Среда, 15.05.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
кто хочет сдвинуть мир,пусть сдвинет себя!
Меню сайта

статистика

Форма входа


Главная » 2012 » Июль » 16 » Краткий обзор «Доктрины перевоплощения»
17:30
Краткий обзор «Доктрины перевоплощения»
                                                       Глава III

                Краткий обзор «Доктрины перевоплощения»

  Догматическое христианское богословие учит, что каждый человек при рождении получает душу, которую ему дает Бог и живет в условиях, которые ему определены Божьим соизволением. На все недоуменные вопросы о справедливости, равенстве, любви Бога-Отца ко всем «детям» — получаешь один единственный ответ, что «Пути Господни неисповедимы», т.е. мы не можем узнать, почему каждый человек получает определенную судьбу — один счастливую, другой — несчастную с самого рождения. Нам объясняют, что мы должны жизнью своей исправлять свою душу и преобразовывать её. Воздаяние после смерти.
  Но, ведь каждый родившийся уже определен и поставлен судьбой в условия, которых не в силах изменить, и в которых часто даже невозможно работать над преобразованием своих врожденных качеств. Одни рождаются в высокопросвещенных культурных народностях, другие — среди отсталых дикарей. Одни в условиях благополучия, имеют здоровую физическую наследственность, одарены от рождения способностями, талантами, окружены любовью, заботой, радостью, тогда как другой родился в грубой, развратной среде, с больным, искалеченным организмом, неразвитым умом, в грязи, нищете... и не перечесть тех несчастий, которые уже с первых дней рождения окружили и держат человека всю жизнь в своих оковах. Судьба людей предопределена уже всеми условиями рождения.
  До сих пор религия не дала убедительного логического ответа на эти естественные вопросы — почему люди, живущие на свете, так различны по, своим психическим качествам, если все они при рождении получают душу от Отца Небесного, и почему имеют такую различную судьбу?
  Догматическое толкование судьбы легко принимают счастливцы, баловни жизни, но обиженный, с таким распределением преимуществ, никогда не примирится. Один получил уже готовую, светлую душу в условиях, в которых не трудно вести честную жизнь. Как может другой — неразвитый, с дурной наследственностью, в преступной среде, в голоде преобразовывать себя? Можно ли это требовать?
  Часто слышишь слова: «я — таков, каким сотворил меня Бог». Значит, честный человек получил честную душу и, естественно, не его заслуга, что он ведет честную жизнь. Также не вина человека-садиста, что он таков, такая звероподобная душа получена им при рождении. Святые — потому святые, что получили светлую душу. Логично рассуждая, такие утверждения должны освобождать человека от ответственности и от воздаяния.
  Ни один честный, объективный человек не может принять такое мироуправление. Не удивительно, что люди сегодняшнего дня многочисленно отходят от религии. Они ищут ответов на жизненные проблемы — ясных, точных, логичных. Эта неудовлетворенность — одна из самых первых причин духовного кризиса.
  Ища ответов, многие обратились к духовным знаниям Востока, где находят другие объяснения этим непонятным проблемам жизни.
  Русские люди очень мало знают о «Доктрине Перевоплощения», имеющей и другое название — «Реинкарнация». Слово «реинкарнация» латинского происхождения, состоит из трех отдельных слов: «ре» — обратно; «ин» — в; «карно» — плоть. Всё вместе буквально: «обратно в плоть».
  Принятый перевод «перевоплощение» не точно передает смысл понятия. Слыша это слово, невольно возникает мысль, что душа после смерти в кого-то переходит — «перевоплощается». Появляется, вполне понятное, возмущение, — почему моя душа после моей смерти должна в кого-то, совершенно чужого человека, перейти?
  Находятся и такие «умники», которые утверждают, что души после смерти переходят в животных. Так один из таких «шутников» уверил старушку, что душа её умершей дочери воплотилась в кошку. И ходит обезумевшая старушка, собирает и кормит бродячих кошек, спасая ту, в которую воплотилась душа её дочери.
  Такими выдумками стараются довести закон о перевоплощении до абсурда. Хотят наперед заклеймить, отвратить внимание людей от этой глубоко-продуманной, справедливейшей системы, управляющей судьбами людей на Земле.
  Название «перевоплощение» лучше заменить названием «повторных рождений», что ближе соответствует смыслу и точному переводу слова «реинкарнация», т.е. снова возвращаемся в плоть. Вся суть понятия «реинкарнации» становится ясной. Ни в кого наша душа не переходит, ни в другого человека, ни в зверя, но через некоторое время мы снова рождаемся на Земле ребенком, который продолжает дальше свое развитие и получает судьбу, которую сам себе подготовил поступками предыдущей жизни.
  В этой главе буду писать конспективно, лишь об общих положениях.
  Учение «воплощения» стоит на твердой основе Божественного происхождения Космоса и жизни. «Искра-Огня-Жизни» отлетела от «Источника Света», что — то же «Бога-Отца», «Творца», как Его называют в разных религиях. Она хранит в себе божественные силы в скрытом состоянии, как Огонь от Огня зажженный. Огонь жизни проявлен уже в атоме, уже в первоначальной клетке материи, из которой в течение бесконечно долгого времени разовьется человек. «Искра-жизни» неугасима и с каждым новым проявлением развитие продолжается, ибо эволюция всего Космоса — Закон Космический. Цель эволюции — раскрыть, развить весь потенциал божественных способностей, который находится в «Искре» в скрытом состоянии, как в микроскопическом семечке заключено все будущее растение.
  Свою эволюцию человек совершает через повторные рождения на Земле — «реинкарнацию». После смерти физического тела человек не исчезает, остается его душевное тело и духовное. Его не посылают на вечные мучения в ад или на вечное блаженство в рай. Наша душа в Высших невидимых Мирах получает возможность перерабатывать свои земные опыты и духовно обогащаться, подготовляться для новой земной жизни. Время между жизнями на Земле очень различно, как успешнее для эволюции каждого отдельного духа. Среднее число — лет 700, но бывают случаи, когда человек возвращается уже через пару лет, а в других случаях и через пять тысяч лет.
  Человек рождаясь в разнообразных земных условиях, раскрывает, развивает постепенно мощь заключенной в нем «Искры Божьей». Все таланты, все способности — это плоды, заработанные в прошлых жизнях на Земле. Судьба человека — это следствие наших поступков в прежних жизнях. Наша судьба, действительно, в наших руках. Наполним нашу жизнь добром, посеем любовь, доброжелательство, помощь и, в будущей нашей жизни на Земле, часто уже и в этой же жизни, приходят к нам плоды наших добрых действий. Но, к сожалению, люди часто бросают семена злые и окружены несчастиями, которые преследуют их. Все недостатки — это необработанное звериное наследие от тех времен, когда человек проходил свою животную эволюцию. Обращаю внимание — наше человечество свою животную эволюцию проходило на других планетах, но никогда на Земле мы не воплощались животными, (потому и не может быть найден тот вид, «звено», которое было переходным видом). Наши животные никогда не станут людьми на Земле. Особым актом творения «Бог вдунул душу живую, разумную в тело Адама». Это случилось, когда кончилась эволюция животного и началась человеческая эволюция. В том, что в наши души заложена «Искра Божия» и есть наше «подобие Божье», есть наша свобода и ответственность перед нашей судьбой, которую мы сами себе подготовляем. «Искра Божия» залог наших возможностей.
  Все упреки на несправедливого Бога, который одних людей любит, безмерно награждает, неизвестно почему, а других не любит, посылает страдания, обездоливает способностями, бедностью — при таком понимании законов Космических — отпадают.
  Люди перестают верить, когда видят непонятную несправедливость на Земле. Мы все получили одинаковую «Искру Божию», но не все одинаково ревностно развиваем её.
  Отсталые люди, преступные люди — это души, которые еще недостаточно много раз приходили на Землю, не успели еще работать над своим развитием; они младшие братья в семье человечества и обязанность старших им помогать, учить, исправлять их ошибки.
  Одно надо утверждать, что за все свои поступки получишь или награду или наказание, карму, тяжелую судьбу, болезни в настоящей или в своей будущей жизни. Ничто не пройдет: украл — отработаешь, вернешь много больше. Может быть потому ты и раб сегодня, что когда то украл; убил — и тебя когда-то, кто-то убьет, может быть в этой жизни, может быть в следующей жизни на Земле. Мучаешь жену (мужа), детей — испытаешь еще боль­шие мучения, тогда научишься, что так делать нельзя. Ведь «карма» должна нас научить — чего делать нельзя. Так постепенно научаемся, опытом жизни становиться добрее, справедливее, честнее. Так постепенно развивается наш ум, наши способности, таланты. Не по звериным законам захватчиков будут жить люди, а по законам любви к ближнему, указанным Христом.
  Не прощения грехов надо искать, а исправлять свою жизнь, свои поступки каждого дня. Нас прощают, дают оставление грехов при каждой исповеди, но жизнь наша не изменяется, не облегчается. Наше новое мировоззрение — только сея добро, мы станем снимать жатву добрую!
  Почему так страдают люди в мире? — Расплачиваются за свои поступки, когда-то совершенные в прежних жизнях. Рождаются калеками, рождаются с уродствами. А может быть они калечили когда-то других? «Кощунство» — ведь это нравственное уродство, — отразится уродством физическим и будет такой урод толкаться у паперти храма, в котором когда-то кощунствовал. Ничего не проходит! Что посеешь, то и пожнешь! Нет неправды у Бога!
  Мы не точно знаем историю христианства. Мы не знаем, что среди христиан многих церквей первых веков была распространена вера в повторные рождения на Земле. Именно это учение, как «твердая пища» давалось Христом только ближайшим ученикам — Апостолам. Не раз мы найдем в Евангелии, что для народа Христос говорил в «притчах», а ученикам изъяснял «тайно», наедине. Апостол Павел в послании I к Коринфянам, в 3-ей главе прямо пишет, что вы еще младенцы во Христе и вам дается «молочная пища», потому что вы еще не в силах усвоить «пищу твердую».
  Но теперь, через две тысячи лет, когда ум человеческий необычайно развился, пытливая мысль требует ясных ответов на все явления жизни. Человек требует разумных, логических ответов на судьбы человека, на ничем не оправданные социальные неравенства, неравенство в способностях. Люди дерзновенно отрицают существование Бога, потому что в их наблюдениях Бог несправедлив к людям. Они видят неравенство и, не умея объяснить, становятся атеистами.

  Именно, чтобы сохранить веру в Духовный Мир, в Высшее Руководство, нужно напомнить людям о забытом Учении повторных рождений человека на Земле, т.е. о «Законе Перевоплощения».
                                           Глава IV
  Христианство и Доктрина Перевоплощения — следы в Священном Писании и Евангелии
  Закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии Востока, и, конечно, религия евреев не составляла исключения. Вот удивительное указание из книг Священного Писания пророка Иеремии; глава I.
  4. И было ко мне слово Господне:
  5. «Прежде, нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я осветил тебя — пророком для народов поставил».
  6. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.
  7. Но Господь сказал мне: «не говори «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе — скажешь».

  Из этих слов видно, что прежде рождения пророка Иёремии, Господь знал его и определил его пророком. Следовательно он уже жил на земле раньше и проявлял себя достойным быть пророком.
  Уже в дни Иисуса закон перевоплощения перетерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект. В Евангелиях, в словах самого Христа мы имеем достаточно свидетельств о знании евреями этого закона. Так в Евангелии от Матвея, глава 17, стих 10-13: «И спросили ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» И Иисус сказал им в ответ:
«Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все: но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его и поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорит об Иоанне Крестителе».
  Что евреям книжникам был известен закон о перевоплощениях свидетельствуют также слова Евангелиста Иоанна. В беседе Христа с Никодимом: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если не родишься от воды и Духа не можешь войти в Царствие Божие. Рожденный от плоти — есть плоть; а рожденный от Духа — есть дух. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал ему: ты учитель Израилев, и этого не знаешь?» (Ев. от Иоанна, гл. 3, ст. 4-10) т.е. закона воплощения.
  Слова ап. Матвея, что Иоанн Креститель это воплотившийся снова пророк Илия, повторены апостолом Марком: «И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он же сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить псе; и Сыну человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть унижену. Но говорю вам, что и Илия пришел и поступили с ним, как хотели, как написано о нем».  
  Приходилось слышать утверждения, что Илия-пророк не умер, а был взят на небо живым, потому он мог и вернуться на Землю. Он был старым взят на Небо, а родился младенцем, о котором Гавриил — Ангел Господень еще до рождения предсказал отцу Иоанна — Захарию и Елизавете, матери его, и даже указал дать имя Иоанн. (Глава I от Луки).
  В первые века христианства не было кодифицированного сборника Евангелий, ходили многие списки и только после трехсотого года были отобраны четыре списка, остальные не были признаны. Именно, в это время, чтобы пресечь распространение среди христиан отдельных церковных областей веры в повторные рождения человека на Земле, все списки подверглись пересмотру и тщательно очищались от упоминания о вере в «предсуществование души», как тогда называлась вера в перевоплощение. Само название — «предсуществование души» указывает на смысл всего Учения, а именно, что перед рождением душа уже раньше существовала на Земле и её новое рождение связано с ее прежней жизнью. Вот именно это указание сохранилось в Евангелии от Иоанна, гл. 9, стих 1-3: «И проходя, увидел человека слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! кто согре­шил, он или родители но, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божий».
  Не свидетельствуют ли все эти вопросы учеников о знании ими закона кармы и что Христос не отрицал его?
  Ученики были уверены, что слепота слепорожденного кармическая, по вине его родителей или же по вине самого ребенка. Но слова Христа, что, не согрешил ни он, ни родители его, развивают учение о карме, которую несёт человек за свои дела в новой жизни. Кармические наказания неотменяемы; они могут быть заменены более легкой формой, но должны быть искуплены. В данном случае исцеление совершено, потому что слепота не кармическая, а по словам Христа: «чтобы на нем явились дела Божий».
 
Карма неуничтожаема. Карма может быть облегчена в силу работы над своим характером — «железные кольца кармы заменяются более легким металлом».
  Учение о творении милостыни неизвестным имеет в виду уплату по долгам раньше, чем явится тот, перед которым мы оставались должны, тем освобождая себя от лишнего земного воплощения для встречи с обиженным.
  Слова Христа, записанные ев. Марком тоже говорят о наших повторных рождениях «во время сие», т.е. во время земных жизней: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер или отца, или мать, или жену, или детей, или землю ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне во время сие, среди гонений во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель. А в веке грядущем — жизни вечной». Ев. от Марка гл. 10, стих 29-30.
  Братьев, сестёр, детей можно иметь много в духовном смысле, но иметь много духовных отцов, много матерей (матерью в духовном смысле называют церковь), — это значит переходить от одной религии к другой — «во время сие» — в течение одной жизни. Это легкомысленное непостоянство в вере не может засуживать одобрение. Несомненно, слова, записанные апостолом, говорят о повторных рождениях на Земле, и тогда человек может иметь много отцов, много матерей и всего другого.
  Мы даже представить себе не можем, как много нам надо развиваться, улучшаться, чтобы раскрыть «Искру Божию», заложенную в нас в начале творения.
  И еще надо обратить внимание на неоднократные указания, которые находим у всех евангелистов о том, что учение даваемое народу в притчах, наедине Христос давал в полноте, разъясняя «тайны Царства Божия» апостолам.
  Так, безусловно, неясные слова о многих матерях и отцах были объяснены наедине ученикам.
Так же в Евангелии от Луки гл. 8 ст. 10 читаем: «Он сказал,
  — вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим в притчах, так как они видя — не видят и слыша — не разумеют».
  Народ, будучи еще малоразвитым, мог принимать сказанное в притчах каждый по своему сознанию, не отягощаясь «тайнами», которые налагают ответственность.
  Об этом же у ев. Марка, гл. 4, ст. 34: «Без притчи не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё».
  О том же у евангелиста Матвея гл. 13, ст. 10-11: «И, приступив, ученики сказали Ему: «для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: «Для того, что вам дано знать тайны царства небесного, а им не дано».
  Эти упорные подтверждения говорят, что помимо известного нам Евангельского учения есть «тайны царства небесного», о которых народу две тысячи лет тому назад не было сказано, и не сказано нам до сего дня.
  Хочу еще обратить внимание на слова ев. Иоанна, гл. 16, ст. 12, сказанные Христом во время Тайной Вечери: «Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину». В Евангелии говорится о многократных явлениях Христа после Воскресения, когда Он продолжал учить учеников о тайнах Царства Божия. Только после сошествия на апостолов Духа Святого
— Духа Истины, могли они уразуметь то многое, чему учил их Христос тайно.
  Что апостолы тоже не давали полного учения новообращенным христианам ясно сказано апостолом Павлом в 1-ом послании
  Коринфянам, гл. 3, стих 1-2: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищей; ибо вы были еще не в силах, да и теперь еще не в силах».
  Естественно, приходит время искать твердую пищу, которая так и не дошла до нас.
                                         Глава V
  Ориген, учитель Александрийский и его разъяснения «Тайн Царства Божия»
Ориген, учитель Александрийский (родился в 185 году), был ближайшим — по времени — к апостолам, автор многочисленных богословских трудов, признанный церковью «Учителем».
  Ориген был около 42-х лет когда он написал книгу «О Началах», в которой говорит о Началах Бытия и о «Тайнах Царства Божия». Книга была назначена для ближайших учеников; в ней он излагает свои мысли особенно открыто и ясно, как людям, готовым к принятию «твердой пищи». Он дает обстоятельное исследование вопроса «о перевоплощении», или, как он называет, — учение о предсуществовании души и о причинах различия душ человеческих. В разных отделах книги встречаются мысли, развивающие, поясняющие указанную тему.
  Для ознакомления читателей с содержанием этой древней книги (написана в 225–226 годах по Р. X.), я пользуюсь книгой о «Началах» в русском переводе, с примечаниями и введением Н. Петрова, которая была переиздана — с сохранением внешнего вида первого издания — в издательстве Т. Буцена в городе Рига, 1936 г.
  Передаю буквальный текст выбранных фрагментов, с указанием их страниц по книге. Фрагменты скомпонированы, по возможности, в одно сложное, цельное изложение на тему о «предсуществовании души».
  На стр. 86 книги «О Началах» Ориген говорит: «Чтобы не показалось, что о столь великих и трудных вещах мы рассуждаем на основании одного только разума и, что только помощью этих предположений, мы принуждаем слушателей к согласию, нам следует посмотреть, нельзя ли найти подтверждение наших слов в Священном Писании и сделать их, таким образом, еще более убедительными благодаря авторитету Писаний».
  Выбранная мною форма «монтажа» позволяет собрать в одно цельное повествование ценнейшие сведения, разбросанные по разным отделам книги.
  Форма «монтажа» дает мне возможность освободить фрагменты от массы текстов, ссылок, пояснений, сравнений, греческих и латинских названий, которыми Ориген подтверждает свои слова. Эти тексты, ссылки важны для исследователей, но они загромождают, заслоняют мою главную задачу — ознакомить с разъяснением «Тайн Царства Божия», сокровенно данных Христом апостолам, и потому я их опускаю.
               Монтаж фрагментов из книги Оригена «О Началах»
46 стр. «Должно знать и то, что святые апостолы проповедуя веру Христову, — о некоторых предметах, именно то, что они признали необходимым, весьма ясно сообщили для всех, даже для тех, которые казались сравнительно менее деятельными в изысканиях божественного знания. О других же предметах апостолы только сказали, что они есть, но — как или почему умолчали, — конечно, с той целью, чтобы могли иметь упражнения и показать таким образом плоды своего ума те из них, которые сделаются достойными и способными к восприятию истины».
   215 стр. «Если Бог иногда медлит дать (возможность) некоторым людям увидеть или услышать тайны божественного благодеяния, то это есть дело божественного милосердия и справедливейшего управления Его: (это делается для того), чтобы они не были наказаны тягчайшим наказанием за нечестие, если бы они увидевши знамение, узнавши и услышавши тайны премудрости Божией (впоследствии) презрели и пренебрегли бы ими».
  146 стр. «Евангелие приписывает Ему (Святому Духу — Утешителю) такое величие и власть, что говорит, что апостолы могли принять то, чему хотел их научить Спаситель, не иначе, как после пришествия Святого Духа, Который, вливаясь в их души, мог просветить их».
  147 стр. «Ведь, кто удостоился участия в Святом Духе, тот, познавши неизреченные тайны, без сомнения, получает утешение и сердечную радость. Когда, по указанию Святого Духа, он познает основание всего, что делается, — именно — почему и как это делается — то, конечно, душа его уже ничем не будет смущаться и не примет на себя никакого чувства печали; и тогда он уже ничего не страшится».
  158 стр. «Коленопреклоненно будем умолять само Слово, и Премудрость, и Правду, то есть единородного Сына Божьего, чтобы Он благодатью Своей вливаясь в наши сердца, удостоил осветить тёмное, отворить замкнутое и изъяснить тайное, что мы ищем, или просим, или стучим...».
  159 стр. «Попытаемся поискать и исследовать каким образом это столь великое различие и разнообразие мира существует, по-видимому, вполне согласно со справедливостью и имеет смысл, иначе говора, в сотворенном не должно усматривать ничего несправедливого, ничего случайного, но в нем всё существует так, как требует правило нелицеприятной правды».
  159 стр. «Когда мы говорим, что в мире существует разнообразие, и что мир сотворен Богом, Бога же называем и благим, и праведным, к нелицеприятным, тс очень многие обыкновенно возражают нам:
  «Каким образом можно согласить с правдой Бога, что одни существе Он сотворил высокими, а иные сотворил низшими и худшими на много ступеней. Затем они возражают и относительно того, что на долю одних выпадает более счастливый жребий рождения...»
  157 стр. «...Между людьми, тоже существует немалое различие: ибо одни из них — варвары, другие — греки, и из варваров некоторые свирепы и жестоки, другие же — сравнительно кроткие. И некоторые люди, как известно, пользуются весьма похвальными законами, другие — более низшими и суровыми, а иные пользуются скорее бесчеловечными и жестокими обычаями, чем законами. Некоторые от самого своего рождения находятся в унижении и подчинении, и воспитываются по рабски; другие же воспитываются более свободно и разумно; у некоторых — здоровое тело, у других же — больное от самого детства; одни имеют недостаток в зрении, другие в слухе; иные в голосе; одни родились такими, другие получили повреждение этих чувств тотчас после рождения, или же потерпели это уже в зрелом возрасте. Впрочем, зачем мне раскрывать и перечислять все человеческие бедствия, от которых свободны одни, и которым подвержены другие».
  160 стр. «Если таково различие и столь различны и разнообразны условия рождения, свободная же воля в этом случае не имеет места (потому что никто, ведь, не выбирает сам себе, где или у кого или в каких условиях ему родиться), значит это происходит от различия душ, так что душа злой природы назначается к дурному народу, добрая же душа посылается к добрым (людям), или все же это — думают они — совершается случайно. Конечно, если принять это последнее предположение, то нельзя веровать, что мир сотворен Богом и управляется Его промыслом».

                            Разъяснения Оригена
   160 стр. «Всех, кого Он сотворил, Он сотворил равными и подобными, потому, что для Него не существовало никакой причины разнообразия и различия. Но так как разумные твари одарены способностью свободы, то свобода воли каждого или привела к совершенству через подражание Богу, или повлекла к падению через небрежение. И в этом, как мы уже говорили выше, состоит причина различия между разумными тварями: это различие получило свое начало не от воли или решения Создателя, но от определения собственной свободы (тварей). Бог же,
  161 стр. признающий справедливым управлять Своим творением сообразно с его заслугами, направил это различие умов к гармонии единого мира; Он создал как бы один дом, в котором должны находиться сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные, и одни сосуды — для почетного употребления, другие же для низкого. Таковы-то, я думаю, причины разнообразия в мире; божественный же промысел управляет каждым существом соответственно его движениям или расположению души. При таком понимании, Творец не оказывается несправедливым, так как Он поступает с каждым по заслугам, сообразно с предшествующими причинами; счастье или несчастье рождения каждого и все прочие условия не признаются случайными, и, наконец, не утверждается существование различных творцов или различие душ по природе».
  258 стр. «Только этим учением и можно защитить правду Божию во всех распоряжениях Бога относительно этих тварей, потому что (по этому учению) каждая тварь в самой себе имеет причины того, что она находится в том или другом порядке жизни. Некоторые же, неразумен и не понимая, что разнообразие этого порядка установлено Богом на основании предшествующих действий свободной воли, думают, что всё, происходящее в этом мире, совершается или случайно или по роковой необходимости, и, что ничего не зависит от нашей воли. Поэтому они и не могут признать Промысел невиновным».
  226 стр. «Природа душ не различна, но одна у всех. И если они согласны, что один и тот же горшечник означает, без сомнения, одного Творца, то очевидно, спасаемые и погибающие созданы не различными творцами. Бог делает сосуды почетными или низкими на основании предшествующих причин, доказательство правды Божьей не встречает никакого препятствия».
  161 стр. «Но, мне кажется, и Священное Писание также не умолчало совершенно о смысле этой тайны. Так, ап. Павел, рассуждая об Иакове и Исаве говорит: «Неужели неправда у Бога? Никак!» Таким образом, при тщательном исследовании слов Писания относительно Иакова и Исава оказывается, нет неправды у Бога, что Иаков, даже во чреве матери запинал своего брата; мы понимаем, что он (Иаков) достойно возлюблен был Богом, по заслугам предшествующий жизни и потому заслужил быть предпочтенным брату... Создатель определяет каждому существу различную должность служения на основании предшествующих причин, по достоинству заслуг...».
  161 стр. «Итак, рассматривая то изречение, которое высказал апостол, рассуждая о рождении Исава и Иакова, именно: «еда неправда у Бога? Да не будет!» — Я нахожу справедливым, что то же самое изречение должно быть приложимо и ко всем тварям, потому что правда Творца, как сказали мы выше, должна проявляться во всём».
  162 стр. «Впрочем, некоторые из существ, обладающих наилучшими заслугами, страдают вместе с остальными, ради украшения состояния мира я назначаются служить низшим (тварям), вследствие чего и сами они становятся причастными спасению». (Вот и ответ на вопрос — почему страдают хорошие люди. Е. Б.).
  148 стр. «Душа есть субстанция (sensibilis и mobilis) т.е. чувствующая и подвижная».
  266 стр. «Смерть производит только изменение тела, субстанция же его, (душа) конечно, продолжает существование, и, по воле Творца, в своё время будет восстановлена для жизни и снова подвергнется изменению, так что тело бывшее первоначально из земли земным, потом вследствие смерти разложившееся и обратившееся снова в прах — опять восстанет из земли, пока не достигнет славы тела духовного сообразно с достоинством души, которая будет обитать в нем». (Весь процесс повторных рождений указан в этих словах Оригена. Е. Б.).
  266 стр. «Но это произойдет, нужно полагать, не внезапно, а мало-помалу и по частям в течение бесконечных и неисчислимых веков. Очищение и исправление будет совершаться постепенно и в отдельности для каждого существа; при этом одни будут идти впереди и будут стремиться к высшим степеням скорее, другие будут следовать (за первыми) в ближайшем расстоянии, а иные далеко позади — и таким образом, через многие и бесчисленные ряды дойдет (очередь) и до последних. Когда же все разумные души будут восстановлены в такое состояние, тогда и природа этого нашего тела будет возведена во славу тела духовного».
  157 стр. «Есть также некоторые невидимые силы, которым поручена забота о земных существах». (На Востоке их называют Владыками Кармы. Е. Б.)
  260 стр. «Но это покорение будет совершаться некоторыми определенными способами, путем определенного научения и в определенные времена. При этом никакая необходимость не будет принуждать к покорению, так что весь мир будет покорен Богу не силой, не наказанием, но словом, разумом, учением, призыванием к добру, наилучшими учреждениями, а также надлежащими и соответствующими угрозами, справедливо устрашающими тех, кто пренебрегает своим здоровьем и заботой о своём спасении и пользе. Ведь, и мы, люди, обучая рабов или сыновей, обуздываем их угрозами и страхами, пока они, по своему возрасту, еще невосприимчивы к убеждению; когда же они станут понимать добро, пользу и честь, тогда прекращается страх побоев, и они довольствуются словесными и разумными убеждениями ко всему доброму. Но, как нужно управлять каждым, при сохранении свободной воли во всех разумных тварях?»
  156 стр.
«Ибо Творец предоставил созданным Им умам произвольные и свободные движения, конечно, для того, чтобы добро было собственным их добром в том случае, если оно будет сохраняться по собственной (их) воле. Но леность и нерасположение к труду в деле сохранения добра, а также отвращение и пренебрежение к лучшему положили начало отступлению от добра. Отступить же от добра означает ничто иное, как сделать зло: ибо известно, что зло есть недостаток добра».
  245 стр. «Душа всегда обладает свободным произволением, — все равно находится ли она в этом теле или вне тела, — и свобода произволения всегда направляется или к добру или ко злу; без всякого же движения, доброго или злого, разумная мысль, т.е., ум или душа существовать никогда не может».
  250 стр. «
...Для человека лучше быть или в добродетели или в пороке, нежели не в том ни в другом. Если же душа прилепляется к плоти, то, насыщенная и исполненная теми несчастиями, как бы утомленная душа тяжелейшим бременем невоздержания и похоти, она легче и скорее когда-нибудь отвратится от материальных нечистот к небесному желанию и духовной красоте. Для души полезнее даже следовать плотскому греху, чем пребывать в своих расположениях (стремлениях) и находиться в состоянии неразумного животного».
  277 стр. «Душа, как мы часто говорим, бессмертна и вечна; поэтому мы думаем, что на протяжении многочисленных и бесконечно огромных и разнообразных веков, она может от высочайшего добра нисходить к крайнему злу или от крайнего зла возвращаться к высочайшему добру».
  119 стр. «Души управляются свободой произволения и, как своё совершенствование, так и своё падение производят силой своей воли; сами они направляют движение своих поступков туда, куда склоняется свобода их собственного разума, которая возвращает их снова на те же самые круги после многих веков».
  90 стр.
«Есть некоторые силы называющиеся — противными», и говорится, что некогда они были непорочными и находились между теми, которые еще (и доселе) пребывают непорочными, то это ясно показывает, что никто не может быть непорочным субстанционально, или по природе, и что равным образом никто не может быть и оскверненным субстанционально. Отсюда следует, что от нас и от наших движений зависит — быть святыми и блаженными или же, наоборот, вследствие лености и нерадения, из состояния блаженства низвергнуться в злобу и погибели настолько, что крайнее развитие зла, — если кто уже настолько возненавидел о себе, — доходит до такого состояния, в котором существо делается так называемой «противной силой».
  154 стр. Дух и душа. «На основании евангельских свидетельств — под именем души ей приписывается одно, а под именем духа — другое. Когда Спаситель хочет указать какое-нибудь страдание или смущение Свое, то указывает это под именем души; так например Он говорит: «Ныне душа Моя возмутися», и «прискорбна есть душа Моя до смерти», и: «никто же возьмут душу Мою от Мене, но Аз полагаю о Себе». Но в руки Отца передает не душу, а дух, и когда плоть называет немощной, то бодрым называет дух, а не душу. Отсюда видно, что душа есть нечто среднее между немощною плотью и бодрым духом».
  202 стр. «Существуют разумные и небесные силы, которые, как известно, получают жребий заботиться о человеческом спасении, в качестве некоторых помощников и служителей Бога. Вышеуказанные разумные небесные силы в восточных учениях называются Владыками кармы (Е. Б.). Душа вечна и бессмертна, а бессмертное и вечное, хотя бы и не скоро излечивалось, не отстраняется однако от спасения, которое (только) откладывается до более удобного времени. Бог с великим терпением допускает совершение того, что, действуя на людей извне, может обнаружить и вывести на свет страсти и пороки их, скрытые внутри, дабы, таким образом, могли очиститься и из­лечиться люди, которые, вследствие великого небрежения и беззаботности, приняли в себя корни и семена грехов.
  Кто предварительно не познал своей слабости и болезни, тот не считает нужным искать врача, или же, снова получивший здоровье, не будет благодарен врачу. Точно также, кто прежде не узнал грехов души и своих греховных немощей, и не открыл их, тот не может очиститься. И может быть, людям более или менее глубоко зараженным отравою зла, даже полезно получить (спасение) попозднее. Ведь врачи, хотя иногда и могут затянуть рубцы ран очень скоро, однако откладывают и отдаляют настоящее здоровье, ради лучшего и более прочного выздоровления. Они знают, что лучше подольше подержат опухоль на ранах и на некоторое время допустить истечения гноя, нежели спешить к поверхностному излечению. Выброшенные вон и вызванные на поверхность эти грехи уже могут быть, как бы извергнуты и переварены. Душа может освободиться от своих болезней, пресытиться злом, и, таким образом, после многих страданий, возвратиться в свое (первоначальное) состояние.
  Бог же, управляет душами имея ввиду не только краткое время нашей жизни, заключающееся в пределах около шестидесятилетия — или немного более, но бесконечное и вечное время. Сам великий и бессмертный Он промышляет о бессмертной душе».
  168 стр. «Если для выздоровления тела от болезней врач считает необходимым лечение при помощи более или менее сурового и жестокого средства, а иногда нуждаемся в мучительном применении железа или отсечения, а до крайности развившуюся болезнь выжигает даже огонь; то тем более Бог, этот врач наших душ, желая истребить болезни души применяет (огонь)».
  167 стр. Об огне. «У пророка Исайи мы находим указание, что у каждого есть собственный огонь, которым он наказывается. Пророк говорит: «ходите светом огня вашего и пламенем, его же разжегосте». Этими словами указывается, по-видимому, то, что каждый грешник сам для себя зажигает пламя собственного огня, но не погружается в какой то огонь, зажженный уже раньше (кем-то) другим или прежде него существовавший. Материей и пищей для этого огня служат наши грехи, которые апостол Павел называет — деревом, травой и соломой. Так, я думаю, и душа собирает в себе множество злых дел и обилие грехов; в надлежащее время всё это собрание зла воспламеняется. Тогда самый ум, или совесть божественной силой будет воспроизводить в памяти всё, что сделал гнусного, постыдного, или что совершил нечестивого и, таким образом, будешь видеть перед своими глазами некоторую историю своих преступлений. Когда сама совесть будет преследовать и бить себя своими собственными рожнами, и сама сделается своей обвинительницей и свидетельницей. Таким образом, орудие мучения образуются вокруг самой субстанции души, (именно) из гибельных греховных настроений».
  168 стр. «Но если тебе довольно трудно понять это — то вспомни, что обыкновенно случается с душами, а именно, когда душа или сжигается пламенем любви или ревности, или когда иссушается огнем зависти, или возбуждается гневом, или снедается величайшим безумием или печалью, находясь еще в жизни». (Выражение «сгорел от стыда» очень точно подтверждает мысль Оригена. Е. Б.).
  «Но можно, думаю, представить и другой вид наказания: душа, когда окажется вне порядка и связи, или в не той гармонии, в которой она сотворена Богом для добрых дел и плодотворного чувствования, будет чувствовать разлад с собой во всех своих разумных движениях, — будет нести, нужно думать, наказание и муку этого разлада с собой и будет чувствовать возмездие за свое непостоянство и беспорядочность. Когда это разделение и разлад души испытается (ею) в огне (внутреннем) — как мы его понимаем, — то, без сомнения — это будет основанием более прочной связи (с высшим миром) и обновления. Есть много и другого, что скрыто от нас и известно только Тому, Кто есть врач наших душ».
  109 стр. «Бог, всё, что происходит в мире, обращает на общую пользу и направляет к общему преуспеванию всего бытия; те самые твари, которые настолько удалились друг от друга вследствие разнообразия души, приводят к некоторому согласию в деятельности, чтобы они, хотя и различными движениями своих душ, но всё-таки работали для полноты и совершенства единого мира. Различные движения их искусно направляются к гармонии и пользе единого мира; так, одни существа нуждаются в помощи, другие могут помогать, иные же возбуждают брани и состязания против преуспевающих и всё это затем, чтобы в борьбе обнаружилось усердие этих последних, а после победы надежнее сохранилось состояние, приобретенное ими путем затруднений и страданий».
  214 стр. «Домостроительство о людях не заключается в пределах жизни этого века, но степень предшествующих заслуг всегда служит основанием будущего состояния, и, таким образом, бессмертным и вечным судом правды и управлением божественного Промысла бессмертная душа приводится к высшему совершенству».
  312 стр. «Итак, каждому из тех, которые нисходят на Землю — сообразно с его заслугами или с тем местом, какое он занимал там, — в этом мире определяется родиться в разных странах, среди разных народов, в разных отношениях, с такими или иными слабостями, и произойти или от богобоязненных, или от менее благочестивых родителей: при этом иногда случается, что израильтянин попадает в число скифов, а бедный египтянин изводится (из Египта) в Иудею».
  163 стр. «Разнообразие не есть первоначальное состояние твари. Но Создатель определяет каждому существу различную должность служения на основании предшествующих причин по достоинству заслуг, и каждое существо в самом себе имеет причины разнообразия, предшествующие телесному рождению.
  В этом (управлении), конечно, обнаруживается полная мера справедливости, потому что — неравенством вещей сохраняется справедливость воздаяния по заслугам».
На этом кончаю выписку фрагментов из книги Оригена «О Началах».
  Просматривая страницы фрагментов обращаешь внимание, что они выбраны очень разбросано. Причину этой разбросанности объясняет переводчик и исследователь книги «О Началах» — Н. Петров в своем «Историко-критическом очерке», помещенном в начале издания.
  Н. Петров пишет: «План книги, по-видимому, очень запутан», (стр. 28). «Этот план заставляет его (Оригена) несколько раз повторяться (стр. 39), потому что этот же вопрос в одном отделе рассматривается с точки зрения свободы воли, а в другом с точки зрения нравственного преимущества», (стр. 37).
  Сам Ориген говорит: «Надо повторить, что было сказано», (стр. 320). В другом месте — на стр. 330 — опять: «Я думаю, мы насколько возможно короче повторим еще и о бессмертии разумного существа».
  Все эти указания достаточно убедительно объясняют выбор, расположение и композицию фрагментов.





Просмотров: 498 | Добавил: solar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

география
География посещений


всё для здоровья
Магазин аюрведических товаров

...

...
Я в ALLMLM.ru

радость души
Block content

Фото Летние цветы. Гладиолус.

Фото Viktorya на SunHome.ru:
Фото / Цветы / Садовые цветы


OZARENIE918.UCOZ.RUБесплатный конструктор сайтов - uCoz