятия с нашей дискуссией об эгоизме, приоритете удовлетворения собственных интересов и обретении счастья в жизни. Я верю в то, что вашей самой высокой нравственной ценностью должно быть ваше собственное счастье. Это единственный здоровый во всех смыслах способ жизни, единственный способ выживания всех видов существ и обретения благополучия большинством людей. Кроме того, это единственный достойный способ сохранения любых отношений! Вы не должны жертвовать собой ради других: это извращение, присущее определенному состоянию морального разложения и деградации, это бред сумасшедшего, очевидный симптом психического заболевания. Вы это понимаете? И наоборот: вы не должны ожидать от других, что они пожертвуют чем-то ради вас, потому что это тоже бред и извращение. Моральное разложение окружающих — не меньшее зло, чем собственное разложение. Самоуничижение и унижение окружающих никому не приносит пользы. И именно так выглядит самопожертвование для окружающих: как самоуничижение. В книге Эйн Рэнд «Атлант расправил плечи» одного из главных персонажей спрашивают: «Какой тип людей самый порочный?». Его ответ, возможно, удивит многих, потому что он не имел в виду убийцу, насильника или еще какого-нибудь маньяка. Его ответ звучал так: «Человек без цели». Однажды Рэнд давала интервью журналу Playboy, и статья получилась очень интересной. Когда ее спросили, почему она выбрала именно упомянутую характеристику из множества других возможных, она ответила: «Потому что именно этот дефект человеческой личности лежит в основе и является причиной всех тех злодеяний, которые вы упомянули в своем вопросе. Садизм, диктатура и любая другая форма зла — это последствия бегства человека от реальности и его неспособности думать. Человек без цели — это человек, который находится во власти • случайных чувств и прихотей и способен на любое зло, потому что совершенно не контролирует собственную жизнь. Чтобы контролировать свою жизнь, необходимо иметь цель — конструктивную цель»*. Когда ваше собственное счастье является для вас высочайшей нравственной целью, у вас есть конструктивная — и нравственная — причина для существования. И вот что важно: если бы каждый имел эту цель, в мире жилось бы гораздо лучше! Вместо бессмысленности, извращенности и взаимозависимости мы бы имели здоровые, * Источник: www.ellensplace.net/ar_pboy.html —Прим. авт. функциональные отношения, основанные на обмене ценностями, никто никого не просил бы жертвовать собой ради кого-то еще — именно так создаются и существуют здоровые отношения. Еще одна важная фундаментальная ценность — это жизнь в соответствии со здравым смыслом, что подразумевает анализ любого жизненного явления с точки зрения того, служит ли оно вашей высшей нравственной цели, которая является залогом вашего счастья. Люди любят задавать мне такой вопрос: «Как мне понять, что мои убеждения противоречат процветанию?». На самом деле это довольно просто — нужно задать себе несложный вопрос: «На пользу ли мне пошло это убеждение?». А ответить на него поможет ваш здравый смысл. Эмоции — это прекрасно, они являются неотъемлемой частью жизни, придавая ей полноту и насыщенность; однако человек с действительно здравым умом и эмоционально уравновешенный знает (или пробует разобраться), что вызывает эти эмоции. Между вашими эмоциями и разумом не должно быть конфликта. Да, необходимо позволять себе испытывать эмоции, но не принимайте судьбоносных решений исключительно под их влиянием. Чувствуйте то, что чувствуете, но спрашивайте себя, что вызвало у вас те или иные чувства, а затем используйте разум, чтобы решить, что лучше для вашего блага. Следует довести ситуацию до логического завершения и посмотреть, выдерживает ли она проверку разумом; то есть, нужно проверить и убедиться, что определенные действия, доведенные до конца, сделают вас счастливым. Если это не так, то подобный образ действий деструктивно влияет на ваше существование. Таким образом, мы подошли к обсуждению третьей фундаментальной ценности: самоуважения. Душевно здоровые люди принимают себя такими, какие они есть, и комфортно чувствуют себя в своей шкуре; кроме того, для них нормально быть эгоистичными и прежде всего заботиться о собственных нуждах. Они понимают, что жертвуя собой ради других, они только унизят себя и в итоге окажутся никому не нужными. Здесь мы сталкиваемся с вопросом, который возникает у многих, а именно: как быть с любовью и личными отношениями? Любовь — это выражение вашего самоуважения, а также ваших глубочайших ценностей. Вы влюбляетесь в кого-то, кто разделяет эти ваши ценности, и если вы на самом деле кого-то любите, это значит, что он приносит счастье в вашу жизнь. Другими словами, вы любите людей по чисто личным эгоистическим причинам! Если бы вы любили не по этой причине, все это не имело бы никакого смысла; если бы вы влюблялись бескорыстно, это бы значило, что вы не получите от любви никакой радости и личного удовольствия, то есть что вы вступите в отношения с человеком просто из жалости к нему. Это не любовь. Это просто сумасшествие. Это не значит, что миллионы людей не примут такой болезненной, мнимой любви. Таких людей полно, но это люди, которые предпочитают оставаться глупыми, больными и бедными; они просто высасывают радость, жизнь и энергию из вашего тела, а потом, когда вы станете такими же безжизненными, как они, они будут рады разделить с вами свою ничтожную участь. В здоровых отношениях вы сами выбираете любимых и влюбляетесь в них потому, что они привносят в вашу жизнь счастье. И это самый лучший комплимент и самая высокая честь, какую только можно оказать человеку — любить его из эгоизма, за то счастье и радость, которые он вам дарит. Однако все это не следует путать с гедоизмом; философия гедонизма предполагает, что только то, что приятно или имеет приятные последствия, по сути своей хорошо. В психологии гедонизма поведение мотивируется стремлением к удовольствию и потребностью избегать боли, таким образом, удовольствие становится нравственным стандартом; я же говорю совсем о другом. В гедонизме все ваши ценности изначально нравственны, независимо от того, выбрали вы их сознательно и или бессознательно, рассуждая здраво или под влиянием эмоций. Тогда ваша мораль зиждилась бы на прихотях, капризах, причудах и прочих желаниях, обуревающих нас и данный момент, а это определенно аморально. То, что хорошо, должно определяться рациональными нормами ценности. Удовольствие — это не первопричина, а скорее последствие — последствие действий, которые вы предпринимаете на основе разумных рассуждений. Теперь давайте продолжим логическое исследование философии, которой следует придерживаться в жизни; на этой стадии у многих возникнет вопрос насчет служения обществу и участия в благотворительности — люди поинтересуются, имею ли я в виду, что они не должны помогать другим или заниматься благотворительностью. Нет, я определенно не имел это в виду. Однако существует убеждение (часто навязанное правительствами или государственной религией), что вашим моральным долгом является помощь тем, кто менее благополучен, чем вы. Нет ничего более далекого от правды — это просто еще одно убеждение, которое заставляет людей оставаться глупыми, больными и бедными. Если вы живете по тем принципам, которые мы здесь обсуждаем, вам ничто не мешает помогать другим и заниматься благотворительностью. Лично у меня последние 10 лет или около того основным пунктом расходов является благотворительность, и я подозреваю, что так оно и будет до конца дней моих. Я часто оказываю поддержку другим анонимно, и у меня нет никаких налоговых льгот. В плане благотворительности я исхожу из трех критериев: 1. Человек или организация, которых я поддерживаю, достойны этого. 2. Я могу себе это позволить. 3. Мне это доставляет удовольствие. Таким образом я определяю, кому и куда отдавать свои деньги, выделенные на благотворительность, и это совершенно не зависит от того, кому они «нужнее», и от того, насколько политкорректен мой выбор. Я поддерживал многие организации — оперу, симфонический оркестр, мою церковь, фонды по защите диких животных, программы по лечению и профилактике болезней, различные учебные организации; я покупал компьютеры для целеустремленных предпринимателей, сценические костюмы для начинающих певцов, организовывал курсы восточных единоборств для детей, финансировал учебные гранты, спонсировал столько любительских спортивных команд, что можно сбиться со счета, и покупал праздничные подарки для сотен детей, которые иначе их не получили бы. Но я делал все это по чисто эгоистическим причинам*. Исключительно ради того, чтобы получить удовольствие. И вот к чему я веду... Вы точно знаете, что для вас ценно и приближает вас к желанной цели, то есть счастливой жизни; а это значит — вы принимаете тот факт, что должны быть счастливы, и готовы работать для этого до самого конца, не чувствуя вины. Это значит, что вы отрицаете мышление толпы, окружающей вас, и отказываетесь действовать по схемам и соответствовать ложным убеждениям, эксплуатирующим ваше чувство вины. Писатель и глубокий мыслитель Ян Перси поднял как-то интересный вопрос о том, почему так много людей не имеют цели в жизни. Он считает, что они просто стесняются иметь ее, потому что уверены — это проявление эгоизма. Но вы-то понимаете, что ваша цель и должна быть глубоко эгоистична! Ян говорит: «Стремление к собственной цели — это лучшее, что вы можете для себя сделать, и одновременно — это лучший способ служения другим. Проблема в том, что люди думают, будто они должны служить другим, не преследуя собственной цели, — и именно это иссушает их души и разрушает жизни. Например, если вы поможете бездомному, не будучи движимым своей жизненной целью, вы будете чувствовать себя опустошенным, так, как будто вас использовали. Если же вы сделаете то же самое потому, что это отвечает цели вашей жизни, это придаст вам энергии и воздастся сторицей». Оглянитесь — в сегодняшнем мире человек больше похож на беспомощного, раболепного робота; большинство людей — всего лишь винтики в системе, проживающие свои жизни в тихом отчаянии. Мы окружены посредственностью, развращенностью и страхом, но — загляните поглубже, и вы увидите кое-что еще. Вы увидите героизм, какой проявил Билл Косби*, поднявшись, чтобы сказать правду; Майкла Джордана, пренебрегающего законами гравитации; поразитесь величию человеческого гения, создавшего египетские пирамиды, * Вероятно, автор имеет в виду выступление афроамериканского актера Билла Косби на телевидении, на котором он заявил, что СПИД изобрели иудеи, чтобы избавиться ет афроамериканцев... — Прим. ред.мост «Золотые Ворота» и небоскребы, затерявшиеся в облаках. Вы сможете услышать оперу Пуччини, прочитать книги Хемингуэя, насладиться творчеством Принца; испытать благоговейный трепет перед силой духа молодого спортсмена, парализованного после несчастного случая, людей, борющихся с раком, или матери, которая одна воспитывает детей. Вы постигнете величие человеческого духа и поймете, что человек способен на многое. Вы осознаете, что изначально человек вовсе не слаб и не беззащитен, он просто становится таким, когда перестает прислушиваться к своему разуму. И вы почувствуете, что сами способны на великие свершения, главное — иметь здоровую мотивацию к действиям. Вы можете быть дерзкими, смелыми и изобретательными, жить здоровой, счастливой, богатой жизнью и сделать этот мир лучше просто потому, что однажды вы жили в нем. Вы можете сделать все и даже больше, когда в вашей жизни есть цель. Однако существует еще один немаловажный для жизни элемент — философия, и именно с ней мы ознакомимся далее. ГЛАВА 10 Философия благополучной жизни Почему так важно быть последовательным Одно из важнейших условий благополучной жизни — последовательность. Это значит — вы делаете то, что приведет вас туда, куда вы хотите (то есть к высшей цели), осуществляя свои действия честно (согласно принципам, которые важны для вас) и отстаивая то, во что верите (то, что вам дорого, ваши ценности). Чтобы научиться тому, как это делается на практике, мы должны настроить себя философски; необходимо исследовать отношения между философией, целью, принципами и ценностями. Все эти слова вам хорошо знакомы, но давайте убедимся, что мы точно знаем, о чем говорим. Несмотря на трудность в определении, ценности и принципы формируют основу всего, поэтому давайте начнем с них. Ваши ценности — это ваше представление о том, каким должно быть все в идеальном и совершенном мире. И на самом деле, даже учитывая то, что мир далеко не идеален, вам все равно следует жить в соответствии с этими ценностями. Принципы — это способы проявления ваших ценностей в жизни. Другими словами, это моральные или этические нормы, которыми измеряется ваше поведение. Поэтому если благодарность является для вас ценностью, одним из принципов ее проявления может быть искреннее пожертвование десятой части доходов вашей церкви. По правде говоря, как ценности, так и принципы должны быть неколебимы, как скала; какие-то крупные события могут изменить их (спросите у любого, кто был при смерти или в чьей жизни появился ребенок), но если они будут меняться с каждым дуновением ветра, по прихоти или для удобства, на вашу голову свалится целая куча проблем. Цель вашей жизни — сделать этот мир лучше, помогая ему функционировать в максимальном соответствии с вашими ценностями и идеалами. Вашей целью является не просто существование, а то, как вы собираетесь изменить свою жизнь. Подумайте об этом в таком ключе: мир — это огромный обеденный стол. Вы цените полезные, питательные овощи больше всего и хотели бы, чтобы как можно больше людей придерживались того же мнения, вместо того чтобы есть пищу искусственного происхождения. Таким образом, ваш принцип — это поставить нечто вегетарианское на общий стол; ваша цель — это показать людям, какими вкусными на самом деле могут быть овощные блюда и, возможно, заставить кого-то отказаться от сахара и карбонатов, которые превращают его в большого толстого лентяя. Если бы каждый считал основной ценностью собственное счастье и действовал по принципам, которые позволяли бы ему быть по-настоящему счастливым, как прекрасен стал бы мир! Постойте, мы еще не разобрались с тем, что называется философией. Я определяю ее как логическую систему мышления — критического мышления — о природе, • фичинах и принципах того или иного явления. В данном случае мы говорим о философии успешной жизни. Иначе говоря, ваша философия — это ваши ценности, принципы и цели вместе взятые; это основа настоящего момента вашей жизни. Чтобы достичь своей цели в жизни и оставаться ей верным, вы должны жить согласно философии последовательности. Все должно быть на своих местах. Ваша философия описывает вашу цель, которая основана на ваших принципах, которые, в свою очередь, соответствуют вашим ценностям. Все это делает вас тем, кем вы являетесь. Проанализируйте поведение любого человека, и вы обнаружите его истинные ценности и жизненные принципы — не те, о которых говорит он сам, а настоящие. Другими словами, вы верите только в то, что делаете на самом деле; все остальное — просто слова. Если кто-то считает так-то и поступает соответственно, мы говорим, что его слова не расходятся с делом. Это вовсе не значит, что человек живет благополучной жизнью, просто в его жизни наблюдается последовательность слова и дела. И это хорошее начало — теперь ему остается только нацелиться на процветание. Каждый из нас живет по каким-то принципам, нравятся они вам или нет. Принципом может быть: «Обмани другого, пока он не обманул тебя» или же «золотое правило», но и то и другое является принципом. То же справедливо и для ценностей; некоторые мужчины ценят женщин, которые обладают умом, ясностью ума и способностью любить, другим же нужна цыпочка-блондинка с большой грудью. Вы можете сказать, что такие парни — шовинисты и просто свиньи, но нельзя отказать им в том, что у них есть ценности. Мемы, программированию которыми вы подвергались, определяют ценности, которыми вы дорожите, принципы, которыми вы руководствуетесь, а также ваше поведение. Например, если вы были инфицированы мемом: «Богатые люди лгут, предают и воруют», ваши отношения с состоятельными людьми строятся по принципу: «Использовать их до того, как они используют вас». В этом случае у вас не будет такой ценности, как честность, потому что вы не увидите смысла в ее применения; зато, скорее всего, вы будете очень ценить искусство обмана. Здесь вам может почудиться противоречие — и в самом деле, с какой стати некто, убежденный, что богатые лгут, предают и воруют, станет им уподобляться? Вспомните конфликт, который мы обсуждали в главе 1: сознание хочет одного, а подсознание работает в совершенно противоположном направлении. Поэтому если вы хотите жить и процветать, обратите внимание на то, во что вы верите, — на те принципы, которые руководят вашим реальным поведением. Если эти принципы не способствуют вашему движению к высшей цели (счастью), тогда подумайте, какие изменения необходимо внести и каким образом, потому что вы всегда имеете право это сделать. Итак, если вы жаждете процветания, вы должны делать выбор в соответствии со своими принципами, которые согласуются с концепцией процветания, то есть основаны на честности и обмене одной ценности на другую, Сегодня мы живем в очень сложном мире, и этот мир как никогда раньше норовит поставить под удар наши принципы. Конфликт на Ближнем Востоке, вопросы свободного предпринимательства, нарушения прав человека, генетические исследования и клонирование — все это примеры проблем, существующих в современном мире и способных заставить нас усомниться в наших принципах Ежегодно общественный и технический прогресс ставит нас перед новыми и трудноразрешимыми политическими, философскими и интеллектуальными дипломами. В ответ на это политики, средства массовой информации и общество в целом часто говорят о компромиссе. Они пытаются убедить вас: в нынешнем мире настолько трудно жить, что никакие ценности и принципы уже не помогут. Они утверждают, что мы должны находить как можно больше компромиссов, и тогда всем будет лучше, — а ведь это то же самое, что засунуть ноги в холодильник, а голову в печь, чтобы где-то посередине была нормальная температура. Компромиссы и отступление от принципов — это основная причина того, что так много людей запутались и погрязли в неприятностях, потому что только способность формировать четкие принципы позволяет эффективно и позитивно противостоять натиску современного мира. Ваши принципы — это нравственный барометр, которым вы измеряете все, что с вами происходит, чтобы решить, как следует правильно вести себя в той или иной ситуации. Во многих случаях, когда вы поступаетесь своим принципом во имя компромисса, вы решаете насущную проблему, создав большую трудность, что ведет, естественно, к более глобальным проблемам в будущем. В то же время подобное непоследовательное поведение позволяет раскрыть ваши истинные ценности и принципы, а в этом как раз ничего плохого нет. Как ни посмотри, а ваши слова расходятся с делом (и это выявляет конфликт между тем, чего вы якобы хотите, и тем, чего вы хотите на самом деле). Когда я открыл агентство по прямым продажам в Центральной Европе, первая компания, которая обратилась к нам за сотрудничеством, была табачной. На самом деле это был единственный наш клиент, и было бы довольно просто согласиться на такое сотрудничество, особенно в свете того, что на горизонте больше не было ни одного клиента, но я даже ни на секунду не допускал такого варианта. Ни за что на свете я не стану разрабатывать рекламные компании для пропаганды курения, даже за многомилионные гонорары! Если помните, я говорил, что процветание входит в вашу жизнь, заполняя вакуум. В описанном мной случае вакуум был создан за счет того, что я не взялся сотрудничать с табачной компанией и тем самым оставил место для того, чтобы появились другие предложении. Просто это не соответствовало моим принципам: если бы мне пришлось продавать сигареты, чтобы обеспечить успех своему агентству, я бы уж лучше рыл котлованы. Моя философия бизнеса подразумевает формирование положительных ценностей, составляющих высшее благо для всех, кто в этом нуждается. Я нормально отношусь к компаниям, занимающимся продажей сигарет, и к людям, которые их покупают; я уважаю их право на выбор. Но если бы я стал участвовать в реализации табачной продукции, это не соответствовало бы моей философии. Когда кто-то говорит, что нужно придерживаться принципов, толпа в большинстве своем обзовет этого человека упрямым, неразумным, зашоренным, идеалистом и «мамонтом», а затем выдвинет свой любимый аргумент насчет сложности современного мира, которая требует от человека способности идти на компромиссы, быть более гибким и расширять рамки нравственных норм. Я придерживаюсь правила целостности в соблюдении принципов. Попробуйте применить к себе нижеследующее: • Чтобы быть счастливым, нужно иметь цель. • Чтобы иметь цель, необходимо иметь личные ценности. • Ваши ценности формируют соответствующую жизненную философию. • Ваша философия претворяется в жизнь только если вы живете соответственно принципам, которые поддерживают эту философию. Именно способность вашего разума формировать принципы дает вам средства для борьбы с трудностями; вам неизбежно придется действовать в соответствии с рациональными принципами, если вы хотите жить счастливо, со смыслом и значением, а это подразумевает, что вы задействуете ваш интеллект и здравый смысл — не эмоции — для формирования жизненных принципов. Возьмем, к примеру, политику. Если вы живете в США и считаете себя демократом или республиканцем, вы не живете по принципам процветания, равно как если, живя в Австралии или Соединенном Королевстве, вы голосуете за лейбористов или консерваторов. И, конечно, нет необходимости говорить (хотя, вы видите, приходится), что если вы являетесь сторонником социализма или коммунизма, вы также живете неблагополучной жизнью. «Подождите минутку, — скажете вы, — какое отношение ко всему этому имеют мои политические пристрастия? При чем здесь вообще политика, а?» А при том, что ваши политические убеждения выявляют принципы, по которым вы живете. Если вы действительно верите в истинное процветание, вы также понимаете, что оно базируется на двух непоколебимых принципах — праве, личной собственности и праве пожинать плоды своего собственного труда. А все основные политические партии во всем мире, вроде демократической, республиканской, партии консерваторов, а также лейбористов, нарушают этот принцип. Они экспроприируют ваш дом по праву государства на отчуждение частной собственности и отдадут его частному предпринимателю, который желает построить там казино или торговый центр, и все во имя высшего блага. Они скажут вам, что нельзя курить марихуану в собственном доме и что вы обязаны пристегивать ремень, когда ; ведете собственную машину. Они будут забирать проценты с ваших доходов для поддержания социальных программ, нужных толпе. Конечно, все правительственные чиновники будут заявлять, что они действуют в интересах общества, дабы обеспечить всеобщее процветание. Однако их действия нарушают принципы частной собственности и вашего права иметь те деньги, которые вы зарабатываете, то есть фактически эти действия антигуманны, а значит, направлены против процветания. Безусловно, это ваше право — быть республиканцем или демократом, но в таком случае вы не можете следовать философии процветания, потому что принципы всех этих партий (судя по их деятельности) действуют в направлении, противоположном процветанию (таким образом, создается ментальный конфликт, описанный в главе 1). Республиканцы заявляют о себе как о партии, выступающей за небольшое правительство*. Однако их принципы напоминают попытки установить в законодательном порядке, что может женщина делать со своим телом, а что нет, или что разрешается делать взрослым людям в собственной спальне, и демонстрируют то, что их реальная цель — это детальный контроль вашей жизни, которая должна соответствовать их нравственным нормам. Демократы заявляют, что они — партия для маленького человека, противостоящая интересам состоятельных и влиятельных людей. Но то, за что они борются — повышение минимальной зарплаты и размера компенсаций работникам, антитрестовские законы, улучшение социального обеспечения и мириады других «улучшений», — на самом деле сдерживает развитие бизнеса и рынка труда, и бедные так и остаются бедными. * Правительство, ограниченное как численно, так и во власти (англ. small government); при таком варианте управления большая часть полномочий предоставляется гражданам государства и системе частного предпринимательства. — Прим. пер. На самом деле только одна существующая ныне политическая партия имеет программу, в той или иной мере соответствующую принципам процветания, — это либертарианская партия. Дело в том, что философия этой партии проста, зато довольно глубока: она отстаивает право человека делать то, что он хочет, при условии, что это не нарушает права других людей. Хотите кататься на мотоцикле без шлема или водить машину не пристегиваясь? Нет проблем. Хотите курить травку или колоться героином? Это не преступление. Однако если вы залезете в мой дом, чтобы украсть деньги на покупку героина, это уже преступление, потому что вы покушаетесь на мое право личной собственности для того, чтобы осуществить какие-то свои права. Опять же, если вы будете управлять машиной, накурившись героина, это преступление, потому что вы можете разбить мою машину или переехать меня самого. В этом контексте мой друг Боб Берг, кстати, заметил следующее: единственная причина, по которой наркоману, употребляющему героин, может понадобиться залезть в мой дом и украсть достаточно денег, — это абсурдная борьба с наркотиками, которая взвинчивает цены на нелегальные наркотики и создает предпосылки для деятельности черного рынка и коррупции (подобные последствия для сбыта алкогольной продукции имело принятие «сухого закона» в 1920-х годах). Большинство людей думают, что воровство, насилие и подростки, которых наркодилеры специально подсаживают на наркотики, — это естественный результат употребления наркотиков, в то время как это естественный результат запрета их употребления. В общем смысле либертарианцы стоят за то, что правительство должно быть облечено властью только в трех сферах: 1. Содержание армии для защиты государства от вторжения. 2. Функционирование полицейской системы для защиты прав человека. 3. Функционирование судебной системы для разрешения споров. Вот так. Это означает, что правительство не будет заниматься школами, больницами, поездами, дорогами и предоставлять еще тысячи других услуг, которые мы привыкли ожидать. Все это — задача системы свободного предпринимательства. Эта модель свободного предпринимательства — единственная возможность поддержать правительство, если вы живете согласно философии процветания и благополучия, ибо, как мы уже обсуждали ранее, большинство льгот, предоставляемых правительством, — бесплатные лекарства, государственные школы, студенческие стипендии и т. д. — на самом деле обеспечиваются за счет нарушения прав других людей. По сути своей, это просто «налог Робин Гуда», собираемый с активных членов общества, чтобы обеспечить выживание неактивных. Большинство людей изрекли бы: «Образование — это основное право человека», но это неправда, потому что единственный способ, которым можно гарантировать всеобщее образование — это забрать деньги у других людей под дулом пистолета (то есть взимать государственный налог под страхом штрафа или тюремного заключения). Многие, опять же, примутся настаивать на том, что медицинское обслуживание — это право человека, и снова это не будет правдой, потому что в этом случае придется заставлять врачей и медсестер работать за любую фиксированную зарплату (что будет нарушением прав человека), либо снова силой отбирать деньги у других людей (нарушая, в свою очередь, их права), чтобы обеспечить всем этим врачам и медсестрам достойный уровень оплаты их труда. Что же все это значит в практическом смысле? Ну, что касается лично меня, это значит, что на следующих выборах я буду голосовать за кандидата от либертарианцев, потому что их политическая философия соответствует тем принципам процветания и счастья, которыми я руководствуюсь в жизни. «Но постойте, — скажете вы, — этот кандидат занимает последнюю строчку в рейтингах, у него нет шансов на победу». Однако именно здесь вступает в силу правило целостности в соблюдении принципов; если я верю в свои принципы, я должен жить в соответствии с ними, иначе у меня не будет никаких нравственных ориентиров и я потеряю направление среди прихотей, соображений удобства, давления окружающих и капризов удачи. Чтобы процветать, нужно быть счастливым, а чтобы быть счастливым, нужно в первую очередь иметь цель, четко ее себе представлять и жить, последовательно осуществляя ее, — даже когда это неудобно, политически некорректно и непопулярно в обществе, даже если ваши, эмоции склоняют вас к другому пути. В первый раз я проводил семинар «Священные секреты процветания» в Сиднее, в Австралии, и был рад встретить там Питера, моего старого друга и отличного парня. Питер передвигается в инвалидной коляске, и тем не менее, одно из утверждений, сделанных мной на том семинаре, состояло в следующем — если вы действительно верите в принципы процветания, то не должны поддерживать законы, требующие организации доступа людей в инвалидных колясках в частные заведения, такие как отели, магазины и рестораны, потому что подобное требование к ресторану является покушением на право частной собственности владельца, вынуждает его тратить дополнительные средства на сооружение пандуса, расширение туалетных комнат и других помещений, что, возможно, он не может себе позволить. «Слушай, Рэнди, — возмутитесь вы, — какой же ты подонок, если отрицаешь право Питера зайти в тот ресторан, в какой ему хочется? Речь идет всего лишь о пандусе и перилах для страховки. Какие проблемы-то? Люди в инвалидных колясках имеют такое же право пообедать где-нибудь вне дома, как и все остальные». На самом деле последнее утверждение не является правдой; вы не можете следовать принципам процветания, если настаиваете на том, что люди в инвалидных колясках имеют право питаться в любом ресторане, в котором захотят, потому что это право будет обеспечено за счет попрания прав собственности всех владельцев ресторанов. И помните, если вы хотите жить счастливо, то ваша философия должна соответствовать вашим действиям и выдерживать последовательную проверку логикой. Когда я заговорил тогда, в Сиднее, о принуждении рестораторов обеспечивать доступ инвалидов в свои заведения, практически вся аудитория считала, что это хороший закон и корректное применение государственной власти. Тогда я спросил, есть ли у кого-нибудь из присутствующих свой собственный бизнес. Около 45% слушателей подняли руки, и я поинтересовался, кто из них обеспечил необходимые приспособления для клиентов-инвалидов, чтобы те могли попасть к ним и приобрести их продукцию. Как оказалось — никто. Затем я спросил, у кого из присутствующих есть сайт в Интернете для продвижения их бизнеса, и опять почти все подняли руки. Мой следующий вопрос был: «Кто из вас обеспечивает аудиотрансляцию всей той информации, которая содержится на сайте, чтобы слепые люди не чувствовали себя неполноценными, зайдя на этот сайт?». Все опустили руки. «Ну это слишком, — скажете вы. — Вы делаете из мухи слона». Нет, на самом деле прямо сейчас дело по поводу подобной дискриминации рассматривается в судебной системе Соединенных Штатов. Так насколько же ваша философия соответствует вашим действиям? Как вы можете отрицать право слепого человека на доступ ко всем материалам вашего сайта, если вы убеждены, что человек в инвалидной коляске имеет право посещать все остальные заведения? Куда заводит вас ваша философия на следующем логическом уровне? Когда вы смотрите на меню McDonald's на автозаправке, оно сообщает вам, что по вашей просьбе вам может быть предоставлено меню с фотографиями блюд; однако хоть кто-нибудь задумался о том, что неграмотные люди не смогут узнать этой полезной информации? А как насчет специальных инструкций для слепых в пунктах ATM на заправках? Да, они там есть, но опять-таки, задумался ли кто-нибудь о том, как слепой человек может туда заехать? Эти примеры, возможно, выглядят маразматически, но зато они правдивы и демонстрируют то, что происходит, когда правительство указывает людям, что им делать с их частной собственностью. Давайте вернемся к логической последовательности в рамках вашей философии: если вы верите, что правительство должно заботиться об отсутствии дискриминации частными предприятиями кого бы то ни было, каково же логическое продолжение этой мысли? Затем становится ясно: вместо того чтобы получить возможность начать свое дело, продавая косметику Avon или Mary Kay за несколько сотен долларов, человек должен сооружать пандусы для инвалидных колясок, устраивать новую туалетную комнату, обеспечивать аудиотрансляцию на своем веб-сайте, делать меню с фотографиями для неграмотных, обеспечивать сурдоперевод для глухонемых и делать бог знает что еще. Внезапно выясняется, что возможность начать простой домашний бизнес, купив тележку или ларек для продажи хот-догов или лимонада, стоит 50 000 долларов. Начальная цена настолько высока, что это становится недоступным большинству людей. В результате прогресс замедляется, задумки так и не осуществляются, и страдают от этого все, а бедные люди и люди с физическими недостатками — в первую очередь! Расходы на то, чтобы начать свое дело, становятся настолько высокими, что позволить себе это могут только те люди, которые уже богаты, а у бедных людей остается только один выбор — всегда работать на более обеспеченных. Люди же с физическими недостатками имеют гораздо меньше возможностей выбора, поскольку не могут составить должной конкуренции. Так вот, мои эмоции очень хотят, чтобы Питер (или мой друг В. Митчелл) смогли пойти со Мной пообедать в любой ресторан, в который им хочется, не беспокоясь о том, как въехать туда на своей коляске, но я вынужден подняться над своими эмоциями и посмотреть, по какому принципу это осуществимо. Но просто неправильно, что правительство заставляет владельцев частных ресторанов обеспечивать инвалидам доступ в свои заведения. Если вы придерживаетесь последовательной философии счастья и процветания, вы должны защищать право владельцев частной собственности не делать дополнительных расходов. Возможно, с точки зрения маркетинга, это не очень правильно; но необходимо уважать право владельца принимать неправильные решения относительно своей собственности. Это также означает, что вы поддерживаете их право вывесить в своих окнах таблички с надписями вроде: «Геям вход воспрещен», «Мы не обслуживаем евреев» или «Азиаты не допускаются». Почему? Потому что если они потратили 100 000 долларов на то, чтобы создать свой собственный ресторан, то они имеют право обслуживать в нем тех, кого хотят — и только их. Вы не имеете права обедать там просто потому, что вам этого хочется, если это ваше право обеспечивается за счет нарушения их прав. Не поймите меня неправильно. Я считаю, что подобные ограничения были бы просто отвратительны и определенно говорили бы об омерзительном менталитете хозяев заведений. Но философия, согласно которой я живу, требует от меня поддержать их право выбирать клиентов, которых они хотят обслуживать. «Но погодите, — опять возмутитесь вы, — как же люди в инвалидных колясках (или геи, азиаты и др.) будут есть?» Ответ прост: освободите эту сферу от влияния правительства, и свободный рынок сам о себе позаботится. Мудрые владельцы ресторанов и отелей сообразят, что это хорошее дело — обеспечить доступ инвалидам, потому что таким образом можно обслуживать большее количество клиентов и, соответственно, увеличить прибыль. Появятся интернет-сайты и ассоциации, которые будут оповещать людей, принадлежащих к определенным сообществам, где они могут найти рестораны и отели, готовые удовлетворить их потребности. Нечто подобное уже происходит: люди, у которых есть домашние животные, перед тем как отправиться путешествовать, заходят в Интернет, чтобы найти там все гостиницы, в которых будут рады и им, и их питомцам. Я думаю, следующие на очереди — это курильщики. Сейчас в стольких местах запрещается курить, что вскоре должна появиться стабильная рыночная ниша, которую займут заведения, обслуживающие курящих. Правда, есть одна проблема: правительство продолжает в законодательном порядке устанавливать правила обращения с частной собственностью, и вскоре во всех отелях будет запрещено курить, если существующая тенденция получит развитие. И снова необходимо подняться над эмоциями и посмотреть, по какому принципу все происходит. Я не курю и не хочу, чтобы, когда я ем, рядом со мной кто-то курил, и не хочу останавливаться в номере отеля, в котором пахнет, как в пепельнице. Но я полностью поддерживаю право владельцев отелей при желании предлагать номера и другие помещения курящим, потому что позволив правительству ограничить их права, следующими можем оказаться мы с вами. Законы против дискриминации в частных заведениях и владениях на самом деле не гуманны, а значит, направлены против процветания. Общественная собственность — это другая история. Когда правительство строит почту, больницу или высокоскоростное шоссе, они должны быть доступны всем, потому что все так или иначе за них заплатили (хотя я, конечно, считаю, что почты, больницы и дороги должно строить не правительство). А теперь давайте пойдем еще дальше и проверим вашу философию на последовательность. Я задам вам те же самые вопросы, которые задавал своим слушателям на семинаре по процветанию в Сиднее. Я спросил, кто из них считает, что проституция должна быть легализована, — с этим согласились примерно три четверти аудитории (а в Австралии она, кстати, легализована). Тогда я спросил, как насчет легализации наркотиков — поднялось очень мало рук. Я сказал этим людям — и скажу сейчас вам: если вы придерживаетесь последовательной философии насчет процветания, вы просто обязаны поддерживать право кого-либо предлагать секс за деньги или платить за секс, а также поддерживать чье-либо право продавать кокаин, метам-фетамин, марихуану и употреблять эти наркотики. Тот факт, что вы считаете наркотики злом, не имеет значения; то, что ваша религия считает секс вне супружеского союза грехом, тоже не имеет значения. Значение имеют только принципы, на которых основана ваша философия; а счастье и процветание должны быть основаны на свободе выбора для всех и праве любого делать что-то для собственного удовольствия при условии, что это не нарушает права других людей. Если предоставить правительству власть запрещать вам курить «дурь» в собственном доме или пользоваться услугами жриц любви, это будет самым коротким путем к запрету книг, цензуре в прессе и созданию полицейского государства. Если вы думаете, что правительство обязано обеспечить всех детей образованием, а всех пожилых людей — бесплатными лекарствами, или считаете, что каждый имеет право на хорошую работу, вам необходимо понять, что все эти «права» достаются не бесплатно. Если вы убеждены, что в задачи правительства входит принятие законов, защищающих вас от покупки пищевой добавки с содержанием эфедрина, предостерегающих от прыжков с «тарзанки», обеспечивающих вам пособия по безработице, — вы должны понимать, что это стоит намного дороже. Правительство не может быть ответственно за ваше процветание, равно как и врач не может отвечать за ваше здоровье, а ваша церковь/храм/синагога не несут ответственности за вашу духовность. Если вы хотите процветать, вы сами должны взять на себя всю ответственность. Я очень надеюсь, что вы потратите какое-то время, чтобы подумать обо всем этом, потому что в результате вы выясните, живете вы по принципам последовательной философии или просто бесцельно плывете по течению, предавая свои принципы, когда они становятся неудобными. Сейчас, я абсолютно уверен, кто-нибудь да обвинит меня в утверждении, что процветания можно достичь только в том случае, если голосовать за либертарианцев, курить крэк и снимать проституток. И хотя это, возможно, довольно интересный способ, я агитирую не за это; все, что я пытаюсь сделать, — это вынуть вас из вашей удобной скорлупы и заставить снова думать. Я думаю, что Эйн Рэнд — просто блестящий автор, как минимум на 75 лет опережающий свое время. «Атлант расправляет плечи», «Источник», «Философия: кому она нужна» и «Добродетель эгоизма» необходимо прочитать всем, кто всерьез настроен на успех и процветание; и хотя я согласен не со всеми ее мыслями, вы ведь тоже не обязаны соглашаться. И если честно, некоторые люди из списка кандидатов либертарианцев, что баллотируются на посты в правительстве, весьма смахивают на экстремистов — мне кажется, что они утратили связь с основополагающими принципами этой партии. Если вы просто принимаете на веру все, что я говорю, без всяких сомнений, то вы всего лишь меняете одну навязанную установку сознания на другую; но если вы анализируете все то, что я предлагаю, критически осмысливаете, а затем формируете собственные убеждения, вы на пути к процветанию. Если ваши убеждения действительно вам полезны, они выдержат проверку здоровой критикой. Уделите этому немного времени, поинтересуйтесь какими-то ресурсами, людьми и идеями, которые я предложил вашему вниманию, и примите для себя твердое решение. У меня есть собственная страничка в Интернете, предлагающая дополнительную информацию и ссылки на ресурсы по затронутым нами темам, все детали — в конце книги. Исследуйте предложенные ресурсы и узнайте больше о том, что я считаю необходимым для личного процветания. Как только вы поймете исключительное значение ценностей и принципов, а затем сформируете на их основе последовательную философию, вы сможете жить жизнью, в которой есть цель, смысл и счастье — а это же просто здорово.
А теперь давайте поговорим о том, как вам связать все воедино...
-------------------------------------
|