Среда, 01.05.2024, 22:23
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
кто хочет сдвинуть мир,пусть сдвинет себя!
Меню сайта

статистика

Форма входа



                             Путешествие героя – Дневной путь

  Итак, мы с вами тот Герой, который отправляется в Путь. Повесть о путешествии героя – самая старая из всех сказок нас света. Мы говорили уже о ней в работе «Святой Грааль» – это путешествие Парсифаля и многих, многих других. Именно эта история образует канву множества мифов, сказок и легенд про то, как некто отправляется в путь, чтобы совершить свой подвиг. За всеми бесчисленными историями подобного рода, известными во всех народах и культурах и сегодня, кроется один и тот же сценарий. Этот сценарий не выдуман, он никем не изобретён и не сочинён. Он всего лишь отражает знание, приобретаемое душой по мере ее развития, – так сказать, «унаследованное» знание. Потому что эта старая-старая сказка есть ни что иное, как образец, притча, напутствие герою, его «путёвка в жизнь». Вот почему она всегда воспринимается так живо, и никому не наскучивает её слушать: она напоминает нам, зачем мы пришли на эту Землю и что должны здесь совершить.

Изучением древнего наследия, скрытого в мифах и сказках, занимались многие, и большая роль в этом принадлежит швейцарскому психологу К. Г. Юнгу, впервые описавшему этот феномен как «память души», генетическую или родовую. Эту память он обозначил термином «коллективное бессознательное». Именно на этом объединяющем всех людей уровне и действуют архетипы – протокорни человеческой души. Например, человек, никогда в жизни не видевший «старого мудреца» может увидеть его во сне и сразу узнать, потому что это архетипический образ имеется в коллективном бессознательном.

Путешествие Героя есть не что иное, как архетипический образец жизненного сценария, складывающийся из отдельных праобразов или протокорней. Вот почему мы узнаём эти образы в любом их изображении. Повесть в них заключена всегда одна и та же: жизнь бросает герою «вызов», заставляя отправиться на поиски некоего труднодоступного сокровища, и эти поиски складываются в ряд определённых этапов. Эта повесть существует в массе устных и письменных вариантов, однако изобразительный вариант известен до сих пор только один: это 22 Старших Аркана Таро. Их сюжеты не только сами по себе являются архетипическими отображениями определённых этапов Путешествия, но и выстраиваются в некую последовательность, позволяющую осознать закономерности этого пути.

Важнейшие из этих сюжетов были взяты «с неба»: движение Солнца и Луны определяет ритм человеческой жизни. Древние египтяне, сохранившие для нас важнейшие подробности и символику Путешествия Героя, поклонялись солнечному божеству Ра, путь которого описали в необычно ярких образах. В своей ладье «Миллионов Лет» Ра совершает ежедневное путешествие сначала по дневному, а потом по ночному небу. 22 карты Старших Арканов повторяют этот сюжет: карты с однозначными номерами (1 – 9), олицетворяют дневной путь Солнца, а с двузначными (10 – 18) – его ночной путь по Подземному царству и возвращение на свет Божий. Поворотными пунктами на этом пути служат карты Отшельника и Луны. Если символ Рака отображён на Аркане луны вполне наглядно, то Аркан Отшельника (Внутренний Свет) уже требует знания астрологии, согласно которой он соответствует Сатурну, а через Сатурн – Козерогу. Так в Старших Арканах выражается и структура календаря с его поворотными пунктами, тропиком Рака и тропиком Козерога.

Лейтмотив обеих частей Путешествия обозначен уже в двух первых Арканах. Для карт с однозначными номерами это I Аркан, Маг, олицетворяющий мужской путь – путь к сознанию. II Аркан – Жрица, символизирует женский путь, путь к тёмному, подсознательному, таинственному, путь мистерий, ведущий по двузначным картам. Это не два разных пути, чтобы достичь целостности, и мужчина и женщина должны пройти оба этих пути. Точно также и путь Героя – в то же время и путь Героини, даже если в большинстве сохранившихся патриархальных мифов главный подвиг совершается мужчиной.

В ходе «Путешествия» человек должен осознать свою индивидуальность, развить её и выработать оптимальную модель поведения, чтобы достичь самореализации и, в конечном итоге, обрести целостность. Как и путь Солнца по небосводу, этот путь тоже состоит из двух частей: в первой половине жизни человек развивается и реализует себя «изнутри вовне», во второй же он возвращается к своей тени, ища «путь к себе».



Результатом или, во всяком случае, целью этого процесса является зрелая, интегрированная личность, достигшая целостности. Именно такую личность отображают три последних Аркана: Солнце (XIX), Суд (XX) и Мир (XXI), достичь которых может лишь тот, кто прошел оба мира. Они означают возвращение к Свету (Солнце), мистерию трансформации (Суд) и вновь обретённый рай (Мир). Двадцать вторая карта, Шут (или Слепой), имеет нулевой номер. Она олицетворяет самого Героя, идущего путём Солнца, чтобы совершить своё Великое Делание. Именно о нём говорит шекспировский шут: «дурость, сударь, вроде как солнце, ходит своими путями».

Странно, что Героем, одолевающим трудный путь оказывается Шут (Дурак или Слепой). Для нас сегодня Герой – существо совсем иного рода. Герой отважен, силён, никогда не ошибается. Но если обратиться к истории, то окажется, что такой герой-победитель – образ сравнительно поздний, даже если первые его образцы, такие, как Гильгамеш, Геракл или Персей, насчитывают уже три или четыре тысячи лет. Образы героев предшественников тоже хорошо нам известны – они сохранились в устной традиции, в сказках и легендах. В них герой, по крайней мере, вначале, не отличается никаким особым мужеством, силой или сообразительностью. Наоборот, он, как правило, самый младший, самый неопытный и самый глупый. В этом и заключается соль большинства сказок всех времён и народов. Они учат, что решение самой большой проблемы отыскивается там, где его меньше всего ждёшь. Подобно Парсифалю, вышедшему в свет в платье шута, а в конце легенды благодаря своей чистоте нашедшему чашу Грааля, наш Шут в начале повествования является нам в обличье простодушного дурочка, в конце же обретает высшую простоту души, то есть мудрость.

Задача этой работы – только одна карта, но её нельзя осознать вне всех остальных, поэтому мы и разбираем всю цепочку Старших Арканов в столь занимательном контексте, какой предлагает Хайо Банцхаф. На мой взгляд, это наиболее доступное для осознания исследование, позволяющее увидеть целостность и единство всех 22 Старших Арканов. Сказочность и образность действия описываемого автором подкупает, а лёгкость повествования окрыляет, и только через некоторое время начинаешь понимать, насколько глубоко всё, что излагается в столь занимательной форме и как много планов и подпланов скрывается за этой кажущейся простотой. Мы пройдёмся по всей колоде очень коротко с тем, чтобы следующую главу посвятить главной теме – карте Жрицы. Итак.

У классического героя обычно две пары родителей – земные и небесные. Во многих мифах герои рождаются от верховных божеств, но воспитываются в человеческих семьях, хотя, часто, и царских. Маг (I Аркан) и Жрица (II Аркан) – небесные родители героя. Они олицетворяют полярность мужского и женского начала на космическом уровне, в мире идей. Везде, где далее будет говориться о «мужском» и «женском» под этим следует понимать не набор мужских и женских качеств, а чисто символическое их деление на ян и инь. И, подобно ян и инь, мужское начало немыслимо без женского и содержит его в себе, так же, как и женское содержит мужское, образуя единое целое.

Если небесные родители символизировали мужское и женское в мире идей, то земные родители олицетворяют эти принципы в мире материи, конкретного: это мать-природа (Императрица – III Аркан) и культивирующее, цивилизующее начало (Император – IV Аркан). Как мать-природа, Императрица олицетворяет все естественное, Император же – все, созданное человеком.

Четыре первые карты уже дают представление о том, куда ведет Героя его путь. Мужской путь – это путь воли, сознания, но также и путь Закона, поэтому Герой должен познать законы жизни, законы мира и научиться действовать в соответствии с ними. Вначале этот путь идёт по однозначным картам, и первая из них – Маг. Это активная карта, предполагающая вызов и достаточную смелость, чтобы принять его – начало жизненного пути. Далее для Героя наступает этап Жрицы (это второй аркан и своим номером он указывает на будущий путь – путь по двузначным картам – тайный путь), означающей вхождение в систему межчеловеческих отношений, и первое погружение в таинственные глубины собственного подсознания, в священную мистерию жизни.

На этом этапе человек должен научиться искусству жить, и давать жить другим, быть и позволять другим быть иными, отличными от него самого, ибо то, что он познает через общение с другими, может быть освоено и усвоено лишь в том случае, если он будет воспринимать опыт других людей непредвзято. Этот путь, путь собственного желания и сострадания к другим, нельзя пройти силой: можно лишь дать провести себя по нему, будучи готовым следовать велениям свыше. Освободившись из-под опёки матери (Императрицы), человек вырастает и встречается с новым испытанием: ему придётся заново научиться смирению, отказаться от завоеванных атрибутов самостоятельности (Император), чтобы препоручить себя верховному водительству.

В античных мистериях верховного жреца называют иерофантом. Это греческое слово переводится, как «тот, кто обучает священным вещам». Жрец (Аркан V) соответствует этапу воспитания Героя, важнейшему этапу подготовки к будущей жизни, ожидающей его во внешнем мире. Эта карта олицетворяет период формирования у человека совести, когда он учится отличать добро от зла. Это и вера в промысел Божий, которая понадобится ему потом, в путешествии, однако закладывается она именно на этом этапе. Смысл всего обучения выражен в благословляющем жесте жреца: вытянутые пальцы его правой руки обозначают видимое, очевидное, а два согнутых пальца – невидимое, скрытое, трансцендентное. Сумма пальцев – Пятёрка, в мистике чисел символизирует суть, основу всего. Смысл образа таков: лишь тот, кто уделяет внимание и видимому, и невидимому, познает суть и обретёт путь.

Аркан Выбора (VI) лучше всего познаётся на его классическом изображении: юноша стоит между двумя женщинами: матерью и возлюбленной. Над ним парит Купидон, стрела которого готова поразить юношу. Этот «выстрел, воспламеняющий сердце», символизирует выбор по велению сердца, в данном случае – выбор между родительским домом (мать) и своим собственным путем (возлюбленная). Хотя и этого не следует понимать буквально, ведь сердце возлюбленной ещё не завоевано, да и вообще он возможно ещё и не видел её, а только слышал, и ему предстоит найти её, завоевать, освободить и т. п. Этот выбор сделанный по велению сердца, служит типичным примером кульминации страсти, вершины счастья на пути самопознания. Таким образом, зов сердца и бесповоротная решимость составляют не только сюжет этой карты, но и необходимое условие любого «путешествия героя», потому что без решимости покинуть родительский дом оно вообще не может состояться.

Сделав свой выбор, Герой восходит на Колесницу (Аркан VII), чтобы, наконец, то, отправиться в путь или, как говорится в одной старой немецкой сказке, «чтобы познать, что такое страх». Задача данного этапа пути: привести человека к целостности через объединение противоположностей. На этом этапе мы создаём себе свой гармоничный мир, каждый элемент которого для нас ценен, добр и достоит любви и его антипод – дисгармоничный мир. Сколь бы эгоистично это не звучало, но, не научившись различать для себя добро и зло, человеческое «Я» никогда не станет личностью.

Сознание, не умеющее разграничивать эти понятия, не может называться сознанием. И лишь когда мы достаточно глубоко проникнем в суть противоположностей окружающего нас мира, мы сможем – и должны будем! – выучиться искусству объединять их.

Таким образом, Колесница означает, что рай детства, период (бессознательного) ощущения единства со всем и вся остался позади в тот самый миг, когда сделан выбор, и Герой вступил в мир противоположностей, где ему предстоит подняться на новую ступень развития сознания и стать взрослым.

Конечно, на этой фазе мы вынуждены жить обособленно, – «во грехе»», в мирской суете, вдали от Бога. Однако речь не идёт о том, чтобы избегать этого пути, повернув назад, к бессознательному, а чтобы пройти его с достоинством. Тогда со временем и задача станет другой: преодоление своего эго, возврат к скромности и смирению. Пройти этапы в такой последовательности, конечно, значительно труднее, чем, испугавшись трудностей, отказаться от раскрытия своего «Я» и остаться на детском уровне развития сознания, что, к сожалению, происходит со многими.

Итак, Старшие Арканы можно ещё рассмотреть с позиции трёх этапов жизненного пути. Арканы с I по VI показывают Героя в детстве, ещё на бессознательной, симбиотической стадии развития, Арканы с VII по XII – его «выход в мир», стадию взросления и развития его «Я», его индивидуальности, Арканы с XIII по XVIII означают путь инициации, трансперсонализации сознания, ведущей к целостности, надсознанию и все-единству, – к той самой цели путешествия, которую выражают Арканы с XIX по XXI.

Если подойти к путешествию Героя, как к образному описанию жизненного пути человека, то оно легко распадается на две части: «школу», т. е. обязательную программу, и программу «вольную», как в фигурном катании. Границу между ними образует XIII Аркан, карта Смерти. До этого этапа доходят все. Но будем ли мы воспринимать этот этап, как «конец всему» или как середину пути, как врата в новую, высшую сферу, открывающиеся перед нами в середине жизни, за которыми нас ожидает обретение нашей подлинной сущности, инициация и раскрытие самости, зависит только от нас самих. Такой порядок карт предупреждает, что мы сначала должны «откатать школу», прежде чем считать, что дозрели до «вольных упражнений». Конечно, перспектива быстро и сразу заняться «высшими вещами», презрев мирские заботы, всегда манит, однако Таро говорит нам ясно и недвусмысленно: не ищи там, пока не нашел тут, то есть не пытайся утвердить себя в трансцендентном, пока не утвердился в нашем самом простом, обыденном и материальном мире. Чтобы преодолеть своё «Я» и перейти к Самости, нужно, прежде всего, иметь это «Я», А для этого его сначала надо создать, воспитать так, чтобы у него достало сил встретиться лицом к лицу со своей тенью и не дать ей поглотить себя.

Теперь Герой достиг совершеннолетия и должен сам отвечать за свои поступки – именно об этом говорит карта Справедливости (VIII Аркан). Этот Аркан был подробно разобран в работе «Тайна восьмёрки», поэтому только несколько слов. Теперь любые удобства или неудобства будут результатом лишь собственной заботы Героя о себе. Ему придётся понять, что он пожнёт то, что посеял, и получит то, что заслужил.

Завершается ряд однозначных карт, завершается и путь Солнца по дневному небу. Образ Отшельника (или Внутреннего Света – Аркан IX), стоящего на покрытой снегом вершине (изображение на стр. 9 взято из Египетского Таро), раскрывает смысл этого этапа пути Героя. Путь развития сознания окончен, мы достигли вершины тех знаний, которые могли приобрести на этом пути. В мифах и сказках это этап подведения итогов и «встреча с мудрым старцем». Самое главное то, что на этом этапе Герой узнаёт своё истинное имя, что даёт ему возможность понять, кто он на самом деле. Естественно «мудрый старец», как и все прочие архетипы, всего лишь аллегория. Даже если мы действительно узнали что-то о себе от другого человека, все равно это – процесс, происходящий в нас самих.

Сегодня проблема в том, что найти «тихое место», где можно побеседовать со своим внутренним мудрецом, стало очень трудно. Поэтому, в сутолоке дней, немного людей находят время узнать своё имя, т. е. понять свое истинное предназначение. Большинство старается подражать кому-то, изображая из себя то, чем они не являются. Каждый человек родится редчайшим оригиналом, но умирает большинство из них жалкими копиями.

В легенде о Парсифале осознать это Герою помогает его двоюродная сестра, он узнает своё имя и ещё множество вещей, о которых даже не задумывался. А ещё он осознаёт свою вину, что когда прибыл в замок Грааля, то по своей детской наивности и неподготовленности, не задал самого важного вопроса, который и должен был решить всё и вся (см. работу «Святой Грааль»). Рост сознания с древнейших времён связывается с осознанием собственной вины, т. к. невозможно прожить жизнь, никогда и ни в чём не провинившись. «Для подсознания сознание – уже вина, – утверждает Эмма Юнг, – причём вина истинно трагическая, потому что только с помощью сознания человек может действительно стать тем, кем должен».

Узнав своё истинное имя, Герой – как и мы с вами, – больше никогда не забудет его и от него не отречётся. Иными словами, однажды поняв, кто мы на самом деле, мы должны понять т то, что должны теперь соответствовать своему званию и призванию, иначе нам придётся, как Парсифалю, периодически возвращаться туда, где нам ещё раз напомнят, кто мы есть.

Мудрый старец, этот выдающийся архетип западной культуры, представлен в образах многих знаменитых и легендарных людей: Гермес Трисмегист, Мерлин, бог мудрости Один, Фалес Милетский, философ, живший в VI веке до нашей эры. До нас дошли два его высказывания, вполне характерные для Отшельника. На вопрос о том, что труднее всего на свете, он дал глубокомысленный ответ: «познать самого себя», А на последовавший за этим вопрос, что же тогда самое лёгкое, он – вероятнее всего, с улыбкой – ответил: «давать советы другим». В рамках иудеохристианской традиции наиболее известным представителем этот архетипа следует считать Моисея. Он вернул самосознание («истинное имя») целому народу, сорок лет вел его по пустыне к земле обетованной и передал ему божественные законы. Его восхождение на гору Синай и восприятие там божественных законов находят свою параллель в переходе от карты Отшельника к карте Колеса Фортуны.

Обретя своё истинное самосознание, Герой, следуя по пути Солнца, подходит к границе дня и ночи, чтобы найти там ответ оракула на свой вопрос: «В чем моя задача?» Лишь теперь, осознав себя, он готов задать этот вопрос и понять ответ на него.

Эту карту называют по-разному: Колесо Счастья, Судьбы, Фортуны или просто Фортуной (Аркан X),- однако ни один из этих вариантов не доходит до самой сути. Изображённое на карте колесо – это, на самом деле, колесо Времени. Внутри него находятся алхимические символы (соли, серы, ртути и воды), которые означают формулу становления, бытия и угасания – вот силы, вращающие Колесо Времени. Их олицетворением служат: творческий принцип роста (Анубис), принцип сохранения и постоянства (Сфинкс) и принцип упадка и уничтожения (Сет), вместе образующие божественный закон, требующий от человека подниматься от низшего к высшему.

По углам карты Колеса Фортуны изображены четыре символические фигуры, соответствующие стихиям огня, земли, воздуха и воды, которые, в свою очередь, обозначают четыре темперамента, которые определяются в виде функций: тип мыслящий, тип чувствующий, тип ощущающий и тип интуитивный. И когда бы человек не задался вопросом: «Какова моя задача в этой жизни?», одна из четырёх фигур даст ему ответ: «Изучи меня, проникни в мою суть, чтобы достичь целостности». Поэтому Колесо Фортуны обозначает тот целокупный опыт, который мы должны извлечь в ходе жизни, чтобы восстановить свою целостность. Отсюда становится ясен и смысл его названия: и латинское «Fortuna» (fors + una), и немецкое «Schicksal» (schick + sal) и русское «Счастье» (со + часть) содержат в себе идею о том, что сила – в единстве всех частей, в целостности, а целостность, как известно, это здоровье (и физическое, и душевное, и духовное).

С Колеса Фортуны начинается ряд карт с двузначными номерами. На дневном пути этот Аркан обозначает Солнце, заходящее за горизонт на западе, как образ перехода от света к тьме, к противоположному полюсу. В символическом плане мужское начало означает разделение, а женское – соединение. Так, мужской участок пути, уже пройденный, отделяет нас от наших корней, а женский, ещё лежащий впереди, вновь соединяет нас с ними. Мужское мышление стремится всё «рассечь» и дифференцировать, проводя всё новые границы, тогда как женское мышление – аналоговое, целостное – стремится находить то общее, что объединяет противоположности, снимая прежде проведённые границы (помните, что речь идёт не о мышлении мужчин и женщин, а о принципе, как Ян и Инь).

Десятая карта – Колесо Фортуны связана с Первой – Магом (1 + 0 = 1). Если Колесо Фортуны олицетворяет жизненную задачу человека, то Маг означает его силу и способность выполнить поставленные задачи. Поэтому жизненная задача каждому человеку всегда назначается так, чтобы он был в состоянии ее выполнить.


Карта Силы – Переход

Следующая карта – Сила (Аркан XI) открывает вторую декаду Старших Арканов, будучи женским дополнением к карте Мага, открывающего первую. Обе карты олицетворяют силу. Маг – силу характера, творческий потенциал и мастерство, а сама Сила – силу жизненную, силу страсти и радость бытия. Над головами у обеих фигур изображена лемниската, символ бесконечности, символизирующая взаимопроникновение двух уровней или миров.

Мы уделим этой карте больше внимания, чем остальным, потому что она связана с картой Жрицы – темой этой работы. Сила – одиннадцатая карта и при нумерологическом сложении (1 + 1) дает Двойку, то есть номер Аркана Жрицы.

Какое значение будет иметь эта карта в путешествии Героя, зависит от её прочтения: на мужской или на женский лад. Лев – символ наших инстинктов и влечений, страстей и диких, агрессивных порывов. Патриархальные (мужские, янские) мифы повествуют о героях, убивающих льва. Любопытно, что конец у самых знаменитых их них, плохой. Самсон пал жертвой чужой хитрости. У Геракла были большие проблемы с женской стороной своей личности. В первом приступе безумия он убил свою жену и детей, а после второго приступа был осуждён играть роль женщины, чтобы искупить свои грехи. Три года он ходил в женском платье, прял и выполнял разную женскую работу при дворе лидийской царицы Омфалы, которая в это время носила его львиную шкуру и дубинку. Такая «терапия» помогла ему, в какой-то мере, проработать свою вытесненную женскую сторону, так что от безумия он избавился, однако полностью восстановить свою иньскую сторону он так и не смог и погиб из-за ревнивой жены.

В патриархальном варианте мифа, где льва непременно убивают, эта карта символизирует человеческое высокомерие и дерзкий отказ подчиниться Божественному Закону. Но есть и другая, женская возможность победить зверя, а именно – принять его, подружиться с ним. Хорошо, что Таро сохранило образ этого варианта: на карте изображена женщина, покоряющая льва любовью. В литературе этот сюжет сохранился лишь в отрывках. Знаменитая шумерская богиня Инанна изображалась стоящей на укрощенном льве, а её вавилонскую «преемницу» Иштар часто называли Львицей. «Львицей среди женщин» считалась также греческая богиня Артемида. Лишь с приходом христианства, изо всех сил принявшегося приучать нас подавлять свои инстинкты и влечения, образ льва сделался символом Антихриста, судьба которого – быть растоптанным Святой Девой. На самом деле – это ничто иное, как попытка неразвитого сознания укротить своего недавно, но, тем не менее, «навсегда» проклятого подсознательного зверя, принудить его к повиновению или убить. Однако, как не без иронии замечает Юнг, «простое подавление своей Тени спасает от грехов не более чем гильотина – от головной боли».

Относиться к своим темным сторонам как к безобидным мелочам, обходить и вытеснять их так же бессмысленно, как бороться с ними с помощью самобичевания или насилия. Недаром встреча с ними происходит лишь теперь, в середине пути. Прежде всего «Я» должно созреть и накопить силы, чтобы выдержать эту схватку, потому что слабое самосознание может быть легко поглощено бессознательным началом. Чтобы избежать этой опасности, Эго на первом этапе своего пути должно созреть и укрепиться. Оно должно прочно укорениться в реальной действительности, чтобы суметь на равных вступить в диалог со своим бессознательным началом и с честью выдержать предстоящие схватки. Иначе его затопят чувства, фантазии и желания, порождаемые бессознательным, и оно будет размыто или вообще смыто ими.

Одна из известнейших мифологических личностей сумела не только побороть свои дикие инстинкты, но и трансформировать их в божественную силу: это Дионис. Он умел даже путешествовать на диких зверях.

Если подходить к своему внутреннему зверю с добротой и лаской, то он может стать союзником и помощником. Во многих сказках зверь, встречающийся герою, вначале дик и опасен, и его надо приручить. Герою это удается и далее зверь оказывается его незаменимым помощником. Было проведено исследование громадного количества сказок, с целью найти «некий общий рецепт» задачи героя в этих ситуациях. Но такой абсолютной истины для коллективного бессознательного найдено не было. Сказочные подсказки целиком и полностью зависят от ситуации. Общее у них только одно: кто обидит зверя-помощника, тому потом всегда приходится плохо.

Чтобы двигаться по своему пути дальше, сознание должно найти общий язык со своим бессознательным. Оно должно довериться верховному водительству и отказаться от честолюбивых желаний своего «Я». Какие опасности поджидают человека на пути в глубины своего сознания? Почему мы боимся спускаться в царство тьмы? Нашему сознанию представляется привлекательным все, что хоть немного напоминает порядок, поэтому мы так любим говорить о «божественном порядке», оставляя случай и хаос на долю «дьявола». С этими-то «дьявольскими», то есть непредсказуемыми сторонами мы и встречаемся на пути по двузначным картам.

Итак, мы говорили выше, что карта Силы связана с картой Жрицы. Взаимосвязь этих двух карт напоминает, что на дальнейшем отрезке пути «делать» уже ничего не надо. Активный отрезок, путь Мага, пройден. Он вывел нас из материнского лона в окружающий мир. Тогда от нас требовались действия и навыки, чтобы выполнить, стоящие перед нами задачи. Теперь же, в середине Путешествия, наша цель изменилась. Теперь нами руководит Жрица, а она требует постепенного отказа от всех тех мужских атрибутов власти, которые мы с таким трудом добывали на первом этапе. Теперь наше мощное, зрелое, но все ещё жаждущее власти Эго должно осознать свои границы, стать смиренным и скромным.

До сих пор Герой мог и должен был набирать опыт, теперь же от него требуется всей душой открыться навстречу опыту. Отныне с ним будет происходить не то и не тогда, чего и когда захочет наше «Я», а то и тогда, чего потребует наша Самость. Произволом мы больше ничего не добьемся. Планировать больше ничего не удастся. Опыт будет происходить в соё время и в своём месте. Вторая половина пути, начинающаяся здесь, может привести Героя к лицезрению Высшего, но только в том случае, если он к тому времени успел выполнить требования первой его половины.

С этого момента мы ничему не научимся даже из самых умных книг: нашим учителем будет только «живой» опыт, к которому нас поведут, чтобы мы восприняли его телом и душой. Сюда очень подходит формула алхимиков, которую К.-Г. Юнг считал самой важной: «Разорвите свои книги, чтобы не разорвались сердца ваши, и чтобы мысли не прерывали чувств ваших, иначе душа уйдет от вас и не вернётся».

Теперь наш разум должен осознать свою функцию, как «головной офис», который не «управляет», а направляет и координирует. Важнейшая его задача состоит в осмыслении происходящего и, что еще важнее, в осознании того, что от себя не убежишь. Вот почему этот путь кажется таким ненадёжным и неудобным. С той же неуверенностью, с какой мы делали свои первые шаги в начале жизни, мы останавливаемся на этом месте. Перед нами вновь лежит путь в неведомое. Юнг в этой связи сравнивает страх ребенка перед огромным миром взрослых с тем страхом, который мы испытываем, открывая в себе своего «внутреннего ребёнка», свою теневую, скрытую, сторону, тоже, в сущности, представляющую собой огромный и не знакомый нам мир.

На этом пути, казалось бы, неопределённом, всё-таки есть цель: обрести целостность человек сможет лишь тогда, когда признает наличие у себя тени и примет её как таковую. Без тени лица не разглядишь. «Живому человеку нужна тень, чтобы выглядеть объемным – пишет К.-Г. Юнг, – Без тени он останется плоским фантомом или более или менее воспитанным ребёнком». В другом месте он подчёркивает, что менее всего можно считать идеальным состояние, когда «люди все время остаются инфантильными, живя в ослеплении насчет самих себя, приписывая все нежелательное соседу и вешая на него свои предрассудки и проекции».

Однако центральным моментом проработки бессознательной теневой сферы остается встреча со своей внутренней двуполостью. Как показал К.-Г. Юнг, бессознательное начало мужчины ведет себя по-женски (он называет его anima), а бессознательное начало женщины – по-мужски (у Юнга animus). Осознать эту бессознательную противоположность, понять и принять её – важнейшая часть Путешествия внутрь себя. Пока это противоположное начало обнаруживается «во внешнем мире» у существ другого пола, оно нам нравится. Но как только дело доходит до признания его в самом себе, наступает кризис. Всякий раз, когда «Я» мечтает покорить свою аниму или анимуса, ему грозит опасность, «ибо каждая победа человеческого «Я», – говорит К.-Г. Юнг, – неминуемо влечет за собой победу бессознательного».

Любопытно также, что в мифах настойчиво повторяется одна мысль: совершить требуемый подвиг сможет лишь тот, у кого налажены отношения с противоположным полом. Насколько важна эта связь, мы можем судить по тому же Одиссею, который без Цирцеи просто пропал бы, а также по Персею с Афиной, по Тесею с Ариадной, Данте и Беатриче, Инанной и Ниншубуром и многими другими. Так или иначе, эти архитепические образы позволяют сделать вывод, что разочарованный отказ от общения с другим полом равносилен застою, тупику и регрессу и уж, во всяком случае, не способствует ни подлинному взрослению, ни решению нашей жизненной задачи.

Мужской путь развития сознания завершается самопознанием (Отшельник) как самым главным из результатов этого развития. Понять, кто мы есть на самом деле, было целью первой половины пути (и непременной предпосылкой для второй). Дальше уже никаких вершин покорять не нужно. Вместо этого с Колеса Фортуны начинается закономерный поворот, открывающий нам путь в глубину, к скрытому сокровищу. Если же наше ставшее столь гордым и самоуверенным сознание откажется поворачивать, то его можно сравнить с Солнцем, отказавшимся опуститься за горизонт и продолжающему прямой путь на запад. Ясно, что в таком случае оно очень скоро утратило бы связь с Землей и ушло бы в бесконечность.

Столь же «отвязанными», далекими от земной жизни действительно кажутся люди, у которых их высокомерный интеллект «все задавил». Их необычайно умные речи пусты, абстрактны и безжизненны. У них нет дионисийской глубины, которая способна была бы сделать объемным то, что они говорят, у них нет чувственности, которая раскрывается только на нижнем пути, нет той страстности, которую выражает эта карта. Они пропустили свой поворот. Следующая карта ведёт нас дальше, мы продолжаем свой рост, только уже в глубину.




Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

география
География посещений


всё для здоровья
Магазин аюрведических товаров

...

...
Я в ALLMLM.ru

радость души
Block content

Фото Летние цветы. Гладиолус.

Фото Viktorya на SunHome.ru:
Фото / Цветы / Садовые цветы


OZARENIE918.UCOZ.RUБесплатный конструктор сайтов - uCoz